УДК 37.004

Проблемы и перспективы развития образования в мировой экономике

Гао Ясинь – бакалавр Школы экономики и торговли Хэйлунцзянского восточного университета, г. Харбин, Китай.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами и перспективами развития образования в мировой экономике. Рассмотрена важность цифровизации в развитии образовательного процесса. Современный процесс образования в мировой экономике связан с формированием образа преподавателя, как ключевой фигуры данного процесса. Изучены основные перспективы развития образования в мировой экономике.

Ключевые слова: проблемы, перспективы, развитие, образование, мировая экономика, общество.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях увеличивается важность и ценность образования в системе мировой экономике. Это связано с возрастающими потребностями общества в грамотных специалистах, процессами глобализации, цифровизации общества и т.д. Существуют определенные проблемы, которые сдерживают процесс развития образования в мировой экономике. К числу таких факторов можно отнести недостаток финансирования, неэффективность отдельных механизмов и процессов образования, недостаток специалистов в данной области, низкий уровень международного обмена знаниями и т.д. В этих условиях важной необходимостью является поиск эффективных форм и перспектив развития образовательной деятельности с учетом мировых трендов и событий.

Рисунок3

На Рисунке 1 представлены основные проблемы современной образования.

Рисунок 1. Основные проблемы современной образования

Развитие информационных технологий привело к значительным изменениям в образовательной среде в мировой экономике. С появлением интернета и развитием цифровых технологий обучение стало более доступным и гибким. В настоящее время обучающиеся имеют возможность получать знания онлайн, общаться с преподавателями и другими учащимися через интернет, использовать цифровые образовательные ресурсы, такие как электронные учебники, видеоуроки, онлайн-курсы и многие другие [4, с.409].

Это привело к появлению новых форматов образования: дистанционное обучение, онлайн-курсы и массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). Благодаря им учащиеся изучают материалы из любой точки мира, учитывая свои индивидуальные потребности и график занятости. Однако, важно помнить, что хотя онлайн-образование имеет свои преимущества, оно также может иметь свои ограничения, такие как отсутствие физической интеракции с учителями и однокурсниками.

Информационные технологии также сделали обучение более интерактивным и привлекательным, предоставляя учащимся доступ к цифровым инструментам, которые обогащают процесс обучения и позволяют более эффективно усваивать знания.

Образовательные учреждения внедряют новые технологии в учебный процесс, такие как интерактивные доски, мобильные приложения, облачные ресурсы и другие инновации, чтобы сделать процесс обучения более современным и эффективным. Но важно помнить о том, что внедрение технологий должно быть обосновано образовательными целями и потребностями учащихся, а также с учетом обучающих методик и индивидуальных особенностей каждого студента.

Для обеспечения качественного и актуального образования необходимо обратить внимание на успешные практики внедрения педагогических инноваций, которые демонстрируют эффективность их реализации [3, с.1].

Многие образовательные учреждения успешно интегрируют проектные методы в обучение. Проектная деятельность позволяет студентам применять полученные знания на практике, решать реальные проблемы и развивать творческие и исследовательские навыки. Примером такой инновации является опыт школ, где студенты учатся, создавая собственные проекты, будь то научные исследования, социальные кампании или инженерные разработки.

Использование виртуальной и дополненной реальности в образовании предоставляет новые возможности для более глубокого и интерактивного обучения. Например, в медицинских университетах виртуальные тренировки позволяют студентам практиковаться в хирургических операциях без фактического вмешательства. Такие инновации не только делают обучение более увлекательным, но и обеспечивают реалистичный практический опыт, что особенно важно в профессиональной подготовке.

С развитием технологий образование становится более гибким и доступным. Гибридные и дистанционные образовательные программы предоставляют студентам возможность обучаться вне зависимости от физического расположения. Университеты, предлагающие онлайн-курсы, дополняя традиционные формы обучения, обеспечивают более широкий доступ к знаниям и возможность учиться в собственном темпе.

Платформы с искусственным интеллектом, адаптирующие обучение к индивидуальным потребностям студентов, представляют собой еще один успешный пример инноваций в образовании. Эти системы могут анализировать стиль обучения, темп усвоения материала и предоставлять персонализированные учебные материалы и задания.

Приведенные примеры успешной реализации педагогических инноваций подчеркивают, что эффективное образование требует постоянного развития и адаптации. Внедрение современных технологий, активное использование проектных методов и переход к гибким формам обучения способствуют более глубокому усвоению материала и развитию у студентов необходимых навыков для успешной адаптации в современном обществе.

Педагоги являются важной частью образовательного процесса и несут ответственность за передачу знаний, навыков, абстрактного мышления и ценностей молодому поколению, а также обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику и мотивацию для обучения и развития личности.

Роль педагога в условиях цифровой среды становится еще более критической, так как современные технологии меняют способы получения знаний, общения и обучения. Педагог должен адаптировать свои методики обучения к новым технологическим возможностям, учитывая потребности учеников в цифровую эпоху.

Ключевым элементом роли современного педагога является развитие цифровой грамотности учащихся. Педагоги должны научить студентов критическому мышлению, обработке информации из различных источников, безопасному и эффективному использованию интернет-ресурсов, а также развивать навыки сотрудничества и творческого мышления в цифровой среде.

Современный педагог должен быть способен использовать новейшие образовательные технологии, такие как интерактивные доски, онлайн-платформы, образовательные приложения и другие цифровые ресурсы, чтобы сделать учебный процесс более привлекательным и эффективным.

Цифровая среда предоставляет огромные возможности для обучения, предоставляя доступ к новым форматам знаний, онлайн-ресурсам и образовательным платформам. Педагоги должны успешно интегрировать эти технологии в учебный процесс и использовать их для стимулирования интереса учащихся и улучшения учебной эффективности.

Цифровая среда постоянно меняется, и требования к педагогам также должны адаптироваться к этим изменениям. Современный педагог должен быть готов к работе в новых условиях, обладать определенными навыками и знаниями.

Одним из главных требований к педагогу является владение информационными технологиями. Педагог должен уметь использовать различные цифровые инструменты в своей работе, такие как электронные учебники, интерактивные доски, системы дистанционного обучения. Он также должен быть знаком с принципами работы интернета и социальными сетями, чтобы использовать их в качестве инструментов для обучения и общения со студентами [1, с.59].

Педагог должен уметь разрабатывать собственные цифровые материалы, такие как презентации, тесты, обучающие программы. Это поможет ему адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого студента и сделает обучение более интересным и эффективным.

Важно, чтобы педагог обладал навыками коммуникации и мог работать в команде. В цифровой среде общение между преподавателями и студентами часто происходит через интернет, поэтому педагог должен уметь эффективно использовать различные средства коммуникации, такие как электронная почта, мессенджеры, видеоконференции.

Существуют огромные перспективы развития образования в мировой экономике, к числу которых можно отнести следующие:

1) усиление международного обмена знаниями, опытом и навыками работы;

2) вывод системы образования на новый качественный уровень развития;

3) появление новых образовательных технологий;

4) повышение квалификации педагогов;

5) увеличение стимулов и мотивации в образовательной деятельности со стороны учащихся;

6) усиление коммуникационного обмена между участниками образовательного пространства и т.д.

В целом можно сделать вывод, что развитие образования в мировой экономике имеет, как проблемы, так и перспективы развития. Для решения возникших проблем могут быть использованы педагогические инновации. Педагогические инновации представляют собой мощный инструмент для развития и трансформации системы образования. Путь к успешной интеграции инноваций лежит через понимание и учет потребностей и возможностей всех участников образовательного процесса, а также через готовность к непрерывному обучению, экспериментированию и сотрудничеству.

Список литературы

  1. Гаврюшин А. В. Реформация технологий преподавания на примере финской системы образования // Молодой ученый. 2016. № 7.6 (111.6). С. 59-62.
  2. Зубрилин К.М. Особенности реализации совместной образовательной программы // Преподаватель XXIвек. 2021. № 1. С. 191-197.
  3. Светлов А.А. Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт // Образование и воспитание. 2020. № 1 (27). С. 1-4.
  4. Хрысева А. А. Проблемы развития современной системы образования как один из рисков глобальной экономики // Молодой ученый. 2013. № 5 (52). С. 409-411.