УДК 37

Принципы подготовки спортсменов с нарушением зрения к соревнованиям по плаванию

Бегун Дмитрий Евгеньевич – студент кафедры Высшей школы менеджмента Института экономики и управления Тихоокеанского государственного университета.

Солодовникова Татьяна Александровна старший преподаватель кафедры Высшей школы теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Института экономики и управления Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье исследуются принципы подготовки спортсменов с нарушением зрения к соревнованиям по плаванию. В работе показаны наиболее практичные методы по развитию и укреплению их здоровья. Особое внимание уделяется этапам, которые спортсмен преодолевает с течением времени, занимаясь спортом.

Ключевые слова: спортсмены с нарушением зрения, соревнования, плавание, принципы подготовки, этапы развития спортсменов.

В современном мире, на заре эпохи информационных технологий, большинство населения Земли обращается к гаджетам. В настоящее время человеку редко удается встретить кого-либо, кто бы не имел в своем распоряжении телефон, планшет, ноутбук или телевизор. Чаще всего, эти устройства становятся главными виновниками ухудшения зрения у людей. Одной из причин такого ухудшения является длительное фокусирование на объектах, находящихся близко. Поскольку дистанция от глаз до экрана часто остается неизменной, происходит спазм аккомодации: хрусталик фиксируется в одном положении, и его способность фокусироваться на различных расстояниях уменьшается. Поскольку расстояние до экрана смартфона обычно составляет около 20-30 сантиметров, это приводит к развитию миопии, более известной как близорукость. Однако эта проблема также затрагивает и любителей чтения книг - независимо от того, бумажные они или электронные [1]. В целом, увеличение числа людей с нарушениями зрения свидетельствует о необходимости уделить этому внимание.

Эта категория людей, страдающих от нарушений зрения, делится на две основные группы: слепые и слабовидящие. У них наблюдаются отставания в физическом развитии, такие как длина тела, масса, жизненная емкость легких и объем грудной клетки. Большинство из них также сталкиваются с проблемами осанки и плоскостопия. Эти нарушения и аномалии в развитии зрения негативно сказываются на формировании и развитии двигательных навыков, таких как сила, скорость, выносливость, координация и статическое и динамическое равновесие. Кроме того, если зрение начинает ухудшаться или теряться в раннем возрасте, то отклонения в развитии могут быть более выраженными. Развитие двигательных качеств у лиц с нарушениями зрительного анализатора зависит от времени начала утраты зрения. Нарушения зрительного анализатора оказывают негативное влияние на скоростно-силовые качества.

Некоторые упражнения, требующие статических нагрузок больших групп мышц и значительного нервно-мышечного напряжения, могут быть противопоказаны для слепых и слабовидящих. В связи с этим люди с нарушениями зрения включают в свою жизнь занятия оздоровительным плаванием под руководством квалифицированных инструкторов [2]. Кроме того, существуют спортсмены с нарушениями зрения, участвующие в соревнованиях по плаванию. В данной статье исследуются принципы подготовки таких спортсменов к соревнованиям.

Практика подготовки выдающихся пловцов демонстрирует возможность использования различных средств и методов психологической поддержки в процессе подготовки к соревнованиям и в течение спортивного сезона. Основой для таких решений служат система соревнований, принятая в стране, плавательные школы, обобщенный опыт подготовки выдающихся пловцов, научные исследования, а также интуиция и опыт тренеров и психологов команд. Спортивная деятельность для слепых составляет основу спортивного занятия, направленного на достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, а также на совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохраненных функций.

Принципы спортивной тренировки, такие как единство специализации и направленности к достижениям, непрерывность тренировочного процесса и цикличность, применяются также и в спорте для слепых и слабовидящих. Тем не менее, они корректируются в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов и характером их зрительных нарушений [3]. Тренировочный процесс строится с учетом уровня достижений каждого спортсмена и ограничений, вызванных его нарушением зрения и вторичными функциональными нарушениями.

В контексте организации спортивной подготовки лиц с нарушением зрения, кроме принципов подготовки к соревнованиям по плаванию, применяются принципы адаптивной физической культуры, тифлопедагогики и социализации. Эти принципы играют ключевую роль в обеспечении успеха педагогического воздействия.

Принцип формирования сенсорного опыта имеет особое значение для лиц с нарушениями зрения, причем его актуальность возрастает в зависимости от степени нарушения и времени его наступления. Например, обучение спортсменов, ставших незрячими с рождения, требует предварительной работы по формированию сенсорного опыта с применением современных методик тифлопедагогики.

Принцип развития осязательной деятельности также является важным для спортсменов с нарушениями зрения, поскольку особенности их восприятия мира требуют индивидуальных подходов к спортивной подготовке, включая использование специальной экипировки и оборудования.

Успешное овладение приемами перцептивной деятельности способствует развитию умственной деятельности и социализации лиц с нарушениями зрения. В связи с этим, применение принципов социализации, таких как гуманистическая направленность, толерантность и субъектность, является важным аспектом в обеспечении эффективной спортивной деятельности для данной категории спортсменов.

Таким образом, внедрение указанных принципов в систему спортивной подготовки лиц с нарушениями зрения дополняет и обогащает процесс их реабилитации и социализации, что способствует успешной адаптации к спортивной деятельности и повышению качества их жизни [4].

Согласно методическим рекомендациям по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, тренировочный процесс в спорте для лиц с нарушением зрения строится по этапам.

На этапе начальной подготовки (НП) отбор на данный этап проходят желающие, имеющие соответствующий врачебный допуск. Основной вектор работы на этом этапе направлен на воспитательную и физкультурно-оздоровительную составляющую. Основным методом работы является игровой метод с использованием элементов спортивных игр, а также подвижных игр. Работа должна основываться на изучении подводящих упражнений, что позволяет расширить техническую базу для совершенствования технических элементов на всех последующих этапах.

На тренировочном этапе (ТЭ) работа направлена на повышение уровня состояния здоровья и физической подготовленности, что приводит к улучшению спортивных результатов. На этом этапе учитываются индивидуальные особенности спортсменов-паралимпийцев, и для решения поставленных задач используется интегральная подготовка с общей физической направленностью.

На этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ) решаются задачи по совершенствованию техники и тактики, развитию специальных физических возможностей, адаптации к тренировочной работе в зоне больших нагрузок, достижению спортивных результатов, приобретению соревновательного опыта и формированию устойчивой мотивации к профессиональной спортивной деятельности.

На этапе высшего спортивного мастерства (ВСМ) задачи связаны с совершенствованием стратегии участия в крупных международных соревнованиях, сохранением на высоком уровне специальных физических возможностей, развитием индивидуальных специальных тактико-технических комплексов и поддержанием мотивации к дальнейшей спортивной деятельности [5].

Таким образом, для достижения роста уровня подготовленности спортсмена с нарушением зрения необходимо усложнять тренировочную программу от одного этапа к другому для повышения интенсивности адаптационных процессов и уровня спортивного результата.

Из приведенной информации можно сделать вывод, что подготовка спортсменов с нарушением зрения требует комплексного подхода к тренировкам и учета индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Это подразумевает работу под руководством инструкторов лечебной физической культуры с соответствующей квалификацией и знаниями по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также пристальное внимания к психологическому развитию и укреплению эмоциональной стабильности спортсменов для достижения лучших результатов в соревнованиях по плаванию.

Список литературы

  1. Портят ли смартфоны зрение? Как защитить глаза? / [Электронный ресурс] // Лайт Клиника заботы о здоровье : [сайт]. — URL: https://perm.center-light.ru/article/578?ysclid=lqajcoq257170430370 (дата обращения 18.12.2023).
  2. Кожакин, И. С. Адаптация методики спортивной подготовки пловцов-стайеров для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / И. С. Кожакин [Текст] : Киберленинка, 2021.
  3. Щербаков И.С Динамика эмоциональных состояний пловцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / Щербаков И.С [Текст] : Киберленинка, 2007.
  4. Баряев, А. А. Адаптивный спорт: спорт слепых: Методические рекомендации [Текст] / А. А. Баряев — Москва: , 2021 — 54 c.
  5. Баряев А. А. Методические аспекты и технологии спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие. – Москва: ПАРАДИГМА, 2016. – 90 с.