УДК 37

Роль художественных произведений в формировании социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Коновалова Лидия Романовна – студент факультета Педагогики и психологии детства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет».

Ожогова Елена Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Педагогики и психологии детства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет».

Аннотация: В данной статье рассматривается влияние детских художественных произведений наа формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения. Раскрыта роль художественных произведения и детской литературы в целом, в процессе формирования социальной компетентности старших дошкольников. Приведены примеры произведений, которые успешно помогают формировать социальную компетентность старших дошкольников. Выявлены положительные факторы влияния художественной литературы на формирование социальных навыков детей старшей дошкольной группы.

Ключевые слова: социальная компетентность, формирование, художественные произведения, детская литература, социальные навыки, взаимоотношения.

Одной из главных задач современного образования - подготовка детей к жизни, взаимодействию с окружающими, успешному существованию в социальной среде.

Социальная компетентность на сегодняшний день является одним из значимых аспектов формирования личности ребенка. Социальная компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют эффективно взаимодействовать в обществе, решать конфликтные ситуации, принимать модель поведения соответствующим общепринятым социальным нормам общества, успешно реализоваться к социальному окружению [9, с.59].

Актуальность формирование социальной компетентности у детей обусловлена большим внимание к данной проблематики многих педагогов и психологов. К даннной проблеме обращались A.M. Виноградова, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Горбачева, В.Л. Журавлева, И.О. Карелина, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, М.И. Лисина, С.В. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова,, Е.В. Субботский, Т.М. Утробина, Т.Н. Титаренко, А.В. Хуторский, В.Г Цуканова, Э.В. Штиммер, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская и др. Актальность данной темы не утрачивает свою значимость в современном процессе обучения [10, с.60].

Дети 5-7 лет проявляют большой интерес к социальному миру, взаимоотношениям между людьми. В процессе общения дети получают знания о правилах принятых в обществе, законах взаимоотношения , получая личный опыт усваивают эти знания на практике. [2, с.85-86]

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками позволяет формировать будущую модель поведения человека. Одним из важных средств формирования социальной компетентности является художественная литература [8, с.137].

Карелина И.О считает, что социальная компетентность - это знание правил, умений действовать согласно моральным нормам общества, желании вступать в коммуникацию с другими людьми, уметь вбирать тактику общения и поведения в разных ситуациях [5, с.16].

 В основе социальной компетентности лежат знания об обществе, правилах и способах поведения в нем, умения практически применять полученные социальные знания [8, с.138]

М.И. Лисина отметила ,что старший дошкольный возраст является периодам, который приобщает человека в социальной среде, развивает качества личности, которые важны для адаптации в обществе [7, с. 64-65]

В исследованиях А. В. Бутяновой говорится о том, художественная литература играет значимую роль в формировании социальной компетентности. Чтение художественной литературы позволяет развить в ребенке моральные и эмоциональные качества, формируют понимание социальных правил и норм поведения [2, с.86].

По мнению Т.А.Данилиной, детские художественные произведения являются одним из эффективных средств формирования социальной компетентность старших дошкольников. Детская литература содержит в себе описание правильного примера общения, взаимодействия, герой произведения является образцом для детей, они учатся выстраивать отношения с окружающими людьми, выбирают способы общения, которые подходят для определенных ситуаций. Сказочные герои позволяю создавать содержательную, эстетическую картинку, в которой детям понятны поступки героев, есть четкое разграничение персонажей на «хороших» и «плохих».Это позволяет развивать у ребенка понятие о плохих, не одобряемых поступках, при этом ребенок обогащает свой круг знаний положительными примерами поведения в обществе, стремиться быть похожим на положительного героя, учиться успешно взаимодействовать в обществе, понимать мир человеческих чувств и природу общественных отношений [4, с.12].

С.А. Козлова утверждает, что при ознакомлении с художественными произведениями, старший дошкольник учится сопереживать героям, ставит себя на место и переживать их чувства, радости и печали. Процессе обсуждения сюжета произведения ребенок учится понимать чувства других и невольно ставит себя на их место, анализирует свое поведение. Благодаря литературному сюжету дети учатся уважительно относится к окружающим, учатся общаться с людьми,быть внимательными и доброжелательными [8. с.139].

В.Л. Журавлевой подтверждает, что чтение художественной литературы способствует развитию и формированию социальных навыков и умений у старших дошкольников. Познакомившись с художественным произведением, дети получают социальный опыт, произведения помогают лучше понять и увидеть важность социальных отношений, учитывать мнение других, бесконфликтно решать возникшие спорные ситуации [5,с. 19].

Социальная компетентность, по мнению С.В. Петениной, основывается на успешной адаптации в обществе,эффективного взаимодействия с другими окружающими людьми, умении понимать и принимать чувства,мнение и эмоции. Художественная литература выступает вспомогательным инструментом формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста [10, с.60].

Детские художественные произведения рассказывают о разных персонажах и ситуациях в понятной для детей форме, открывают и показывают эталоны поведения и развивает их эмпатическую способность.

Работы Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной подтверждают, что дети, которые знакомятся с художественными произведениями и анализируют их, проявляют более взрослое и этическое поведение в сравнении с детьми, у которых художественная литература не входит в поток обучения [4, с.139].

Исследования К.Ф. Фридрихсон и К.Р.Долеко показало, что включение в программу обучение дошкольников детских художественных произведений позволяет формировать успешно социальные навыки и моральные качества личности ребенка. Дети успешно взаимодействуют с окружающими, проявляют эмпатию и толерантность по отношению к другим. Через художественные произведения дети учатся понимать и принимать чувства других людей, находить выход из социальных проблем, адекватно реагировать на социальные ситуации, устанавливать и поддерживать отношения с окружающими. [2, с. 86]

Примером таких произведений может быть «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен. Благодаря этому произведению ребенок переживая сюжет, погружается в в увлекательно путешествие. Главный герой - Малыш, несмотря на свои шалости и непослушание, благодаря своим положительным внутренним качествам способен найти выход из любой ситуации. Сюжет произведения учит детей заботиться о других, учитывать их мнение, быть справедливым и жить в гармонии с окружающими людьми.

Исследования М.Петровской и Е. Ивановой подтверждают, что дети , которые знакомились с художественными произведениями легче входят в социальный контакт и быстро адаптируются к условиям, являются инициаторами игровой деятельности [5, с.21].

Формировать у ребенка социальную компетентность можно через такие произведения как: К. Д. Ушинский «Спор деревьев», Е. Мосина «Праздник дружбы», В.Г. Сутеев «Под грибом», Б.В.Заходер «Ма-Тари-Кари», Н.Н. Носов «Фантазеры» народные сказки «Коза дереза», «Диво дивное, чудо чудное», «Снегурушка и лиса», «Царевна Несмеяна», «Сивка – бурка», Л. Н. толстой «Лев и собачка», И. Грудина «Поиск дружбы», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Крокодил Гена и его друзья», В.Каверин «Маленький мук». Данные художественные произведения способны развивать навыки социальной компетентности, такие как умение выстраивать взаимоотношения в обществе, проявлять эмпатию по отношению к окружающими, проявлять доброту и заботу к другим людям, стремиться активно участвовать в социальных отношениях, легко выходить из возникших спорных ситуаций, продуктивно решать вопросы социального характера. Благодаря этим произведениям дети учатся сотрудничать, выстраивать доверительные отношения, учатся проявлять терпение и уважение к мнению окружающих, вызывать у дошкольников желание быть похожими на героев прочитанного произведения.

Детские художественные произведения помогают понять мир вокруг и узнать о правилах взаимоотношений между людьми, особенностях дружбы. Одним из ярких примеров детского произведения о дружбе, о взаимоотношениях является рассказ Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». В этом произведении дети получают возможность познакомиться с правилами социального мира, герои становятся примером поведения. На протяжении всего рассказа персонажи показывают как стоит дружить, вести себя с окружающими, уважать друг друга и помогать в трудных ситуациях. Отрицательный герои - Шапокляк, является примером поведения, которое не стоит использовать в общении с окружающими. Отрицательные герои важны в произведениях, на примере сравнения детям легко определить, какое поведение стоит выбирать и подражать ему, а какое негативно сказывается на социальных взаимосвязях.

Детские художественные произведения позволяют детям обогащать знания о социальных взаимоотношениях. Книги и рассказы способствуют развитию толерантности, взаимоуважения, благодаря прочитанным историям ребенку близки понятия - толерантность, взаимоуважение, справедливость. Социальные художественные произведения помогают ребенку успешно справляться с конфликтными ситуациями и учить выстраивать здоровые социальные отношения [3, с.5].

Все вышеперечисленное позволяет успешно формировать социальные навыки, необходимые для успешной адаптации ребенка в обществе и в дальнейшей жизни.

Таким образом, работая по формированию социальной компетентности, мы сожем использовать детские художественные произведения о дружбе и взаимоотношениях. Эти произведения играют важную роль в формировании социальных ценностей у детей в старшем дошкольном возрасте. Они помогают маленьким слушателям успешно ориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенное поведения, которое позволяет активно взаимодействовать с окружающими. Правильный подбор художественной литературы является ценным инструментом, способствующим успешному развитию для адаптации детей в обществе ии развитию личности в целом.

Список литературы

  1. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы вы-явления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.
  2. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Р. Бунятова// Успехи современного естествознания. — 2010. — № 6 — с. 85–88.
  3. Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  4. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Карелина И. О. Развитие социальных эмоций у старших дошкольников в совместной образовательной деятельности педагога с детьми / // Актуальная педагогика. – 2016. - № 4. – С. 15-22
  6. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. М.: Академия, 2008. — с.162
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997.Реклама
  8. Социально-личностное развитие старших дошкольников в ДОО / // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2017. - № 1-2 (123). – С. 137-139
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: — URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/mpdf. Реклама
  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 2. С. 60.