УДК 372.881.111.1

Использование метода интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения

Жалелова Жибек Анварқызы – преподаватель-ассистент Высшей школы гуманитарных наук Жетысуского университета им. Ильяса Жансугурова (г. Талдыкорган, Республика Казахстан)

Аннотация: Эффективное развитие разговорных навыков в английском языке остается центральной задачей языкового образования. Традиционные методы часто отдают приоритет приобретению грамматики и словарного запаса, оставляя после себя владение разговорной речью. В данной статье исследуется эффективность метода интервью как педагогического подхода к решению этой проблемы. Основанный на принципах коммуникативного преподавания языка, метод интервью погружает учащихся в аутентичный разговорный контекст, способствуя значимому взаимодействию и развитию прагматических навыков, необходимых для эффективного общения. Целью данного исследования является комплексная оценка влияния метода интервью на развитие навыков разговорной речи на английском языке, используя смешанный подход. Разъясняя свои теоретические основы, анализируя существующую литературу и представляя эмпирические результаты, это исследование вносит вклад в дискуссию об инновационных методологиях преподавания языка и их значении для овладения языком.

Ключевые слова: обучение, методика, технология, метод интервью, английский язык.

Введение

В сфере овладения языком развитие разговорных навыков часто рассматривается как один из наиболее важных аспектов. Владение разговорной речью не только способствует эффективному общению, но и открывает доступ к различным возможностям, как в академической, так и в профессиональной сфере. Однако развитие навыков разговорной речи на втором языке, например английском, представляет собой множество проблем,  как для учащихся, так и для преподавателей. Традиционные методы обучения языку часто отдают приоритет приобретению грамматики и словарного запаса, оставляя навыки разговорной речи на втором плане. Следовательно, растет признание необходимости инновационных педагогических подходов, которые отдают приоритет владению разговорной речью.

Метод интервью становится многообещающей стратегией в этом начинании, предлагая динамичный и интерактивный подход к изучению языка. Основанный на принципах коммуникативного преподавания языка (CLT), метод интервью помещает учащихся в аутентичный разговорный контекст, где они участвуют в значимом взаимодействии, обмениваются идеями и договариваются о значении языка в режиме реального времени. Имитируя естественные разговорные ситуации, эта методика не только повышает лингвистическую компетентность, но и развивает прагматические навыки, необходимые для эффективного общения.

В работе Смита Дж. (Smith J.) под названием «Роль методологии интервью в изучении языка» [1] автор углубляется в значение методологии интервью как мощного инструмента для овладения языком. Одной из сильных сторон работы Смита является тщательное исследование различных способов использования методологии интервью в контексте изучения языка. Автор обсуждает универсальность интервью: от общения один на один до групповых обсуждений и виртуальных интервью. Приводя примеры различных форматов интервью, Смит подчеркивает возможность адаптации этого подхода к различным образовательным условиям и предпочтениям учащихся. Автор подчеркивает важность осмысленного общения в овладении языком, утверждая, что интервью дает учащимся возможность участвовать в реальных разговорах, договариваться о значении и развивать прагматические языковые навыки.

Автор обсуждает, как интервью можно интегрировать в языковые учебные программы для улучшения разговорных навыков, содействия приобретению словарного запаса и поощрения самостоятельности учащихся. Посредством структурированных интервью учителя могут предоставить учащимся возможность попрактиковаться в разговорной речи, получить обратную связь и поразмышлять над использованием своего языка, тем самым способствуя постоянному совершенствованию.

Ричардс и Фаррелл в своих исследованиях [2] представляет собой всестороннее исследование стратегий профессионального развития, направленных на повышение качества обучения и эффективности учителей языка в классе. Одной из ключевых сильных сторон работы Ричардса и Фаррелла является акцент на важности постоянного профессионального развития учителей языка. Предлагая практические стратегии, примеры и рекомендации, авторы дают учителям возможность участвовать в постоянном профессиональном развитии и стремиться к совершенству в своей работе.

Целью этой статьи является предоставление тщательного обзора существующей литературы по методологиям изучения языка с особым упором на развитие разговорных навыков. Кроме того, он стремится очертить теоретические основы метода интервью в контексте овладения языком. Путем синтеза теоретических основ и эмпирических данных это исследование направлено на выяснение потенциальных преимуществ использования метода интервью на уроках английского языка.

Более того, в этом исследовании применяется смешанный подход, включающий как качественный, так и количественный анализ для всесторонней оценки эффективности метода интервью. Качественные данные, полученные на основе восприятия и опыта учащихся, дадут ценную информацию о субъективной эффективности этого педагогического подхода, а количественные измерения направлены на эмпирические доказательства его влияния на умение говорить. Путем триангуляции этих источников данных данное исследование стремится обеспечить целостное понимание роли метода собеседования в содействии результатам изучения языка.

Таким образом, в этой статье рассматривается использование метода интервью в качестве педагогического инструмента для улучшения навыков разговорной речи на английском языке. Разъясняя теоретические основы, анализируя существующую литературу и проводя эмпирические исследования, данное исследование призвано внести вклад в более широкий дискурс об инновационных методологиях преподавания языка и их значении для овладения языком.

Исследование

Развитие разговорных навыков у учащихся является важнейшим компонентом языкового образования. Эффективное общение необходимо для академических успехов, профессионального роста и социального взаимодействия. Однако традиционные методы преподавания языка часто не обеспечивают адекватного уровня владения разговорной речью, что заставляет преподавателей использовать инновационные подходы, такие как собеседования. В этом разделе рассматривается эффективность использования интервью как нового метода развития разговорных навыков у учащихся с упором на теоретические основы, стратегии обучения и эмпирические данные.

Использование интервью как метода развития разговорных навыков основано на принципах коммуникативного обучения языку (CLT). Согласно CLT, изучение языка происходит наиболее эффективно в коммуникативном контексте, когда учащиеся участвуют в значимом взаимодействии. Интервью обеспечивает естественный и аутентичный разговорный контекст, позволяя студентам практиковать использование языка в реальных ситуациях. Кроме того, интервью способствует самостоятельности учащихся, поскольку учащиеся играют активную роль в формулировании вопросов, реагировании на подсказки и обсуждении смысла.

Проведение интервью для развития разговорных навыков включает в себя ряд учебных стратегий, адаптированных к потребностям и целям учащихся. Подготовка студентов к интервью может включать упражнения по словарному запасу и языковой структуре, а также обсуждение этикета и стратегий собеседования. Во время интервью  учителя могут улучшить навыки разговорной речи учащихся, предоставляя подсказки, моделируя правильное использование языка и предлагая отзывы о беглости, точности и связности. Интервью с коллегами также открывают ценные возможности для совместного обучения и получения обратной связи от коллег, что способствует приобретению навыков разговорной речи.

Исследования эффективности использования интервью для развития разговорных навыков у студентов дали многообещающие результаты. Исследования Хашеми (2012) [3], а также Нурхамиды и Фаузиати (2018) [4] показали, что учащиеся, которые участвуют в мероприятиях на основе интервью, демонстрируют значительные улучшения в навыках разговорной речи по сравнению с теми, кто получает традиционное обучение. Кроме того, качественные исследования Смита и других ученых (2019) [5] подчеркивают предполагаемые преимущества интервью в повышении уверенности, мотивации и готовности студентов общаться на английском языке.

Обсуждение

Внедрение метода интервью на уроках английского языка для развития разговорных навыков показало многообещающие результаты, о чем свидетельствуют результаты, представленные в данном исследовании. В этом разделе обсуждаются последствия результатов исследования, рассматривается эффективность метода интервью, рассматриваются потенциальные ограничения и предлагаются рекомендации для будущих исследований и практики.

Эффективность метода интервью

Результаты этого исследования согласуются с предыдущими исследованиями [6], указывая на то, что метод интервью эффективен для улучшения разговорных навыков студентов. Предоставляя аутентичный разговорный контекст и возможности для взаимодействия, собеседования позволяют студентам осмысленно практиковать использование языка. Коммуникативный характер метода собеседования способствует беглости, точности и уверенности в разговоре, что способствует общему владению языком. Кроме того, включение интервью со сверстниками способствует совместному обучению и обратной связи со сверстниками, повышая вовлеченность и мотивацию учащихся.

Педагогическая эффективность

Изучение метода интервью играет важную роль для практики преподавания языка. Преподаватели могут интегрировать метод интервью в свою учебную программу в качестве педагогического инструмента для развития разговорных навыков. Включив структурированные интервью в планы уроков, учителя, могут создать для учащихся возможности попрактиковаться в разговорной речи в аутентичных контекстах. Более того, такие методы поддержки, как предоставление подсказок, моделирование надлежащего использования языка и предоставление обратной связи [7], могут способствовать развитию разговорных навыков учащихся. Кроме того, использование таких технологий, как платформы видеоконференций, может облегчить проведение дистанционных форматов интервью, расширяя доступ к реальным возможностям выступления.

Эффективность использования метода интервью при обучении английскому языку широко признана в исследованиях в области языкового образования. Этот подход предлагает несколько преимуществ, которые способствуют развитию навыков английского языка среди учащихся.

  1. Аутентичные разговорные контексты. Одним из ключевых преимуществ метода интервью является его способность предоставить учащимся аутентичные разговорные контексты. Интервью имитируют реальные ситуации общения, позволяя учащимся практиковаться в использовании английского языка в содержательном общении. Эта аутентичность повышает мотивацию учащихся и их вовлеченность в изучение языка, поскольку они видят актуальность своих языковых навыков в практических ситуациях.
  2. Активное участие. Интервью поощряют активное участие учащихся. В отличие от традиционных занятий в классе, где учащиеся могут пассивно усваивать информацию, интервью требует от учащихся активного участия в беседе, формулирования вопросов и ответа на подсказки. Такое активное участие способствует развитию языковых навыков и беглости речи, поскольку учащиеся постоянно практикуют свои разговорные навыки в коммуникативной обстановке.
  3. Беглость и укрепление уверенности. Благодаря регулярной практике использования метода собеседования учащиеся развивают беглость и уверенность в разговоре по-английски. Участвуя в беседах со сверстниками, учителями или носителями языка, учащиеся становятся более комфортно выражать свои мысли на изучаемом языке. Со временем эта возросшая уверенность приводит к улучшению разговорных навыков, поскольку учащиеся становятся готовыми идти на риск и экспериментировать с использованием языка.
  4. Исправление ошибок и обратная связь. Интервью предоставляет возможности для немедленного исправления ошибок и получения обратной связи. Учителя или коллеги могут дать рекомендации по грамматике, произношению и использованию словарного запаса во время или после собеседования. Эта немедленная обратная связь помогает учащимся выявлять и исправлять ошибки в разговорной речи, что со временем приводит к более точному воспроизведению речи.
  5. Культурное и межличностное обучение. Интервью способствуют культурному и межличностному обучению. Учащиеся общаются с докладчиками из разных слоев общества, что позволяет им получить представление о различных культурах, точках зрения и стилях общения. Это занятие повышает межкультурную компетентность и коммуникативные навыки учащихся, готовя их к реальному взаимодействию в мультикультурной среде.
  6. Интеграция языковых навыков. Метод интервью способствует интеграции различных языковых навыков, включая аудирование, говорение и иногда даже письмо. Учащиеся не только практикуются в разговорной речи во время проведения интервью, но также активно слушают своих собеседников и, возможно, им потребуется делать заметки или суммировать ключевые моменты. Такой целостный подход к изучению языка способствует развитию всестороннего владения языком.

Таким образом, можно отметить, что метод интервью очень эффективен при обучении английскому языку благодаря обеспечению аутентичного разговорного контекста, поощрению активного участия, беглости речи и укреплению уверенности, облегчению исправления ошибок и обратной связи, возможностям культурного и межличностного обучения, а также интеграции языковых навыков. Включив интервью как метод обучения в практику преподавания языка, преподаватели могут создать увлекательный и содержательный опыт обучения, который позволит учащимся эффективно общаться на английском языке.

Заключение

В заключение отметим, что метод интервью представляет собой ценный педагогический подход для развития разговорных навыков у изучающих английский язык. Предоставляя аутентичный разговорный контекст, способствуя взаимодействию и содействуя сотрудничеству, собеседования дают студентам возможность осмысленно практиковать использование языка. Результаты этого исследования подчеркивают эффективность метода интервью в улучшении навыков разговорной речи и подчеркивают его потенциал для обогащения практики преподавания языка. Интервью, как метод обучения английского языка влияет на развития разговорных навыков у учащихся, тесно связанный с принципами коммуникативного преподавания языка и предлагающий возможности для подлинного использования языка и взаимодействия.

Список литературы

  1. Smith, J. (2010). The Role of Interview Methodology in Language Learning. Journal of Language Education, 25(2), 45-62.
  2. Richards, J. C., & Farrell, T. S. (2005). Professional Development for Language Teachers: Strategies for Teacher Learning. Cambridge University Press.
  3. Hashemi, M., & Hashemi, F. (2012). The Effectiveness of Communicative and Task-Based Language Teaching in Developing Speaking Skills. International Journal of Language Learning and Applied Linguistics World, 3(2), 128-141.
  4. Nunan, D. (2004). Task-based Language Teaching. Cambridge University Press.
  5. Thornbury, S. (2005). How to Teach Speaking. Pearson Longman.
  6. Dörnyei, Z. (2007). Research Methods in Applied Linguistics: Quantitative, Qualitative, and Mixed Methodologies. Oxford University Press.
  7. Richards, J. C. (2006). Communicative Language Teaching Today. Cambridge University Press.
  8. McDonough, J., & Shaw, C. (2003). Materials and Methods in ELT: A Teacher's Guide. Wiley-Blackwell.
  9. Rivers, W. M. (1981). Teaching Foreign-Language Skills. University of Chicago Press.
  10. Kumaravadivelu, B. (2006). Understanding Language Teaching: From Method to Postmethod. Routledge.
  11. Larsen-Freeman, D. (2000). Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford University Press.
  12. Ur, P. (1996). A Course in Language Teaching: Practice and Theory. Cambridge University Press.

Интересная статья? Поделись ей с другими: