УДК 37.013

Умение видеть: насмотренность как компонент формирования художественного вкуса

Цаликов Константин Владиславович – специалист просветительского отдела Музея русского импрессионизма, аспирант Института стратегии развития образования

Аннотация: Статья посвящена художественному восприятию и визуальной культуре, которые являются одними из ключевых аспектов развития на занятиях из цикла искусства. Однако, существует проблема насмотренности, точнее ее отсутствия, которое затрудняет процесс развития художественного вкуса и восприятия живописи у обучающихся. В данной статье мы рассмотрим проблему определения термина насмотренности в педагогической деятельности. 

Ключевые слова: художественный вкус, художественное образование, эстетическое воспитание, насмотренность, наблюдательность, визуальная культура.

Понятие «насмотренность» широко используется в среде дизайнеров, часто встречается в сфере медиакоммуникаций, однако почти не используется в профессиональной педагогической лексике и крайне редко употребляется специалистами и преподавателями в сфере художественного образования. Тем не менее, данный термин, который пока не слишком распространен в профессиональной среде, играет важную роль в изучении изобразительного искусства, вовлечении и погружении в художественно-образное пространство обучающихся, и формирование их визуальной культуры. Насмотренность – это способность человека видеть и оценивать окружающий мир через призму своего визуального опыта, основанного на активном зрительном восприятии образцовых произведений искусства. Что означает умение фиксировать восприятие на художественном произведении, а также способность видеть красоту и гармонию в окружающем мире, и основываясь на внутреннем чувстве создавать новые визуальные образы. Ведь абсолютно логично, что некоторые исследователи настаивают на единстве и взаимосвязи восприятия и практической художественной деятельности (Г. Н. Кудина [8]); Б.П. Юсов [9]). Под художественной насмотренностью понимается навык восприятия того или иного искусства именно на сенсорно-эмоциональном уровне.

Р. Архнейм в своей работе «Искусство и визуальное восприятие» справедливо отмечает, что «мы отрицаем дар понимания вещей, который дается нам нашими чувствами. В результате теоретическое осмысление процесса восприятия отделилось от самого восприятия, и наша мысль движется в абстракции. Наши глаза превратились в простой инструмент измерения и опознавания – отсюда недостаток идей, которые могут быть выражены в образах, а также неумение понять смысл того, что мы видим» [2, с. 20]. В таком контексте, важно определить, что под зрительным восприятием понимается активное исследование и изучение окружающего мира, а не пассивная регистрацию увиденного, тем самым визуальное восприятие человека отличается от процессов, происходящих в фотоаппарате. Обычное зрительное восприятие не является тщательным процессом исследования, но при необходимости глаза приспосабливаются таким образом, чтобы замечать каждую малейшую деталь. Таким образом, человек, который активно и внимательно рассматривает окружающее пространство, расширяет свой информационно-визуальный спектр и получает больше эмоций и переживаний. Это помогает тренировать глаз, обогащать визуальный опыт, стимулировать творческий процесс и позволяет создавать более продуманные композиции входе активной творческой деятельности. Зрительное восприятие – это активное исследование окружающего мира, которое концентрируется на привлекающем внимание и способе рассматривания объекта. Упоминая трансформацию восприятия в концептуальные процессы, Рудольф Арнхейм [2] также утверждает, что восприятие – это когнитивный процесс. Исследования зрительного восприятия показывают, что методы рисования, которым обучают учащихся, являются важным фактором зрительного постижения окружающего нас мира, так же, как и умение видеть изображение целиком. Однако восприятие, которое является результатом информации, полученной зрением и обработанной рядом процессов, отличается от того, что мы видим. Таким образом, подобные исследования побуждают нас подходить к восприятию как к творческой деятельности человеческого разума. Более того, форма видимого объекта не просто зависит от его отражения на сетчатке в определенный момент, но определяется нашим различным зрительным опытом, полученным от того или иного вида объектов на протяжении всей нашей жизни, таким образом, можно утверждать, что визуальное восприятие лежит в основе обучения. Так, психолог Р. Л. Грегори утверждал, что «восприятие у человека подвержено модификации в процессе обучения» [4, с. 3]. Р. Л. Грегори писал, что зрительное восприятие основано на нисходящей обработке, то есть на концептуально-ориентированном подходе, когда обработка визуальной информации включает в себя просмотр всей картины изучаемого объекта, чтобы попытаться понять то, что мы видим. Мы делаем предположения о том, что видим человеческим глазом, на основе существующего восприятия. Наше восприятие мира – это гипотезы, основанные на наших ожиданиях, прошлом опыте, убеждениях, обработанном обучении, ранее собранных данных и т. д. Другими словами, мы делаем визуальный анализ и предположения на основе нашей памяти и знаний.

Несмотря на то, что в современных педагогических исследованиях насмотренность не особо изученный компонент художественного восприятия, существует схожее понятие такое как, наблюдательность. Известный психолог Б. Г. Ананьев отдельно изучал наблюдательность как компонент психологического мира человека, который определяет возможность развития личности. Занятие художественным творчеством (живопись, рисование, декоративно-прикладное искусство), с его точки зрения, можно считать фактическим подтверждением того, что «наблюдение есть известная целенаправленная деятельность, организующая чувственные восприятия в соответствии с известными интеллектуальными задачами» [1, с. 12]. Занятия искусства имеют большое значение для формирования наблюдательности у человека. Художник должен накапливать впечатления и разнообразные наблюдения, чтобы создавать произведения искусства. Эта способность необходима для успешной деятельности человека, поэтому изучение изобразительного искусства является педагогически значимым для образования.

В художественной школе жанр пейзажа является одним из основных жанров живописи при обучении рисованию. Когда кто-то изучает рисование природы, он в итоге замечает множество деталей, которые обычно упускают из виду. Например, каждый лист имеет очень много неповторимых деталей, асимметричных изгибов. Природа может предложить так много всего: различные формы, цвета, свет, тени и ритм рисунка. Почти все великие художники и скульпторы обращались к природе как к объекту изучения. Винсент Ван Гог рисовал цветы, и среди всех цветов его привлекали подсолнухи. Знаменитая серия Ван Гога «Подсолнухи» представляет собой эксперимент с цветом, так как с помощью нескольких версий одного сюжета художник показал, как одни и те же цвета могут быть изображены разными способами. Клод Моне сделал серию картин с изображением стогов сена, где художник продемонстрировал как разное освещение меняет восприятие одного и того же объекта. Так с помощью наблюдения можно собирать визуальную информацию, которую возможно использовать потом при создании своих работ. Однако существует концептуально важное отличие между наблюдательностью и насмотреностью. Наблюдательность – это психолого-педагогическая категория, заключающийся в способности обучающегося концентрировать органы восприятия на определенных объектах с целью фиксации деталей и малозаметны явлений. Насмотренность же, в свою очередь, комплекс всего визуального опыта человека, его когнитивно-интеллектуальное качество, позволяющее находить и преобразовывать визуальную информацию под собственный художественный замысел. В этом ключе важно упомянуть, что насмотренность, как уже ранее отмечалось, должна основываться на образцовых формах визуального искусства, тем самым мы выходим на проблему дихотомии насмотренности и художественного вкуса. С одной стороны, формирование вкуса невозможно без развитого визуального восприятия, представляющего собой, по мнению Р. Арнхейма, активное исследование объекта, выбор примечательных качеств, сопоставление их с прошлым визуальным опытом, анализ и синтез их в единый образ. В свою очередь, М. Ю. Бирюков подчеркивает, что вкус определяется способностью объектов и явлений отражать гармонию действительности. Критерием качества вкуса выступает адекватность такого отражения социально заданной правильности. Художественный вкус соотносит красоту предмета и его частей, окружающей среды и мира в целом, что обуславливает устойчивость и обоснованность суждений хорошего вкуса [3]. Согласно А.П. Золкину [5], художественный вкус связан с идеалом, который приобретает содержание в процессе творческой деятельности и отражается в художественном творчестве. Динамика вкуса обусловлена противоречием между идеалом и его практическим воплощением на уровне социума, групп или индивидуумов. М.С. Каган [6] считает, что художественный вкус является социальной способностью, которая формируется в процессе воспитания и образования под влиянием среды и искусства. Педагогический процесс воспитания художественного вкуса включает воспитание через произведения искусства, художественное образование и самообразование, воспитательное воздействие художественного творчества и общение по поводу художественных интересов и деятельности.

Художественный вкус и насмотренность – это две важные составляющие культурного развития личности. Насмотренность представляет собой количество знаний и визуального опыта, которые человек получил в области искусства, а художественный вкус – это способность оценивать и понимать художественные произведения. Однако насмотренность не всегда гарантирует развитие художественного вкуса. Человек может знать многое об искусстве, но не иметь чувства прекрасного. Для развития художественного вкуса необходимо уметь анализировать произведения искусства, оценивать их качество и выражение, а также находить свое собственное видение творчества.

Художественный вкус и насмотренность взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чем больше знаний о искусстве у человека, тем более чувствительным он становится к художественным произведениям. А развитый художественный вкус позволяет наслаждаться истинным искусством и находить в нем глубокий смысл.

В целом, художественный вкус и насмотренность являются необходимыми элементами культурного развития личности. Они помогают человеку находить вдохновение и создавать новые визуальные образы, основанные на удачных композиционных, колористический, концептуальных и формальных. Развитие насмотренности у детей младшего школьного возраста является очень важным аспектом воспитания. Родители и педагоги могут помочь детям научиться правильно наблюдать за окружающим миром, анализировать получаемую информацию и принимать решения на основе своих знаний и опыта. Важно также обучать детей анализировать информацию, которую они получают. Например, в этом могут быть эффективны стратегии визуального мышления, так если ребенок смотрит мультфильмы, читает комиксы, изучает афиши или экспонаты в музее, можно задавать ему вопросы о том, что он видит, какие идеи визуализированы, как автор добился того или иного эффекта. Таким образом, ребенок будет учиться анализировать ситуации и принимать решения на основе полученной визуальной информации.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. Л.: Лениздат, 1940. — 64 с.
  2. Арнхейм. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2012. — 329 с.
  3. Бирюков М. Ю. Современные подходы к формированию художественного вкуса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. №10 (85). 11-15 с.
  4. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко : пер. с англ. — М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
  5. Золкин А.П. Эстетика. М.: Юнити-Дана, 2008. — 447 с.
  6. Каган М. С. Эстетика как философская наука: унив. курс лекций. СПб.: ТК Петрополис, 1997. — 543 с.
  7. Климова Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 134 с.
  8. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г. Н. Кудина. — М.: Знание, 1988. — 79 с.
  9. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б. П. Юсов. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 283 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: