УДК 37.013

Исследование психолого-педагогических тенденций дистанционного обучения в современной школе

Бочкарева Татьяна Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Елабужского института Казанского федерального университета.

Шавельева Диана Михайловна – магистрант Елабужского института Казанского федерального университета.

Аннотация: В статье были рассмотрены психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения в современной школе. Были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются как педагоги, так и обучающиеся в процессе дистанционного обучения. Особое внимание уделено роли учителя, его методическим приемам, а также методам преодоления проблем с психологической и методической стороны. Выведены ключевые факторы успешного дистанционного обучения и предложены практические рекомендации для повышения эффективности образовательного процесса в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, школьное образование, учитель, обучающиеся, психолого-педагогические аспекты, методические проблемы, онлайн-обучение, эффективность обучения.

В процессе работы возникает множество проблем, на которые педагогам приходится искать решения. Опросы коллег и онлайн-семинары позволили выявить основные трудности дистанционного обучения: недостаточная обратная связь между учителем и учеником; низкое качество контроля знаний; отсутствие мотивации у учеников без постоянного контроля учителя; недостаток практических навыков; невозможность развивать коммуникативные навыки из-за низкой компьютерной грамотности; плохая техническая оснащенность и низкая скорость интернета.

В свою очередь, учащиеся выделяют ряд проблем в процессе дистанционного обучения, такие как ограниченность общения, недоступность личной консультации с учителем, длительное время, проведенное перед монитором, и сложности в организации времени для выполнения заданий. Для повышения эффективности дистанционного обучения учителю необходимо использовать разнообразные активные методы и электронные ресурсы. К основным методам и средствам дистанционного обучения относятся: электронные учебники и пособия, компьютерные программы с возможностью удаленного доступа; обучающие видеоматериалы и аудиозаписи; возможность удаленного взаимодействия с учителем через сообщения или в режиме реального времени (например, через Skype, видеоконференции, обучающие платформы); виртуальные лабораторные работы и тренажеры с удаленным доступом; тестирование знаний с использованием удаленного доступа.

Особое внимание следует уделить роли учителя в дистанционном обучении. Учитель должен отвечать на вопросы учащихся, оценивать их усвоение материала и планировать дальнейший процесс обучения. При планировании дистанционных уроков необходимо тщательно проработать формы взаимодействия, вопросы для проверки знаний и темы для обсуждения, учитывая, что дискуссии способствуют более глубокому осмыслению материала. Отчуждение учащихся от учителя снижает их активность и влияет на результаты обучения. Многие сталкиваются с трудностями в дистанционном обучении из-за требования к высокой мотивации, планированию учебной деятельности и самостоятельной работе с информацией. Это указывает на низкую эффективность дистанционного обучения без участия учителя и его контроля в реальном времени [3].

Проблемы в организации дистанционного обучения школьников среднего возраста выделяются из-за различий в подходах к ученикам разных возрастных групп. Учащиеся младших классов часто находятся под более пристальным контролем родителей, что может затруднять самостоятельную работу. Старшеклассники, имея более высокую мотивацию и организованность, могут лучше адаптироваться к дистанционному обучению, но некоторым из них также может не хватать поддержки и мотивации. Поэтому при разработке стратегий дистанционного обучения важно учитывать индивидуальные особенности каждой возрастной группы [4].

Психологические проблемы возникают как у преподавателей, так и у учащихся. У преподавателей могут возникать проблемы с навыками работы с интернет-технологиями, мобильностью, а также из-за различий в возрасте и психологических особенностях. Некоторые преподаватели могут испытывать нехватку мотивации для внедрения новых подходов к образованию и отказываться от изменения своей роли как транслятора информации. Это может приводить к конфликтам из-за несовпадения ожиданий по ресурсам и ролям [5].

В сфере образования распространено представление о том, что многие преподаватели готовы к внедрению новых технологий в учебный процесс. Однако использование компьютерных технологий может оказывать влияние на два основных аспекта взаимодействия между учащимся и преподавателем: информационный ресурс и ролевой статус. Это может вызывать сопротивление со стороны преподавателей, которые привыкли работать в репродуктивной технологии и не видят своей роли в новом образовательном процессе. Любые изменения в организации учебного процесса могут вызывать определенное сопротивление, которое в конфликтологии называется «инновационным конфликтом». Вероятность возникновения такого конфликта возрастает, если нововведение масштабно, в него вовлечено много людей, оно радикально, происходит быстро и не имеет достаточного информационного обеспечения [2].

Исследования показывают, что инновационный конфликт характеризуется многообразием мотиваций у его участников. Мотивации новатора и консерватора различаются по направленности: у первого они склонны к общественной ориентации, а у второго – к личностной. Среди наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся, могут быть выделены следующие: неохота (или неспособность) к общению и установлению контактов с другими обучающимися и преподавателем; молчание во время телеконференций или в чатах; чрезмерная эмоциональность, несвойственный для делового общения стиль; излишняя агрессивность и критичность в высказываниях, иногда даже оскорбления в адрес преподавателей и одноклассников; недостаточная согласованность в работе виртуальной учебной группы [1].

Для решения этих трудностей преподаватель должен освоить определенные методы, применяемые психологами и педагогами в подобных ситуациях. Психологическое тестирование и формирование групп с учетом совместимости могут значительно помочь выявить потенциально конфликтные личности.

Методические проблемы могут быть вызваны как объективными, так и субъективными причинами. Объективные причины включают неправильный выбор методов и форм обучения без учета целей, содержания и средств обучения. Субъективные причины связаны с личностью преподавателя, который координирует дистанционное обучение. При использовании активных методов обучения преподаватель должен играть роль консультанта, эксперта и фасилитатора, быть демократичным и эмоционально доступным. При групповой форме дистанционного обучения преподаватель должен помочь студентам познакомиться друг с другом и спланировать совместную работу. Одной из основных методических проблем в настоящее время является постоянный контроль за деятельностью и успеваемостью обучающихся [3].

В ходе анализа и оценки психолого-педагогических тенденций дистанционного обучения в современной школе были выявлены ряд проблем, как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся. Педагогические вызовы включают в себя необходимость корректировки календарно-тематического планирования, обеспечение обратной связи с учащимися, а также оценку и контроль учебных достижений. Обучающиеся сталкиваются с проблемами мотивации, коммуникации, и организации учебного процесса. Необходимость адаптации к новым технологиям и методам обучения требует от педагогов активного освоения различных электронных ресурсов и методов дистанционного обучения. Важно учитывать индивидуальные особенности каждой возрастной группы обучающихся при разработке стратегий обучения. Кроме того, преподаватели должны быть готовы к преодолению инновационных конфликтов и использованию психологических методов для разрешения проблем взаимодействия с обучающимися. Решение этих проблем требует комплексного подхода и внедрения эффективных методов работы как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся.

Список литературы

  1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2017. – №3 – С. 85-92.
  2. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. – 2019. – №11 – С. 124-125.
  3. Ольнев А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. – 2021. – № 1 – С. 96.
  4. Парахина О.В. Новые технологии и классические идеи в ИТ-образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2020. – №11. – С. 37-39.
  5. Фадеев Г.Н. Интегративно-аксиологический подход к созданию систем дистанционного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2019 – №3 – С. 31-39.