УДК 75

Жизнь и творчество мексиканского художника Руфино Тамайо

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Руфино Тамайо – мексиканский живописец, крупнейшая фигура в мексиканской живописи XX века, Руфино Тамайо был одним из первых латиноамериканских художников, которые, наряду с представителями известной «группы трех» (Ривера, Сикейрос и Ороско), добились поистине международной известности и репутации. Как и они, он участвовал в важном движении монументалистов, расцвет которого пришелся на период между двумя мировыми войнами. Однако его работы, в силу творческой воли и особенностей, имеют иное измерение и четко отличаются от работ вышеупомянутой группы.

Ключевые слова: Мексика, художник, публичные выставки, преподавание.

Родившийся в Оахаке, в одноименном штате, сын индейцев сапотеков и, возможно, поэтому не имевший необходимости идеологически претендовать на художественное наследие коренного населения, которое было для него абсолютно естественным, Руфино Тамайо был художником долгой и плодотворной жизни, поскольку умер в Мехико в 1991 году в молодом возрасте девяноста трех лет. Художественное призвание и склонность к рисованию проявились в юноше очень рано, и его семья никогда не пыталась противодействовать этим тенденциям, что было почти обычным делом среди молодых мексиканцев, желавших посвятить себя пластическим искусствам.

Художник начал свое профессиональное и академическое обучение, поступив в Академию изящных искусств Сан-Карлоса, когда ему было всего шестнадцать лет. Но его бунтарский темперамент и трудности с принятием железной дисциплины, которой требовало это учебное заведение, заставили его немедленно оставить учебу, и в конце того же года он покинул классы и вступил на путь, который привел его к изучению моделей мексиканского народного искусства и к следованию всем путям современного искусства, не опасаясь, что это может означать потерю аутентичности.

В 1926 году, на его первой публичной выставке, уже проявились некоторые характерные черты его творчества и эволюция его художественной мысли, о чем свидетельствует переход от примитивизма (заметный в таких знаковых работах, как "Автопортрет" 1931 года) к влиянию конструктивизма (заметному в его поздних картинах, особенно в Barquillo de fresa ("Клубничная вафля", написанная в 1938 году). Эта эволюция также должна была привести его к некоторым эссе, связанным с сюрреализмом.

В то же время Тамайо занимал административные должности и посвятил себя преподаванию. В 1921 году он возглавил отдел этнографического рисунка в Национальном археологическом музее Мексики, что, по мнению некоторых критиков, сыграло решающую роль в осознании им истоков мексиканского искусства. Благодаря успеху своей первой выставки в 1926 году он был приглашен выставлять свои работы в Центре искусств в Нью-Йорке. Позже, в 1928 году, он преподавал в Национальной школе искусств, а в 1932 году был назначен директором Департамента пластических искусств Министерства народного образования.

В 1938 году он получил и принял предложение преподавать в Далтонской школе искусств в Нью-Йорке, где оставался почти двадцать лет и которая стала решающей в творческом процессе художника. Там, по сути, он завершил период становления своей жизни и постепенно утратил интерес к европейскому искусству, чтобы начать творческую карьеру, отмеченную оригинальностью и полностью личным исследованием живописной вселенной. Нью-Йорк также определил его безошибочный пластический язык, характеризующийся эстетической строгостью, техническим совершенством и воображением, преображающим предметы, опираясь на формы доиспанской культуры и символизм доколумбового искусства, чтобы дать волю мощному поэтическому вдохновению, черпающему источники провидческого лиризма.

Через год после назначения директором департамента пластических искусств он написал свою первую фреску - работу по заказу Национальной консерватории Мексики, которая продемонстрировала его разрыв с эстетическими установками, определявшими до того времени творчество художников-монументалистов во главе с Диего Риверой, Давидом Альфаро Сикейросом и Хосе Клементе Ороско. В его фресках мы видим добровольный отказ от грандиозности и сознательное дистанцирование от революционных посланий и схематичных политических подходов, которыми руководствовались работы группы, что поставило его в противоречие с "большой тройкой". Однако нельзя сказать, что его позиция была аполитичной или реакционной, хотя его часто обвиняли в этом, но несомненно, и он никогда не воздерживался от четких заявлений, что для него так называемая мексиканская школа настенной живописи была исчерпана и пришла в полный упадок после расцвета 1920-х годов.

Творчество Руфино Тамайо, чьи устремления совпадали с устремлениями бразильца Кандидо Портинари, характеризуется стремлением интегрировать в свои произведения наследие коренных народов доколумбовой эпохи, экспериментаторство и новаторские пластические тенденции, революционизировавшие европейские художественные круги в начале века. Эта синкретическая активность, это внимание к художественным течениям и теориям с другой стороны Атлантики как раз и отличали его от фундаментального ядра "муралистов", главной задачей которых было сохранение абсолютной эстетической независимости по отношению к европейским параметрам и черпание только из источников якобы доколумбового живописного наследия. На рисунке 1 представлен портрет художника.

1

Рисунок 1. Мексиканский художник Руфино Тамайо.

С теоретической точки зрения Тамайо также отличается от других, поскольку он не придерживался радикальных политических взглядов, которые лежали в основе работ вышеупомянутых муралистов, и уделял больше внимания живописным качествам. Иными словами, хотя монументальность его работ, а также их размеры и функциональность могут быть включены в мексиканское движение фрески, он все же отличается своей независимостью от идеологических и революционных подходов, а также эстетическим стремлением развивать индейскую тему в более формальном и абстрактном стиле.

Список литературы

  1. Козлова Е. Руфино Тамайо (Образный мир живописца) //Искусство стран Латинской Америки. М.: Наука, 1986. С.128-148.

Интересная статья? Поделись ей с другими: