УДК 159.922

Формирование позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников

Петрова Татьяна Александровна – студентка Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Научный руководитель Александрова Людмила Юрьевна – доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, кандидат философских наук Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ формирования позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников. На основе эмпирического опыта и законодательной базы РФ в области образования рассматривается структура отношений между детьми и родителями. Практическая значимость работы заключается в выявлении педагогических условий формирования позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников в условиях ДОО и возможности использования результатов проведенного исследования педагогами, родителями и методистами.

Ключевые слова: семья, родители, дети, детско-родительские отношения, воспитание.

В истории психологии и педагогики известно, что семья всегда находилась в центре внимания общества и ученых, привлекала внимание философов, политических деятелей и лидеров общества. Семья находится в постоянной динамике, и способна к изменениям не только под влиянием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Не случайно, в соответствии с указом президента Российской Федерации Путина В.В. 2024г. объявлен Годом семьи.

Опираясь на стандарты современного общества, благополучная семья – это та семья, в которой созданы комфортные условия для ее нормальной жизнедеятельности и выполнения функций, особенно репродуктивной и воспитательной. И это определение плавно вытекает из факта, что семья- это ячейка общества, в которой существуют в полной духовной и физической гармонии ее участники. Следовательно, благополучие семьи влияет на благополучие общества в целом.

Воспитание ребенка в семье – важный вопрос. Известно, что по данной теме существовало и существует множество споров во все времена. Дошкольный возраст у детей – это тот важный период в становлении их личности, который длится на протяжении нескольких лет, а несет багаж знаний и умений для будущей жизни ребенка. В этот период ему нужны заботливые родители и грамотные педагоги.

Очень сложно переоценить роль семьи в воспитании ребенка. Дитя каждый день видит вокруг себя жизнь взрослых, впитывает в себя все, что его окружает. И поэтому можно сделать вывод, что на 95% воспитание в семье влияет на дальнейшее развитие ребенка.

К сожалению, сегодня мы нередко сталкиваемся с малой осведомленностью взрослых в вопросах педагогики. Часто родители не владеют достаточной информацией о проблемах воспитания, не обладают также выдержкой и терпением. И это может привести к нарушениям психического развития ребенка, формирования у него девиантного поведения, задержкой речевого развития и др. Очень мудро поступают те родители, кто осознает данную проблему изначально и сразу пытаются решить ее с помощью специалистов, ведь тем самым они формируют благополучное развитие ребенка в дальнейшем.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что многие ученые в области педагогики, а именно Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие, выявили, что в последние годы стремительно возрастает количество детей с несформированным уровнем детско-родительских отношений. А ведь семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек будет чувствовать на протяжении всей сознательной жизни.

На сегодняшний день проблема формирования позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников занимает в работе педагога дошкольной образовательной организации одно из ведущих мест.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] гласит, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Государственные органы и органы власти поддерживают родителей и оказывают им в этом помощь. Также родители должны создавать условия для получения детьми общего образования. Взрослые имеют право делать выбор, но учитывать мнение ребенка, а также рекомендации психолога и педагогов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) прописаны требования по взаимодействию дошкольной образовательной организации (далее ДОО) с родителями. Важно отметить, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОО с семьями воспитанников. И именно ФГОС является основой для оказания родителям помощи в воспитании дошкольников, охране и укреплении их здоровья, в развитии индивидуальных способностей, по необходимости корректировке каких-либо нарушений в развитии [2].

Формирование детско-родительских отношений является одной из задач образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» в программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». Оно направлено на усвоение норм и правил, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками, формирование уважительного отношения к членам своей семьи, позитивных установок в семье и так далее.

В программе говорится, что во второй группе раннего возраста важно формировать у малышей умение подождать, если взрослый занят, научить их не перебивать говорящего, воспитывать в них заботливое отношение к родителям, умение проявлять любовь. В младшей группе мы разговариваем с детьми о его семье, узнаем, чем занимаются родители, братья/сестры, бабушки/дедушки. В средней группе мы углубляем представление ребенка о семье, впервые начинаем объяснять семейные отношения (мама, сын, дочь, папа). В старшей группе воспитатель учит детей составлять генеалогическое дерево, выполнять обязанности по дому. В подготовительной группе закрепляют знания домашнего адреса, телефона, имен и отчеств родителей, их профессий [3].

Важно отметить, что именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется большинство психических процессов, и семья является главным фактором формирования этих процессов.

Институт семьи в обществе является наиболее значимым среди других социальных институтов, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для спокойного, гармоничного приспособлению ребенка к обществу.

Именно в семье формируются основы нравственности человека, нормы поведения, развиваются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, активизирует его социальную, творческую деятельность, дает возможность проявиться индивидуальным качествам.

Проблема заключается в противоречии между важностью формирования позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников, и недостаточной представленностью педагогических условий формирования позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО) в методической литературе.

Практическая значимость работы заключается в выявлении педагогических условий формирования позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников в условиях ДОО и возможности использования результатов проведенного исследования педагогами, родителями и методистами.

Наука о семейном воспитании является достаточно новой отраслью в дошкольной педагогике. В России она отделилась от общей педагогики и стала самостоятельной областью воспитания детей только в XIX веке.

Конечно, и до этого момента в истории мы видим множество исследований о первоначальном воспитании детей. Однако, нельзя сказать, что это были именно отечественные труды, так как в основном появлялись работы зарубежных авторов в переводе на русский язык или даже в оригинале.

Но вернемся в 1547 год. Именно тогда была написана древнейшая книга «Домострой» [4], которая сыграла важнейшую роль в развитии семейного воспитания. В ней изложены правила поведения детей по отношению к родителям и описаны основные каноны почитания родителей. Самые известные рекомендации «Домостроя» сохранялись в церковных сборниках и были переведены с древне славянского языка еще задолго до создания этой книги.

Одним из первых педагогов, который предложил исключить из воспитательного процесса суровое физическое наказание, был Симеон Полоцкий.

Что касается исследований отечественных ученых, расцвет теории о семейном воспитании произошел в конце XIX – начале XX века. В этот период начались поиски новых способов и форм воспитания детей. Ученые пытались найти точки соприкосновения для объединения семейных форм воспитания с общественными. Также, в тот момент семья и школа стали думать об объединении работы, о сотрудничестве и преемственности деятельности между этими двумя социальными институтами.

В XX веке Россия переживала очень тяжелый период. Это повлекло за собой тот факт, что семья жила по законам социалистического государства. Сначала социалистическое воспитание отказалось практически от всего, что было сформировано дореволюционной педагогикой, касаемо воспитания детей в семье. В период после окончания Великой Отечественной Войны общество постепенно стало возвращаться к идеям семейного воспитания дореволюционных педагогов, таких как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др. Более того, труды отечественных педагогов конца XIX – начала XX века легли в основу теории о воспитании детей в семье [5, с.3-10].

В нынешние дни современная семья переживает серьезный кризис: поздние браки, затруднительное материальное положение семей, более свободная форма брака, легкость расторжения семьи. Так как существуют проблемы в семье, начались и проблемы в семейном воспитании, а как следствие и в детско-родительских отношениях.

В 1632 году был написан труд великого чешского просветителя Я.А. Коменского «Материнская школа». Эта книга – руководство по воспитанию дошкольников. В нее включены рекомендации для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста. Я.А. Коменский считал, что дошкольный период – это первая и самая важная ступень в воспитании ребенка. Главная рекомендация педагога для родителей – учитывать индивидуальные и возрастные особенности, уделять больше внимания физическому воспитаю чада. Родители должны четко следить за режимом дня, насыщать его двигательными упражнениями, прогулками, укреплять здоровье ребенка и обеспечивать его правильным здоровым питанием.

Также Коменский уделял большое внимание игре. Он советовал родителей насыщать день ребенка различными подвижными и в то же время полезными играми.

Нравственное воспитание у Я.А. Коменского имело религиозную основу. Но многие моменты были достаточно новыми и полезными для того периода и для современности. Например, с детства нужно было воспитывать в детях уважение к старшим, трудолюбие, внимательность, вежливость, четность, аккуратность, прививать желание к труду.

Развитие умственного воспитания педагог связывал с семейным воспитание, так как считал, что основы закладываются матерью. К сожалению, современные родители возлагают большую ответственность на детский сад и школу, считая их обязанностью умственное развитие. Но Я. А. Коменский в своих книгах писал о том объеме знаний, который должен получить взрослый, чтобы в последствии научить этому ребенка [6, с. 94].

Особую роль семейному воспитанию уделял известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. По его мнению, мать является главным человеком и воспитателем в жизни ребенка, особенно на первых этапах. Именно она на инстинктивном уровне чувствует потребности и желания своего ребенка, знает, что чувствует ее дитя и что ему необходимо. Как и Я.А. Коменский, И.Г Песталоцци писал, что развитие в семье должно быть гармоничным и направленным, оно формирует первоначальные, важные качества личности, такие как трудолюбие, уважение к старшим, терпимость, гуманность к окружающему миру, уважение к другим людям и др.

К.Д. Ушинский – великий педагог середины XIX века. Он выступал за обучение и воспитание детей и в семье, и в детском саду, и в школе, главное – на родном языке. За основу педагог брал народное воспитание. Но все же больший упор он ставил на воспитание дошкольников в семье. Из семьи ребенок впитывает первые впечатления, первые эмоции, приобретает новые знания и умения, развивает задатки, формирует новые навыки и привычки. Очень большую роли в развитии личности детей играют родители и педагог, их жизненный пример и особенности поведения. К.Д. Ушинский писал, что главная задача родителей – воспитать ребенка, полезного обществу [7, с.174-175].

Отдельную роль в воспитании детей раннего и дошкольного возраста К.Д. Ушинский уделял матери. Мать тесно взаимодействует с детьми с рождения, ближе стоит к детям, более чутко понимает их желания и нужды.

Но К.Д. Ушинский рассматривал женщину не только как воспитательницу для семьи, но и для народа в целом. Таким образом он пытался улучшить общество. Он писал: «из этого вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель – провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии» [8].

Таким образом, вспоминая и изучая труды известных педагогов-ученых, которые занимались вопросами семейного воспитания, нельзя не отражать эту информацию в нашем веке. Многие из них не имеют принадлежности к конкретному отрезку времени. В современном мире изменились многие ценности, но вопрос детско-родительских отношений был и остается одним из самых важных в педагогике и психологии. Ребенок – это сосуд, который родители могут наполнить всем, чем считают правильным. Но важно помнить, что воспитывая детей, взрослые закладывают в них фундамент их дальнейшего будущего. И ребенку нужно будет проходить целый жизненный путь с этими качествами, которые были даны ему родителями. Поэтому многие педагоги всех времен работали и продолжают работать над проблемой детско-родительских отношений, чтобы дать родителям новые знания.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // - Москва: Эксмо, 2015. – 208с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: Минобрнауки.рф/новости/3597.
  3. Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева//. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  4. Домострой. Подг. текста и перевод с древнерус. Д.В.Колесова. СПб, 1998.
  5. Лебедев, П.А. Семейное воспитание. / П.А.Лебедев // Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. Педагогических учебных заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408с.
  6. Пастернак, Н.А. Воспитываем ребенка/ Н.А. Пастернак//. – М.: ФОРУМ, 2017. – 112с.
  7. Шабаева, М.Ф. История дошкольной педагогики. // М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев и др //Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» /- 2-е изд., - М.: Просвещение, 1989. – 352с.
  8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. / К.Д. Ушинский// - 2т. – М., 1974.