УДК 37

Типы заданий при использовании английской художественной литературы в обучении чтению

Дубко Полина Васильевна – cтудент Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева

Аннотация: В данной статье рассматривались типы заданий при использовании английской художественной литературы в обучении чтению. Рассматриваемыми типами заданий были: 1) интерактивные задания (викторина / «своя игра»), 2) творческие задания (написание сочинений / создание сценки по ролям), 3) дискуссионные задания (ответы на вопросы / обсуждения по теме), 4) тестовые задания (выбор правильного ответа / вписывание слов).

Ключевые слова: литература, чтение, обучение, английский язык, книга, задания.

Введение

При выборе практики внедрения английской художественной литературы в обучение чтению на иностранном языке педагог встречается с несколькими вопросами: как корректно привить ученикам желание читать? Каким образом стоит удачно провести урок используя метод чтения художественной литературы? И как закрепить пройденный материал? Существует достаточное количество методов, которые могут дать ответ на подобные вопросы. Методы могут быть настолько разными, что противоречат друг другу. Но многие попытки тренировать навыки чтения учащихся с помощью книг сформировали более надежный способ.

В качестве вариантов использования художественной литературы, выступает несколько методик. Ниже представлен вариант проведения урока с реализацией этих методик:

  1. Разминка.

Разминка помогает учащимся начать думать о темах, затронутых в тексте для дальнейшего прочтения. Идеи заданий заключаются в коротком обсуждении темы, викторине по теме (викторина или игра в угадайку), словарный мозговой штурм по теме.
Разминка может сосредоточиться на источниках литературных произведений. Можно обсудить, что ученик уже знает об авторе работы, или периоде, в котором он жил и/или написал эту работу. Вы можете попросить своих учеников прочитать короткую заметку об этом. Обсудите или кратко опишите, чем известно это произведение (или попросите их угадать, будет ли эта информация раскрыта во время урока). Данный этап заранее располагает учащихся к произведению, устанавливает некую связь, что потом сыграет роль в понимании приемов, которые автор использует. Это повлечет за собой осведомленность о авторском стиле. Если ученики найдут отклик в своих сердцах творчество того или иного писателя, то можно и в будущем читать его литературу.

  1. Общее восприятие информации.

Учитель может первым прочитать текст, разумеется, если он маленький по объёму (обычно при работе с рассказом или стихом). На данном этапе нельзя загружать учеников, ведь прочтение должно приносить им удовольствие. В качестве проверки усвоенного материала, учащиеся могут попробовать оставить свой комментарий о прочитанном или ответить на общий вопрос о тексе. Позже, при самостоятельном прочтении учащиеся смогут найти для себя какие-либо мелкие детали, которые ранее не заметили.

  1. Заострение внимания на деталях

После обсуждения общего смысла текста, идет работа над деталями. Действовать тут можно задаванием вопросов, ответы на которые ученики будут искать в тексте. Вопросы так же в себе могут содержать и подводку к интерпритации прочитанного. Будет уместным поощрение учеников за использование своих слов с добавлением цитат из текста. Этот этап рассматривает больше разговорную практику, но и она станет прекрасной составляющей практики чтения.

  1. Лексический разбор текста

Этот этап поможет проработать лексику учеников. Достаточным будет найти слова и фразы, имеющие контекстуальное значение и попробовать догадаться о их смысле. Это заложит основу для дальнейшего понимания прочитываемой английской литературы. Если ученики будут затруднены переводом каких-нибудь возможных фраз, то хорошим решением для учителя будет подобрать эквиваленты на русском языке.

  1. Закрепление пройденных этапов

На этой ступени существует множество вариантов проведения урока, все зависит от выбранной литературы. Если было выбрано стихотворение, то можно обсудить поднятые в нем темы. При выборе рассказа или его части, ученики могут рассказать о вариантах своих действий, будь они героями рассказа. А если вы прочли пьесу, красивым завершением работы с ней будет устроенная учениками игра по ролям.

Главное помнить о интересе учеников, ведь если они будут заинтересованы читаемым, то будут получать от чтения удовольствие. При таком исходе, их навыки чтения будут набирать обороты.

Так же присутствует еще одна методика, которая имеет схожие черты с той, что описана ранее

  1. До чтения текста

Перед чтением следующей главы или текста важно потренировать вербальную интуицию и логически представить себе ситуации. Также будет оставаться полезным попросить учеников строить догадки о возможном смысле главы или текста по картинкам в книге. Задавайте вопросы по тексту, на которые ученики отвечают, и проверяйте, правильно ли они ответили на них после прочтения текста и до его прочтения. Все сложные и новые конструкции и слова также должны быть введены перед чтением главы.

  1. Процесс чтения

Затем начинается чтение. Первое чтение текста обычно представляет собой аудиочасть главы книги. При ситуациях, когда литература знакома для большинства учащихся в классе или же в сюжете имеется много действующих лиц, то одобряемо будет провести чтение по ролям. Данный процесс должен оставаться живым и заинтересовывающим.

  1. Заключительная часть чтения.

При окончании чтения литературного текста, важно проверить понимание учащихся, отвечая на их размышления «верно" или "неверно" так же возможным будет выдвижение наводящих вопросов по прочитанному материалу. Перед учащимися будет поставлена задача пересказать собственными выражениями и словами происходящее в произведении. Хорошим заданием так же будет являться рассказать о ситуациях из жизни или других произведениях, которые будут схожими по смыслу ситуации прочитанного. Ученикам, которые обладают более высоким уровнем знания иностранного языка можно предложить рассказать, используя собственный набор слов о смысловой ветви этого произведения, то, чему оно учит и какие примеры оно преподносит. 

В прочтении литературы, которое содержит в себе главы, а не состоит из небольшого рассказа, повести или части книги, важности придаст выполненный учениками проект по изученному произведению, который будет презентован на заключительном уроке. Здесь рассматриваются такие варианты как: не слишком объемная презентация, включающая в себя краткое содержание книги, интересные моменты из нее, а также выводы и мнения о прочитанном материале; сочинения и творческие разработки учеников. Одним из вариантом становится проведение теста, но это в меньшей степени заинтересует класс.

Когда чтение уже было завершено, то ошибочным будет оставить это произведение без заданий по нему. Из многих вариантов закрепления пройденного материала, в данном случае прочитанной художественной литературы, можно выбрать один. Если преподавателем было выбрано интерактивный метод закрепления, то выбор может падать на интеллектуальные игры по теме, или же викторины. Данный метод проведения урока может включать в себя пройти учащимся заранее составленную педагогом игру «своя игра». Ее смысл будет заключатся в том, что класс поделится на команды и по очереди будет открывать ячейки, содержащие в себе вопросы с вариантами ответа. Если команда отвечает на вопрос неверно, то право ответа на этот вопрос переходит другой команде. В случае если команда ответила верно, то она получает балл. Когда игра будет закончена, задачей команд будет являться подсчет своих баллов. Узнав о баллах всех команд, учитель может выделить команды, занявшие первое и второе место по количеству баллов. Ученики из этих команд могут получить оценку пять (если команда набрала самое большее количество баллов) и оценку четыре (если у команды количество баллов составляет второе место).

Похожий план действий можно перенести на обычную викторину. Будет это отличатся лишь тем, что станут отсутствовать кейсы и ячейки, которые ученики будут открывать. Так же можно обойтись и без вариантов ответа. Задачей учителя будет подготовить презентацию с вопросами и правильными ответами на них. Так же каждой команде нужно выделить командира, который будет записывать правильный ответ на бумажку и относить ее на стол преподавателю. Завершив викторину, учителю останется подсчитать результаты каждой команды.

Список литературы

  1. Еремина В. М. (2013) Применение проблемных заданий в процессе обучения чтению художественной литературы на иностранном языке // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. № 6 (53). С. 172-177.
  2. Жиркова О.П. (2016) Роль художественного текста при обучении иностранному языку студентов второго профиля // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. № 35. С. 40-42.
  3. Жyвикина H.Н., Феоктистова И. В. (2011) Интерпретация художественного текста как средство совершенствования коммуникативной компетенции студентов старших курсов языкового вуза // Царскосельские чтения. № 15. С. 317-321.
  4. Загорная Л.П. (1992) о разработке интегрированного курса Иностранный язык плюс художественное развитие // Иностранные языки в школе. N 3-4. C. 5-12.