УДК 37.012

Современные формы обучения игре на фортепиано

Ли Эньгуан – студент Института музыки театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: Статья подчеркивает значимость инновационных подходов, ориентированных на творческое развитие ученика в ходе использования современных форм обучения игре на фортепиано. Автор рассматривает современную среду обучения фортепиано, показывая необходимость комбинирования традиционных и современных подходов, учитывающих индивидуальные особенности и творческий потенциал учеников. Особое внимание уделено значению работы педагога с учениками различных возрастов, а также важности создания атмосферы доверия и уважения на уроках. В статье рассматриваются различные аспекты психологии, воля, внимание и творчество в контексте успешного обучения. Статья представляет полный обзор современных подходов к обучению фортепиано, подчеркивая важность личностного развития и творческого потенциала детей через музыку.

Ключевые слова: музыка, фортепиано, образование, обучение, подбор репертуара, формы обучения.

Современная методика музыкального образования сосредоточена на личности ребенка и его обучении через взаимодействие с музыкой. Уроки должны строиться таким образом, чтобы ученик имел возможность проявить свои творческие способности, а не только приобрести навыки и знания. Традиционные методики музыкального обучения ориентированы на передачу классических знаний, но современный подход включает в себя комбинацию традиционных и инновационных методов для развития индивидуальных качеств детей и их творческого потенциала.

Один из ключевых принципов фортепианной методики заключается в последовательном и систематическом руководстве учеником со стороны педагога. Подбор репертуара играет важную роль в успешности обучения, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика при разработке индивидуального плана. Педагог также должен учитывать воспитательные цели и широкий спектр музыкальных стилей и жанров для развития ученика.

А.В. Вицинский считает, что важно замечать прогресс обучающихся и корректировать план обучения на протяжении учебного года. Педагог должен оценить успехи ученика, его отношение к работе и выполнение плана. Реализация музыкального образования происходит в классе, где уроки служат звеном в общей цепи образовательного процесса [1].

Успешное обучение требует органичного сочетания реализации плана воспитания и задач обучения на каждом уроке. Работа над музыкальным произведением включает анализ, исполнение и преодоление трудностей с целью развития ученика на личностном уровне и улучшения музыкальной техники. Важно, чтобы ученик вместе с педагогом достигал определенных целей и улучшал свои навыки исполнения.

Очень важно предварительно подготавливаться к уроку, изучая репертуар учеников и разнообразные формы проведения урока. Некоторые педагоги, например, Джон Фильд, предпочитают больше играть на инструменте, чем рассказывать словами, в то время как другие (например, Антон Рубинштейн) предпочитают больше говорить о музыке. В современном мире есть много возможностей для демонстрации лучших исполнений музыки.

По мнению Е.К. Драловой, важно определить последовательность работы над материалом на уроке. Начинать с того, что на данный момент важнее и может занять больше времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно уделять уроки детальному изучению отдельных частей произведения. Чтение нот с листа является очень важным аспектом обучения, поэтому следует уделять этому особое внимание, как на уроках, так и дома [2].

Проверка домашнего задания должна включать прослушивание всех произведений, которые ученик подготовил. Учитывая особенности игры каждого ученика, педагог может указать на недостатки и достоинства. Не нужно перегружать ученика множеством замечаний. Исполнение музыкальных произведений педагогом на уроке не всегда помогает развитию инициативы ученика. Педагог должен уметь говорить об музыке увлекательно и доступно для ребенка. Современные методы, такие как «дирижирование», могут быть использованы для эмоционального воздействия на ученика и раскрытия особенностей музыкального произведения. Домашнее задание следует оценивать на каждом занятии. Также педагогу необходимо помогать ученикам эффективно использовать время для занятий музыкой. Своевременная работа с родителями поможет обеспечить поддержку и создать благоприятные условия для обучения детей.

Современная методика обучения игре на фортепиано учитывает много аспектов психологии и требует от педагога новых подходов, стремясь развивать музыкальные способности детей через изучение инструмента, что способствует приобретению новых знаний и навыков, развитию творчества и формированию музыкальных способностей [3].

На начальном этапе важно поддерживать интерес ребенка к музыке и не подавлять его. В начале обучения уделяется внимание обучению по слуху, транспонированию, чтению нот и демонстрации, что помогает ученику развивать навыки слушателя. Важным элементом является также развитие нотной грамоты.

Социокультурная среда влияет на стиль обучения музыке, поэтому педагог должен быть осведомлен о новых тенденциях в музыкальном мире и находить общий язык с учениками. Инновационные методики ориентированы на личность ребенка и развитие его творческих способностей. Традиционные и современные подходы комбинируются для развития индивидуальных качеств ученика.

Важно учитывать возрастные особенности детей при обучении. Особенности умственного и физического развития детей должны быть учтены при обучении. Педагог должен корректировать методики в зависимости от переходного возраста учеников, чтобы не навредить их психике. Индивидуальный подход играет ключевую роль в успешном обучении.

При выборе репертуара для уроков игры на фортепиано важно учитывать психологические особенности каждого ученика и его нервную организацию. Необходимо избегать движения ученика слишком быстрыми темпами, не учитывая его возможности, чтобы избежать возможных психологических травм. Современный подход к обучению ставит ученика в центр процесса обучения и направлен на гармоничное развитие личности через музыку. Педагогам важно создавать атмосферу доброжелательности, уважения и поддержки на уроках, чтобы поддерживать веру ученика в свои силы.

При обучении учеников игре на фортепиано важно также развивать качества как внимание, воля, самостоятельность мышления и стремление к труду. Все эти качества считаются основой успешного обучения. Воля возникает при заинтересованности в учебном процессе, поэтому используются разнообразные методы, которые приносят радость ученику.

Поддержание детского творчества в музыкальной педагогике является инновационной методикой, которая способствует выявлению и развитию творческих способностей у детей. Занятия музыкой помогают детям снять нервное напряжение, настроиться на положительный эмоциональный лад и создают благоприятную обстановку для обучения [4].

Современная музыкальная педагогика представляет собой совокупность основных тенденций, включающих в себя интеграцию музыки в гармоническое воспитание личности, расширение репертуарных возможностей, внимание к развитию слухового воспитания и творческих навыков учащихся, создание специальной музыкальной среды для всестороннего развития детей, усиление педагогического процесса и важное отношение к традициям в обучении музыке. Сегодня рекомендуется комбинировать различные методики обучения, включая как традиционные, так и инновационные подходы.

Среди традиционных методик выделяют методику Е. Гнесиной, которая акцентирует внимание на начальном периоде обучения. В современных методиках обучения фортепиано важное место занимают методики Т. Смирновой и В. Мальцева. Чтобы поддерживать интерес учащихся к урокам, применяют «занимательную» методику Л. Никольской и стимулируют импровизацию, сочинения и подбор мелодий по слуху. Авторские комплексные методики, такие как у А. Артоболевской, В. Мальцева, И. Кривицкого или Е. Тимакина, также успешно используются в процессе обучения [5].

На уроках фортепиано педагогам важно работать над формированием музыкального кругозора учеников, уделять внимание развитию музыкальности, музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти, технических навыков и творческого потенциала. Эти аспекты эффективно развиваются через разнообразные методики, тренировочные упражнения и творческую работу как учителя, так и ученика.

На этом основании можно говорить о том, что успех обучения игре на фортепиано зависит от множества факторов, включая психологический аспект. Стимулирование интереса к урокам помогает ученику развивать волю, концентрацию, самостоятельное мышление и трудолюбие, что формирует основные навыки и умения в игре на фортепиано, учитывая психологические особенности каждого ученика.

Список источников

  1. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста - исполнителя над музыкальным произведением. - М.: Классика - XXI, 2003.
  2. Дралова Е.К. Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы.
  3. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2002.
  4.  Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. - М.: Кифара, 2002.
  5. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.- Л., 1964.

Интересная статья? Поделись ей с другими: