УДК 37

Книжный знак «Буквица» на уроках графической композиции в художественной школе

Васильева Алена Дмитриевна – преподаватель Художественной школы имени В.А. Серова.

Аннотация: 2024 год объявлен в России годом Александра Сергеевича Пушкина. В этом году 225 лет со дня рождения писателя. В связи с этой знаменательной датой учащиеся МБУ ДО «Художественной школы им. В.А. Серова выполнили книжный знак «Буквица» по мотивам произведений великого русского писателя А.С.Пушкина. За литературную основу были взяты такие произведения как: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, Евгений Онегин, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, Песнь о Вещем Олеге и другие произведения автора. В статье рассматривается методика преподавания основ композиционной грамотности в художественной школе на уроках графической композиции на примере книжного знака «Буквица» по мотивам произведений А.С. Пушкина. Задание «Буквица» направлено, на развитие чувства стиля, передачи образности, а так же формирование целостного художественного видения у молодых художников.

Ключевые слова: буквица, графическая композиция, книжный знак, книжная графика, художественное образование, художественно выразительные средства графики, синтез искусств, художественный образ.

«Буквица» - происходит от книжного термина «инициал» с латинского слова initialis, что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста.

Книжный знак, или буквица, является отличным инструментом для преподавания основ композиционной грамотности учащимся художественных школ. Это не только способ ознакомить детей с историческими элементами декоративно-прикладного искусства и историей книжной графики, но и возможность развивать творческие способности и понимание композиции [6].

Методика преподавания основ графической композиции через создание книжного знака «Буквица» включает несколько ключевых этапов:

Погружение в историю

На первом этапе учащиеся знакомятся с историей возникновения, рассматривают различные стили и виды декора, которые использовались в различные эпохи. В образцах старинных рукописей можно проследить как текст и изображение в них сочетались, формировали единое целое.

Анализ композиционных приемов

Далее происходит анализ основных композиционных приемов: баланс элементов, ритм, акценты и контрасты. Ученики учатся находить эти элементы в примерах старинных книг и обсуждают, как эти методы могут быть использованы в современном дизайне [1].

Изучение техник исполнения

После того как базовые теоретические знания получены, следует практическая часть - изучение техник исполнения. Ребята экспериментируют с различными материалами: краски, карандаши, перья для каллиграфии и другие инструменты [2].

Работа над собственным проектом

Учащиеся самостоятельно определились с произведением для иллюстрирования и приступают к работе над эскизом. Для создания убедительного художественного образа необходимо глубокое погружение в первоисточник. Стоит отметить, что учащиеся выполняют задание в монохромном колорите, тем самым опираясь на традиции русской и советской школы графики. Примерами юному поколению послужили такие классики отечественной графики, как Владимир Фаворский, Мстислав Добужинский, Иван Билибин и Борис Кустодиев. Ограничение художественных средств, а именно отсутствии цвета, помигает наиболее остро сосредоточить внимание учащихся на построении композиции, решении пропорций, работе с силуэтом и разработке тональности [5]. На листе формата А4 располагаются варианты эскизов, буквы вписываются в квадрат. Происходит работа над силуэтом и пропорциями буквы. После чего ребятам предоставляется три варианта создания композиции:

  1. Стилизация всей буквы.
  2. Заполнение или трансформация силуэта буквы.
  3. Наложение буквы на рисунок

Использование произведений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина при создании буквиц имеет несколько целей:

Образовательная – погружение учеников в мир русской литературы через визуальное искусство.

Развивающая – стимуляция творческого мышления путем объединения литературного произведения с графическим дизайном.

Культурная – сохранение и приумножение интереса к наследию классической литературы.

Учитывая символизм и образность произведений А.С. Пушкина, такая методика расширяет горизонты интерпретаций текста для детей и подростков.

Следующим этапом в работе над Буквицей является картон. Картон – это точный линеарный эскиз бедующей итоговой композиции в размере 1:1.

После утверждения картона происходит перенос на формат, наиболее удачным для композиции с «Буквицей» является квадрат. Общеизвестно, что классическим материалом в черно белой графике является тушь, перо, но в современных реалиях им на смену пришли линеры, гелиевые ручки и маркеры. Для наиболее точного переноса изображения и сохранения пропорций, формат расчерчивается на композиционную сетку. Особое внимание уделяется сохранению первоначальных пропорций ранее найденных в эскизах. 

Работа над оригиналом книжного знака: Начинаем работы при помощи распределения композиционных пятне внутри листа. Определяя баланс черного и белого. Серый тон получаем при помощи штриха, интенсивность зависит от его насыщенности. При большей частоте тон становится темнее, при меньшей, работает белый лист, и тон получается светлее. На последнем этапе учащиеся приступают к проработке деталей [3].

Оценка работ проходит по следующим критериям:

- Раскрытие содержания темы по средствам графики.

- читабельность буквы

- оригинальность идеи

-композиционное решение

-образная выразительность

- цельность композиции

 При работе над книжным знаком «Буквицей» ребята знакомятся с историей своей страны, с традициями русской академической школы графики и ее представителями [4].

Выводы

Методика преподавания графической композиции через создание книжного знака «Буквица» является эффективным способом обучения. Она помогает развить чувство стиля, передавать образ через изображение, а так же формировать целостное художественное видение у молодых художников в рамках художественной школы. Таким образом, сочетание литературного наследия А.С. Пушкина с практическим заданием по созданию буквиц не только повышает интерес к изобразительному искусству и литературе, но также служит отличным фундаментом для формирования будущих профессий связанных с графическим дизайном.

Список литературы

  1. Клеминсон, Р. Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока. // Изд-во «Контэкт», 2006.
  2. Кудрявцев, А. Шрифт. История. Теория. Практика. // Изд-во Ун-та Н. Нестеровой, 2003.
  3. Маргарет Морган. Буквицы: Энциклопедия декоративной каллиграфии. // Арт-Родник, 2007.
  4. Смирнов, С.И. Шрифт в наглядной агитации. – М.: Плакат, 1987.
  5. Соловьёв, С.А. Шрифт и декоративное оформление. – М.: Высшая школа, 1993.
  6. Фаворский. В.А. О шрифте (третье издание).// Издательство: «Шрифт» 2021 г.