УДК 37

Организация исследования уровня профессиональных компетенций у обучающихся среднего профессионального образования (на примере профессионального модуля пм.01 техническое обслуживание и ремонт автотранспорта)

Фрицковский Альберт Андреевич – магистрант филиала Омского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье представлен процесс организации исследования профессиональных компетенций у студентов профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Исследование проводилось с помощью специально разработанных тестов, вопросы которого были составлены по специальному блоку компетенций: ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту; ПК 2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств; ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей; ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. По итогам тестирования констатирующего этапа была разработана программа с включением в занятие технологии «Кейс-Stady». Промежуточные результаты исследования показали, что выбранная технология способствует повышению уровня сформированности профессиональных компетенций автомехаников.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование, технической образование, ремонт автотранспорта, технологии «Кейс-Stady».

Одна из главных задач работы преподавателей в учреждениях среднего профессионального образования – формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечение высокого качества профессиональной подготовки выпускников, а также дальнейшей их конкурентоспособности на рынке труда.

Профессиональные компетенции определяются как способность работника успешно действовать на основе практического опыта, знаний и умений, полученных во время обучения при решение профессиональных задач. Формирование профессиональных компетенций осуществляют преподаватели учреждений среднего профессионального образования в соответствии с содержанием образования профессионального модуля образовательных программ. Для достижения высокого уровня профессиональных компетенций создаются условия, обеспечивающие студентам возможность демонстрации профессиональной мобильности, гибкости, умений решать социальные и профессиональные задачи, анализ производственных задач и взаимодействовать со специалистами [2].

ФГОС СПО определяет перечень профессиональных компетенций, которыми должен овладеть специалист по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. К таким компетенциям можно отнести:

  • ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту;
  • ПК 2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;
  • ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей;
  • ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию [5].

Констатирующий этап исследования проводился со студентами 1 курса специальности «ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в сентябре 2023 года. В тестировании приняли участие 20 студентов.

Было проведено три теста каждый из которых состоял из 18 вопросов по выявлению знаний учащихся о последовательности диагностики неисправности автомобиля, об алгоритме проведения ремонта автомобиля и агрегатов, а также о применении инструментов в устранении конкретных неисправностей. На выполнение одного теста студентам было отведено 40 минут. Каждый вопрос теста оценивался 1 баллом. Всего за тест можно было получить 18 баллов.

Интерпретация результатов каждого теста проходила по следующей уровневой дифференциации:

16-18 б. – высокий уровень сформированности профессиональных компетенций

11-15 – средний уровень сформированности профессиональных компетенций

10 и менее б. – низкий уровень сформированности профессиональных компетенций

Представим результаты диагностики профессиональных компетенций по 1 тесту.

Рисунок19

Рисунок 1. Результаты исследования профессиональных компетенций студентов 1 курса по тесту №1.

Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом:

- 7 человек (35%) показали низкий уровень профессиональных компетенций. Студенты допустили большое количество ошибок по всем исследуемым профессиональным компетенциям: ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту; ПК 2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств; ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей; ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. Большое число ошибок допущено по компетенции диагностика автомобиля, сборка, разборка агрегатов и узлов автомобиля.

- 9 человек (45%) показали средний уровень сформированности профессиональных компетенций: студентами были допущены незначительные ошибки при тестировании. Студенты путали последовательность разбора узлов и агрегатов, а также неправильно указывали инструменты, которые применяют при разборке конкретного агрегата.

- 4 человека (20%) показали высокий уровень сформированности профессиональных компетенций: студентами были допущены одна-две ошибки по компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. Студенты неправильно определили инструменты для ремонта.

Таким образом, по результатам первого теста мы определили, что наибольшую трудность у студентов возникает по вопросам компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

Представим результаты тестирования №2. Вопросы теста содержат в себе все 4 исследуемые профессиональные компетенции.

Рисунок19

Рисунок 2. Результаты измерение уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по тесту №2.

Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом:

- 6 человек (30%) показали низкий уровень сформированности профессиональных компетенций: студенты допустили много ошибок и не смогли преодолеть минимальный порог баллов (11 б.). Ошибки были допущены по всем 4 компетенциям.

- 9 человек (45%) показали средний уровень сформированости профессиональных компетенций: студенты вновь допустили большое количество ошибок по компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. В данном тесте ошибки были связаны с устройством и внешним видом деталей и агрегатов, размером агрегатов и деталей.

- 5 человека (25%) показали высокий уровень сформированости профессиональных компетенций.

Таким образом, по результатам тестирования №2 было выявлено, что студенты допустили ошибки по всем 4 компетенциям, но большое количество ошибок вновь допущено по компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

Представим результаты тестирования №3. Вопросы теста содержат в себе все 4 исследуемые профессиональные компетенции.

Рисунок21

Рисунок 3. Результаты измерение уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по тесту №3.

Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом:

- 6 человек (30%) показали низкий уровень сформированности профессиональных компетенций: студенты допустили ошибки в последовательности диагностики автомобиля, в принципах оформления документации по техническому обслуживанию автомобилей.

- 9 человек (45%) показали средний уровень сформированости профессиональных компетенций: студенты вновь допустили большое количество ошибок по компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей, но в данном тесте есть еще существенное количество ошибок по компетенции ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту.

- 5 человека (25%) показали высокий уровень сформированости профессиональных компетенций.

По результатам третьего теста следует выделить ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей и ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту. Ввиду того что в исследовании принимали участие обучающиеся 1 курса, следует предположить, что уровень их практической подготовки на этапе начала обучения является недостаточным.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была разработана рабочая программа по дисциплине МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобиля для очного отделения студентов СПО по специальности ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Рабочая программа была разработана с учетом исследуемых профессиональных компетенций в ходе констатирующего этапа исследования. Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год. В качестве средства формирования профессиональных компетенций, обучающихся среднего профессионального образования (на примере профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта) была выбрана технология «Кейс-Stady».

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

Нами было принято решение включать кейсы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в структуру практических и лабораторных занятий. Кейсы должны соответствовать тематике занятий, а каждый описанный в тексте кейса случай должен быть отработан на агрегате автомобиля.

При решении кейсов обучающиеся СПО решают задачи с применением теоретического анализа информации и полученных практических навыков, совокупность которых позволяет получить результат решения кейсовой ситуации [3]. Решение проблемной ситуации позволяет студентам наглядно разобрать конкретную проблемную ситуацию, повысив уровень профессиональной подготовки.

Промежуточная диагностика профессиональных компетенций обучающихся по итогам реализации программы на протяжении первого полугодия, проведенная в декабре, показала, что показатели высокого уровня сформированности профессиональных компетенций повысился в среднем на 20%, показатели среднего уровня повысились на 15%, в то время как низкий уровень понизился в среднем на 15% по всем трем тестам. По результатам промежуточной диагностике можно сказать, что применение на занятии технологии «Кейс-Stady» способствует формированию профессиональных компетенций автомехаников.

Таким образом, по результатам проведенного тестирования можно сказать, что особую проблему у студентов вызывают вопросы по профессиональным компетенциям, связанными с разборкой, сборкой узлов и агрегатов автомобиля и устранением неисправности, а также вопросы по диагностике автомобиля, агрегатов и его систем. Организованный формирующий этап эксперимента позволил выявить средство, направленное на формирование профессиональных компетенций.

Список литературы

  1. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Рыкова Е. А.,
    Факторович А. А. Методика разработки основной профессиональной
    образовательной программы СПО (методические рекомендации) - М.: Издательство «Перо», 2021. - 91 с.
  2. Виноградов В. М. и др. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей; учебное пособие для студентов учреждений СПО – М.: Издательский центр «Академия», 2021.
  3. Драницына Е. Г. Модульная технология формирования профессиональной компетентности студентов среднего профессионального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Драницына Елена Геннадьевна. - 2020. – 187с.
  4. Никитина Е. А., Надточий С. Б. О подготовке автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - №4.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта // [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 383 от 22.04.2014. Зарегистрирован в Минюст России от 27 июня 2014 г. №32878 - URL: http://www.novoch-pgk.ru/ docs/fgos/fgos190631.pdf