УДК 372.881.111.1

Роль мобильных приложений в реализации обучения английскому языку

Прокопьева Татьяна Андреевна – магистрант факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Аннотация. В настоящей статье рассматривается значение внедрения современных информационных технологий в образовательную деятельность, в частности применения мобильных приложений в рамках системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку. Автором статьи обоснована целесообразность не только использования мобильных приложений для получения знаний по английскому языку, как школьному предмету, и развития лингвистических навыков, но и но и воспитания самостоятельной, ответственной личности. В статье уделяется внимание использованию современных мобильных приложений как неотъемлемой части процесса обучению английского языка на современном этапе развития педагогики.

Ключевые слова: изучение английского языка, информационно-коммуникативные технологии, лингвистический навык, мобильные приложения, образовательный процесс, системно-деятельностный подход.

Отечественное образование переживает множество изменений в последние годы. Многочисленные реформы в сфере образования проводит правительство. Колоссально расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, и это в том числе влияет на изменения методологических основ педагогики.

В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Актуальность исследования использования мобильных приложений в рамках названного образовательного подхода определяется повышенным интересом со стороны теоретиков и практиков педагогики как к изучению обозначенной проблематики в целом, так и в области развития лингвистических навыков учащихся, в частности.

Само понятие системно-деятельностного подхода в обучении можно вполне обоснованно назвать довольно «молодым» по меркам научности: оно появилось в научном обороте благодаря усилиям ученых-педагогов лишь в 1985 году. Основная задача его разработчиков состояла в стремлении объединить взгляды на системный образовательный подход, получивший развитие в трудах классиков отечественной педагогики Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и т.д. и на деятельностный подход, разрабатывавшийся Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным и другими авторами.

Не углубляясь в детальное рассмотрение терминологии системно-деятельностного подхода, т.к. цель нашего изучения заключается в ином, отметим лишь, что не представляется возможным вступать в дискуссию с М.А. Петровой, по мысли которой это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения [2, с. 9].

Согласно данным литературных источников, системно-деятельностный подход в обучении нацелен на пробуждение у личности внутреннего интереса не только к предмету изучения, но и к самому процессу обучения, а также на развитие у обучающегося навыков самообразования. Закономерным итогом применения такого подхода в обучении должно стать воспитание человека, обладающего активной жизненной позицией в любой сфере его деятельности. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи, а также принимать последствия своих действий и нести за них ответственность. Достижению обозначенной цели преподавателям способствует понимание того, что педагогический процесс представляет собой, в первую очередь, совместную деятельность ребенка и педагога. Именно по этой причине в основу учебной деятельности должны быть положены принципы сотрудничества и взаимопонимания [3, с. 58].

В процессе умственного развития подрастающей личности наиболее значимыми считаются занятия, направленные на формирование элементарных языковых знаний. Педагогу требуется не только глубокое знание процесса обучения школьников, но и четкое понимание лингвистической сущности тех навыков, на формирование которых у детей направлены его усилия.

Вопросы развития языковых способностей учащихся традиционно входят в круг наиболее острых методических проблем последних лет. При этом, системно-деятельностный подход используется с целью интеллектуального развития, с учетом особенностей и самоценности каждого возрастного периода учащихся.

В рамках данного подхода при обучении иностранному языку в настоящее время педагогами активно используются различные информационные технологии. В их числе одно из ведущих мест, как эффективному инструменту самостоятельной подготовки учащихся, отводится мобильным приложениям (англ. «Mobile app»). 

В наши дни как педагог, так и учащиеся, получили практически неограниченную свободу в выборе мобильных ресурсов образовательной направленности, выбор которых осуществляется в соответствии с личностными потребностями, индивидуальными интересами и конкретным уровнем языковой подготовки обучающегося. Как справедливо отмечает в этой связи Н.О. Ветлугина, при использовании в процессе изучения иностранных языков мобильных технологий совершенствуется процесс «формирования иноязычных умений и навыков обучающихся, обеспечивается эффективная самостоятельная работа, повышается мотивация и познавательная активность обучающихся, усиливается интерес к предмету, интенсифицируется и индивидуализируется обучение» [1, с. 52].

С учетом изложенного представляется возможным с полной уверенностью говорить о широких возможностях модификации содержания, организационных форм и методов преподавания иностранного языка. Современные средства информационно-технологической направленности в виде мобильных приложений оказывают существенной влияние как на весь образовательный процесс, так и на изучение английского языка, в частности. Следовательно, расширение и закрепление использования таких инструментов в данном направлении видится весьма целесообразным.

Безусловно, при использовании в процессе обучения английскому языку мобильных приложений нельзя оставить за рамками внимания совокупность положительных (скорость, увлекательность, эффективность развития лингвистических навыков) и отрицательных (индивидуальность работы, физиологическое утомление, избыточность наглядного материала, сложности контроля учебного процесса) сторон их применения. Здесь очень важным для педагога является нахождение и удержание необходимого баланса для создания максимально эффективных условий, способствующих усвоению учащимися необходимого языкового материала.

Специфика изучения английского языка с использованием мобильного приложения в сравнении с традиционными методами обучения, а также современными – в виде e-learning– заключается в отсутствии ограничений учащихся конкретным местом и временем проведения урока. Изучающие язык располагают доступом к образовательному ресурсу в любое удобное для них время и в любом подходящем месте.

Особая ценность мобильных приложений при обучении английскому языку в рамках системно-деятельностного подхода видится еще и в том, что с их помощью происходит весьма эффективное развитие умений воспринимать и понимать английскую речь на слух. Используя названные ресурсы, учащиеся получают доступ к аутентичным аудио-, видео– и текстовым материалам. Ряд педагогов в период работы в дистанционном формате вполне успешно применяли такие приложения, как Busuu, Duolingo, Memrise. При этом, даже с возвращением участников образовательного процесса к традиционным формам обучения нередко встречается продолжение использования мобильных приложений одновременно с обычными уроками, т.к. подобное сочетание демонстрирует эффективность при формировании различных языковых умений и навыков, а также при развитии многих видов речевой деятельности.

Таким образом, использование мобильных приложений как в обучении в целом, как и в процессе изучения английского языка, в частности, обладает значительным потенциалом. Благодаря названным информационно-коммуникативным технологиям учащиеся получают не только лингвистические знания и навыки, но воспитывают в себе самостоятельность, дисциплинированность, способность принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Именно в этом усматривается комплексность образовательного процесса, как направленного не только на получение знаний предмета английский язык, но и на воспитание всесторонне развитой личности, способной стать достойным членом социума.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.О. Организационно-педагогические условия применения мультимедиа технологий в повышении эффективности подготовки бакалавров профессионального обучения: Дисс.... канд. педагог. наук / Н.О. Ветлугина. – Екатеринбург, 2016. – 181 c.
  2. Петрова М.А. Отличительные особенности компетентного и системно-деятельностного подходов в образовании / М.А. Петрова // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы науч.-практ. Интернет-конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). – Иркутск: ИГЛУ, 2012. – С. 6-12.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: