УДК 37
Организация исследования уровня профессиональных компетенций у обучающихся среднего профессионального образования (на примере профессионального модуля пм.01 техническое обслуживание и ремонт автотранспорта)
Фрицковский Альберт Андреевич – магистрант филиала Омского государственного педагогического университета.
Аннотация: В статье представлен процесс организации исследования профессиональных компетенций у студентов профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Исследование проводилось с помощью специально разработанных тестов, вопросы которого были составлены по специальному блоку компетенций: ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту; ПК 2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств; ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей; ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. По итогам тестирования констатирующего этапа была разработана программа с включением в занятие технологии «Кейс-Stady». Промежуточные результаты исследования показали, что выбранная технология способствует повышению уровня сформированности профессиональных компетенций автомехаников.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование, технической образование, ремонт автотранспорта, технологии «Кейс-Stady».
Одна из главных задач работы преподавателей в учреждениях среднего профессионального образования – формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечение высокого качества профессиональной подготовки выпускников, а также дальнейшей их конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональные компетенции определяются как способность работника успешно действовать на основе практического опыта, знаний и умений, полученных во время обучения при решение профессиональных задач. Формирование профессиональных компетенций осуществляют преподаватели учреждений среднего профессионального образования в соответствии с содержанием образования профессионального модуля образовательных программ. Для достижения высокого уровня профессиональных компетенций создаются условия, обеспечивающие студентам возможность демонстрации профессиональной мобильности, гибкости, умений решать социальные и профессиональные задачи, анализ производственных задач и взаимодействовать со специалистами [2].
ФГОС СПО определяет перечень профессиональных компетенций, которыми должен овладеть специалист по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. К таким компетенциям можно отнести:
- ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту;
- ПК 2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;
- ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей;
- ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию [5].
Констатирующий этап исследования проводился со студентами 1 курса специальности «ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в сентябре 2023 года. В тестировании приняли участие 20 студентов.
Было проведено три теста каждый из которых состоял из 18 вопросов по выявлению знаний учащихся о последовательности диагностики неисправности автомобиля, об алгоритме проведения ремонта автомобиля и агрегатов, а также о применении инструментов в устранении конкретных неисправностей. На выполнение одного теста студентам было отведено 40 минут. Каждый вопрос теста оценивался 1 баллом. Всего за тест можно было получить 18 баллов.
Интерпретация результатов каждого теста проходила по следующей уровневой дифференциации:
16-18 б. – высокий уровень сформированности профессиональных компетенций
11-15 – средний уровень сформированности профессиональных компетенций
10 и менее б. – низкий уровень сформированности профессиональных компетенций
Представим результаты диагностики профессиональных компетенций по 1 тесту.
Рисунок 1. Результаты исследования профессиональных компетенций студентов 1 курса по тесту №1.
Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом:
- 7 человек (35%) показали низкий уровень профессиональных компетенций. Студенты допустили большое количество ошибок по всем исследуемым профессиональным компетенциям: ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту; ПК 2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств; ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей; ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. Большое число ошибок допущено по компетенции диагностика автомобиля, сборка, разборка агрегатов и узлов автомобиля.
- 9 человек (45%) показали средний уровень сформированности профессиональных компетенций: студентами были допущены незначительные ошибки при тестировании. Студенты путали последовательность разбора узлов и агрегатов, а также неправильно указывали инструменты, которые применяют при разборке конкретного агрегата.
- 4 человека (20%) показали высокий уровень сформированности профессиональных компетенций: студентами были допущены одна-две ошибки по компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. Студенты неправильно определили инструменты для ремонта.
Таким образом, по результатам первого теста мы определили, что наибольшую трудность у студентов возникает по вопросам компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
Представим результаты тестирования №2. Вопросы теста содержат в себе все 4 исследуемые профессиональные компетенции.
Рисунок 2. Результаты измерение уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по тесту №2.
Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом:
- 6 человек (30%) показали низкий уровень сформированности профессиональных компетенций: студенты допустили много ошибок и не смогли преодолеть минимальный порог баллов (11 б.). Ошибки были допущены по всем 4 компетенциям.
- 9 человек (45%) показали средний уровень сформированости профессиональных компетенций: студенты вновь допустили большое количество ошибок по компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. В данном тесте ошибки были связаны с устройством и внешним видом деталей и агрегатов, размером агрегатов и деталей.
- 5 человека (25%) показали высокий уровень сформированости профессиональных компетенций.
Таким образом, по результатам тестирования №2 было выявлено, что студенты допустили ошибки по всем 4 компетенциям, но большое количество ошибок вновь допущено по компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
Представим результаты тестирования №3. Вопросы теста содержат в себе все 4 исследуемые профессиональные компетенции.
Рисунок 3. Результаты измерение уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по тесту №3.
Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом:
- 6 человек (30%) показали низкий уровень сформированности профессиональных компетенций: студенты допустили ошибки в последовательности диагностики автомобиля, в принципах оформления документации по техническому обслуживанию автомобилей.
- 9 человек (45%) показали средний уровень сформированости профессиональных компетенций: студенты вновь допустили большое количество ошибок по компетенции ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей, но в данном тесте есть еще существенное количество ошибок по компетенции ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту.
- 5 человека (25%) показали высокий уровень сформированости профессиональных компетенций.
По результатам третьего теста следует выделить ПК 3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей и ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту. Ввиду того что в исследовании принимали участие обучающиеся 1 курса, следует предположить, что уровень их практической подготовки на этапе начала обучения является недостаточным.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была разработана рабочая программа по дисциплине МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобиля для очного отделения студентов СПО по специальности ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Рабочая программа была разработана с учетом исследуемых профессиональных компетенций в ходе констатирующего этапа исследования. Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год. В качестве средства формирования профессиональных компетенций, обучающихся среднего профессионального образования (на примере профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта) была выбрана технология «Кейс-Stady».
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.
Нами было принято решение включать кейсы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в структуру практических и лабораторных занятий. Кейсы должны соответствовать тематике занятий, а каждый описанный в тексте кейса случай должен быть отработан на агрегате автомобиля.
При решении кейсов обучающиеся СПО решают задачи с применением теоретического анализа информации и полученных практических навыков, совокупность которых позволяет получить результат решения кейсовой ситуации [3]. Решение проблемной ситуации позволяет студентам наглядно разобрать конкретную проблемную ситуацию, повысив уровень профессиональной подготовки.
Промежуточная диагностика профессиональных компетенций обучающихся по итогам реализации программы на протяжении первого полугодия, проведенная в декабре, показала, что показатели высокого уровня сформированности профессиональных компетенций повысился в среднем на 20%, показатели среднего уровня повысились на 15%, в то время как низкий уровень понизился в среднем на 15% по всем трем тестам. По результатам промежуточной диагностике можно сказать, что применение на занятии технологии «Кейс-Stady» способствует формированию профессиональных компетенций автомехаников.
Таким образом, по результатам проведенного тестирования можно сказать, что особую проблему у студентов вызывают вопросы по профессиональным компетенциям, связанными с разборкой, сборкой узлов и агрегатов автомобиля и устранением неисправности, а также вопросы по диагностике автомобиля, агрегатов и его систем. Организованный формирующий этап эксперимента позволил выявить средство, направленное на формирование профессиональных компетенций.
Список литературы
- Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Рыкова Е. А.,
Факторович А. А. Методика разработки основной профессиональной
образовательной программы СПО (методические рекомендации) - М.: Издательство «Перо», 2021. - 91 с. - Виноградов В. М. и др. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей; учебное пособие для студентов учреждений СПО – М.: Издательский центр «Академия», 2021.
- Драницына Е. Г. Модульная технология формирования профессиональной компетентности студентов среднего профессионального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Драницына Елена Геннадьевна. - 2020. – 187с.
- Никитина Е. А., Надточий С. Б. О подготовке автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - №4.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта // [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 383 от 22.04.2014. Зарегистрирован в Минюст России от 27 июня 2014 г. №32878 - URL: http://www.novoch-pgk.ru/ docs/fgos/fgos190631.pdf