УДК 37

Особенности коррекции психомоторных функций у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией посредством кинезиотерапии

Барабанщикова Елена Васильевна – студентка Бурятского государственного университет имени Доржи Банзарова.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы психомоторного развития дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Рассмотрены особенности логопедической работы по коррекции психомоторного развития с использованием средств кинезиотерапии.

Ключевые слова: Псевдобульбарная дизартрия, психомоторные функции, дошкольный возраст, речевые нарушения.

В настоящее время проблема изучения псевдобульбарной дизартрии занимает особое место в современных исследованиях. Большой интерес к данной проблеме обусловлен широкой распространённостью данного нарушения речи. Кроме этого, дизартрия представляет собой достаточно сложное нарушение, обусловленное центральноорганическим генезом, который проявляется в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Также отмечается, что наряду с нарушением речевой симптоматикой, также присутствует целый ряд неречевой симптоматики, в частности - нарушение психомоторных функций. Отмечаются следующие нарушения: двигательная неловкость общей и мелкой, артикуляторной моторики, наличие множественных синкенизий, неловкость, замедленность, скованность движений, гипо- и гипертонус мышц [6].

«У детей с псевдобульбарной дизартрией значительные трудности вызывает динамическая организация двигательного акта. Наиболее нарушенным является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определённом функционировании премоторных систем, обеспечивающем кинестетическую организацию движений» [1, с. 60].

По мнению Т. Г. Визеля под психической составляющей «феномена психомоторного развития» подразумевается когнитивная сфера (мышление, речь, память, внимание, эмоции, воля). Тогда как «моторное развитие» недостаточно дифференцировано исследователями. Она считает, что есть определённая неоднозначность в самом понятии «моторная сфера» и тех критериев, которые к ней относятся. В частности, нет достаточной разграниченности моторных актов на действия [3].

Двигательный акт, с точки зрения Бернштейна Н.А. [2] представляет собой многоуровневую структуру. В своих исследованиях он выявил тот факт, что сигналы обратной связи, в зависимости от того какую они несут информацию приходят на разные чувствительные центры головного мозга и переключаются на разные пути моторных центров. При этом каждый уровень имеет специфические проявления и характерные классы движений. Данный подход позволяет разложить сложный двигательный акт на отдельные составляющие и проанализировать нарушения на отдельных его сегментах.

Кинезиология на наш взгляд является наиболее эффективным средством в развитии психомоторных функций, так как она направлена на механизм возникновения психофизиологических отклонений. Скоординированные движения формируют новые нейронные связи, стимулируют межполушарное взаимодействие, а также позитивно влияет на развитие всех психических процессов дошкольников.

А.Н. Гвоздев считает, что «главенствующую роль кинестетических ощущений в формировании речевого развития оказывают именно сочетательные движения кистей рук и артикуляторных движений, которые составляют целостную функциональную речевую систему».

Экспериментальная часть нашего исследования состоит из трёх этапов. На первом из них описан констатирующий эксперимент, на втором – формирующий, на третьем - контрольное исследование эффективности программы.

Всего в эксперименте участвовало 20 детей с логопедическим заключением псевдобульбарная дизартрия, из которых 10 детей составили экспериментальную группу и 10 детей - контрольную группу эксперимента. Все исследуемые были выбраны на основании протоколов с логопедическим заключением: псевдобульбарная дизартрия. Исследуемые дети, по заключению врачей, имели сохранный интеллект, зрение и слух.

Так как двигательный акт представляет собой сложное многоуровневую систему, то исследование сформированности психомоторных функций нами было осуществлено с позиции уровневой организации построения движения. Для определения оценки психомоторного развития дошкольников с псевдобульбарной дизартрией мы руководствовались методикой исследования статической координации движений Волковой Г.А., тесты для психомоторного развития Озерского Н.И., Гуровец М.О.; диагностика сформированности орального праксиса Архиповой Е.Ф.

Анализ результатов исследования показал общую несформированность психомоторной сферы в обеих группах исследования. При исследовании орального праксиса у многих детей отмечается вялая мимика, девиация языка, недиффиринцированность инструкций. В целом немногие из детей смогли выполнить задание с первой попытки, многие справились лишь со второй и третьей попытки. Необходимо отметить, что никто из детей не показал высокий уровень психомоторного развития, средний уровень показали 40% детей, низкий - 60%.

На основе полученных результатов была разработана и апробирована программа по формированию психомоторных функций с использованием средств кинезиотерапии. В структуру логопедических занятий были включены кинезиологические упражнения по коррекции нарушений психомоторики. Для родителей был проведён мастер класс и разработаны буклеты с комплексами упражнений, которые можно проводить в домашних условиях.

 Каждое занятие включало кинезиологические упражнения, которые были направлены на развитие статических, изолированных движений, координации движений, двигательной памяти, символического праксиса, предметных и пространственных действий. Структура каждого занятия включает в себя: растяжки, дыхательные упражнения, артикуляционные и мимические упражнения, реципроктные (перекрёстные) телесные упражнения, массаж самомассаж и упражнения на релаксацию. На занятиях использовались нейро-дощечки, кинезиологические мешочки и мячи, нейро-дорожки, для дополнительной стимуляции межполушарного взаимодействия.

Основная цель при формировании статической координации движений является нормализация тонуса мышц. Применялись упражнения на равновесие с использованием балансира, кинезиологических мешочков (на основе комплекса упражнений Мурыгина Н. В., Вешняковой Л.В.). Дыхательные упражнения содержали статические дыхательные упражнения (стоя, сидя, лежа). С целью развития кинестетических ощущений применялся самомассаж с использованием Су Джок мячи, массажных ковриков. Артикуляционная гимнастика на данном уровне содержала упражнения на удержание позы с использованием энергопластики «Улыбка», «Заборчик», «Окошко», «Блинчик» (Крупенчук О. И.).

Развитие динамической координации движений способствовало выработке координации движений, развитие синхронности и изолированности движений. На занятиях включались растяжки «Солнышко», «Яблоня»; динамические дыхательные упражнения, включающие различные виды движений; упражнения с кинезиологическими мячами, мешочками «Лови», «Вышиваем крестиком». Для улучшения скоординированности, переключаемости движений, использовались упражнения для развития мелкой моторики пальцев «Ладонь - кулак», «Пианист», «Комканье платка». Артикуляционная гимнастика содержала упражнения с переключением одних движений другими (Улыбка - трубочка -окошко).

Для развития скорости движений использовались дыхательные упражнения “Свеча", "Ныряльщик", "Надуй шарик”. Для формирования точности переключения с одного движения на другое использовался комплекс «Умные пальчики» с мячами и мешочками; упражнения для развития мелкой моторики пальцев «Цепочка», «Пальцеход», упражнения со счётными палочками, проговаривание слогов, чистоговорок с одновременными движениями пальцев; артикуляционная гимнастика на переключение одних движений другими («Утро», «Птенчик»).

С целью формирования двигательной памяти, пространственной и временной последовательность движений использовались дыхательные упражнения с пропеванием гласных «Цветок распустился», «Пускаем облачко» и др. Для развития мелкой моторики используются упражнения с проговариванием действия «Горошки», «Фокусник», проговаривание чистоговорок с одновременными движениями пальцев, рисование одновременно двумя руками, игры с неро-дощеками,

Для развития одновременности движений были использованы следующие упражнения: самомассаж с использованием интерактивной артикуляционной гимнастики «В гостях у бабушки и дедушки» (Крупенчук О. И.); самомассаж с двумя Су-Джок мячами с проговариванием стихов «Осень», «Овощи», упражнения для мелкой моторики «Кулак-ладонь», «Лягушка», «Лезгинка», упражнения для автоматизации и дифференциации звуков (Перепятникова Н.Н.)

После проведения коррекционно-логопедической работы по формированию психомоторных функций у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией была проведена итоговая диагностика. Анализ результатов показал улучшение показателей статической и динамической координации в экспериментальной группе, развитии пространственного поля, нарушение мышечного тонуса и синкенизий сохранилось у 40%. У двух детей показатели психомоторного развития остались на низком уровне, средний показатель отмечен у шестерых детей, высокий у двоих.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике психомоторного развития в результате проведения коррекционно-логопедической работы средствами кинезиотерапии.

Список литературы

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : Астель, 2018. – 288 с.
  2. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. – Москва, 1947. – 112 с.
  3. Визель Т. Г. Современное состояние проблемы психомоторного развития детей и его нарушения / Т. Г. Визель, С. В. Клевцова, С.А. Зайцева //Дефектология в в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты : сборник материалов I международной науной конференции (Москва, 23-24 апреля, 2021 г.) / Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Когито-Центр», – 67-80 с.
  4. Дудьев В. П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / В. П. Дудьев. – Барнаул : АлтГПУ, 2020. – 360 с.
  5. Крупенчук О.И. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика / Крупенчук О. И. – Санкт-Питербург : Литера, 2020. 64 с.
  6. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина // Дефектология, 2003. – №5. – 45-50 с.
  7. Марычева О. И. Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с.