УДК 781.61

Экспромты ор. 90 и ор. 142 для фортепиано ф. Шуберта в контексте трактовки жанра

Хуан Личэнь – студент ассистентуры-стажировки направления «Сольное исполнительство на фортепиано» Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Аннотация: В статье рассматриваются основные жанры романтической фортепианной миниатюры в контексте восьми «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827), созданных Шубертом в контексте трактовки популярного жанра и жанрово-стилистических особенностях. Изучены ритмические рисунки, «фортепианно-этюдный» прием, определенный Шубертом.

Ключевые слова: жанр, экспромт, трактовка, тональность, сет, ритмический рисунок, пьеса, соната.

Актуальность темы исследования

Франц Шуберт, один из величайших композиторов романтического периода, оставил после себя огромное наследие, среди которого особое место занимают его пьесы для фортепиано, включая экспромты. Экспромты op. 90 и op. 142 являются яркими примерами мастерства Шуберта в области инструментальной музыки и его способности выражать глубокие эмоции и чувства через музыкальный язык. Эти произведения не только демонстрируют техническое виртуозность композитора, но и отражают его индивидуальное видение жанра экспромта, который в те времена только начинал приобретать популярность.

Анализ публикаций

В ряде монографий, посвящённых Францу Шуберту, фортепианная музыка представлена в ряду фактов из жизни композитора и его творческой биографии. Это переводной труд Г. Гольдшмидта [4], работы П. Вульфиуса [3], В. Конен [5] Ю. Хохлова [9]. Также авторы отдельно характеризуют фортепианное творчество как в зеркале творческой биографии Шуберта, так и отдельно, наряду с панорамным обзором других жанров и обобщением над стилем композитора. Особое внимание эспромтам Шуберта посвятил Charles Fisk – автор книги "Returning Cycles: Contexts for the Interpretation of Schubert's Impromptus and Last Sonatas" (Возвращающиеся циклы: Контексты для интерпретации экспромтов и последних сонат Шуберта). В этом исследовании Фиск подробно анализирует поздние фортепианные произведения Шуберта, предлагая новый взгляд на их структуру и эмоциональное содержание [1].

Среди работ, посвящённых изучению собственно фортепианной музыки композитора, большинство посвящено шубертовским сонатам.

Изложение основного материала

Экспромт, происходящий от латинского слова "expromptus", что означает "подготовленный заранее", представляет собой инструментальное музыкальное произведение, отличающееся импровизационной манерой исполнения. В XIX веке, на фоне формирования романтического течения в музыке, экспромт как независимый жанр, преимущественно фортепианной музыки, стал широко распространяться. Это связано с повышенным вниманием к импровизации и непосредственности в лирическом выражении, которое является ключевым в эстетике романтизма.

Первое использование термина "Экспромт" в качестве наименования музыкального произведения датируется 1817 годом и связано с творчеством Яна Вацлава Хуго Воржишека, чешского композитора, пианиста и органиста, родившегося 11 мая 1791 года в Вамберке, Чехия и скончавшегося 19 ноября 1825 года в Вене. Воржишек присвоил название "Экспромты" нескольким своим фортепианным произведениям (опус 7, 1822 год), после чего подобное наименование стали использовать и другие композиторы, включая Франца Шуберта и Фридерика Шопена. Так, утверждается, что Франц Шуберт был вдохновлен "Экспромтом" соч. 7 (1822) Яна Вацлава Вор-Шишека и музыкой его учителя Вацлава Томашека и к завершению своего творческого пути, создав серии "Экспромтов" (опусы 142 и 90, 1827 год) и "Музыкальных моментов" (опус 94, 1827 год), внес значительный вклад в развитие романтической фортепианной миниатюры [3] [4].

В данных произведениях Шуберта прослеживаются признаки будущих монотематических поэтических форм с элементами сонатной структуры (опус 90 № 1) и миниатюры в духе "песен без слов" (опус 90 № 3). Одновременно, в них заметны связи с жанрами и формами, установившимися в эпоху венской классической школы, например, сонатная форма в экспромте опус 142 № 1 и структура, напоминающая менуэт с трио, в экспромте опус 142 № 2 [8].

Эти произведения, обладая уникальными и инновационными названиями для своего времени, отражают авторскую концепцию, стремясь уловить эфемерные мгновения эмоционально насыщенной внутренней жизни артиста. Миниатюры Шуберта охватывают широкий спектр настроений, от спокойной лирики до драматических всплесков. Большинство этих произведений характеризуются особыми ритмическими узорами, зачастую вдохновленными народным танцем (таким как полька, вальс, марш, экосез), и включают в себя характерные "фортепианно-этюдные" техники, проходящие через всё произведение или его значительную часть, несущие определенный выразительный замысел.

Данные композиции заложили основу для новых направлений в фортепианной музыке, которые впоследствии нашли свое отражение в работах романтических композиторов таких как Ференц Лист, Фредерик Шопен и Сергей Рахманинов. Отличительные черты данных произведений - это их содержательное многообразие и формальное разнообразие. При этом они все объединены четкостью структуры, логикой фразировки и методом мелодического развития, которые гармонично сочетаются с легкостью и импровизационностью подачи [2].

Первая пара экспромтов была опубликована при жизни Шуберта как Соч. 90, в то время как вторая серия была выпущена посмертно в 1839 году как Соч. 142 с посвящением Ференцу Листу от издателя. Третья и четвертая пьесы первой серии были опубликованы в 1857 году, причем третья пьеса была ошибочно напечатана в соль мажоре, а не в G♭ мажоре, как Шуберт её написал. С тех пор эти произведения классифицируются в каталоге как D. 899 и D. 935 соответственно. Три дополнительные фортепианные произведения (D. 946), созданные в мае 1828 года, незадолго до смерти Шуберта, также известны под общим названием "Экспромты" и "Клавирные пьесы". Эти экспромты часто рассматриваются в контексте "Шести музыкальных моментов" и обычно записываются, и издаются вместе. [10]

Четыре экспромта, D. 899 (Соч. 90)

В коллекции (сете) из четырех экспромтов, D. 899 (Опус 90), созданной Францем Шубертом в 1827 году, лишь первые две пьесы были изданы при его жизни. Первая пьеса в до миноре уникально сочетает элементы сонатной формы, вариативности и непрерывной структуры. Второй экспромт, выполненный в ми мажоре, демонстрирует непрекращающееся движение "moto perpetuo" с тройным метром. Третий экспромт в соль мажоре отличается своей спокойной и размышляющей атмосферой, длинными мелодическими фразами и непрерывным триадным сопровождением. Четвертый и последний экспромт, в ля♭ мажоре, начинаясь в ля♭ миноре, изобилует арпеджио и аккордовыми эхами.

Четыре экспромта, D. 935 (Соч. пост. 142).

В сете из четырех экспромтов, D. 899 (Опус 90), созданной Францем Шубертом в 1827 году, лишь первые две пьесы были изданы при его жизни. Первая пьеса в до миноре уникально сочетает элементы сонатной формы, вариативности и непрерывной структуры. Второй экспромт, выполненный в ми мажоре, демонстрирует непрекращающееся движение "moto perpetuo" с тройным метром. Третий экспромт в соль мажоре отличается своей спокойной и размышляющей атмосферой, длинными мелодическими фразами и непрерывным триадным сопровождением. Четвертый и последний экспромт, в ля♭ мажоре, начинаясь в ля♭ миноре, изобилует арпеджио и аккордовыми эхами [7].

В экспромтах Шуберта особенно выделяется лиричность тем, которая развивается согласно ярко выраженному вариационному методу, при этом часто происходят отклонения от основного направления развития, подчеркивая общую импровизационную природу исполнения. Это создает для музыкантов уникальные испытания в интерпретации, особенно учитывая, что предпочтение Шуберта к вариационным изменениям тем может придавать музыке определенную статичность. Эта особенность становится еще более заметной в сонатах, где она может вступать в контраст с динамичностью и конфликтностью, присущими сонатной форме. Статичность также подчеркивается преимущественно трехчастной структурой шубертовских инструментальных тем, особенно в его фортепианных миниатюрах, что усиливает их песенный характер [7].

Фортепианно-этюдный прием в музыке Шуберта можно рассматривать как средство для развития определенных технических навыков у пианистов. Однако в контексте его экспромтов эти элементы служат не только технической цели, но и выразительным намерениям, делая каждый этюд не просто упражнением, а полноценным музыкальным произведением с глубоким эмоциональным содержанием.

Экспромты Шуберта, в частности, характеризуются использованием сложных арпеджио, быстрых пассажей, вариаций ритмических фигур и деликатных орнаментов. Эти элементы требуют от исполнителя не только технической оснащенности, но и способности передавать тонкие нюансы музыкального текста, сохраняя при этом целостность и единство интерпретации. Например, в Экспромте op. 90 № 3 (D. 899) Шуберт использует непрерывные арпеджио, которые создают текучесть и легкость, одновременно являясь основой для мелодического развития и эмоционального выражения [2].

Интересно, что фортепианно-этюдные элементы в экспромтах Шуберта не только обуславливают техническую сложность произведений, но и способствуют развитию исполнительской выразительности, требуя от пианиста глубокого понимания стиля и интенций композитора. Это подчеркивает тот факт, что эти произведения не просто технические этюды, но и музыкальные миниатюры, полные лиризма, драматизма и интимности.

Из этого следует, что для исполнения, казалось бы, "простых" произведений Шуберта требуется исполнительское мастерство, не уступающее требованиям к исполнению более сложных музыкальных работ с богатой экспрессией и динамикой. Это соотношение мастерства в исполнении напрямую коррелирует с композиторским мастерством.

В. Конен отмечает, что в музыке Шуберта, несмотря на строгость форм, всегда присутствует чувство непосредственности и свободы выражения, которые могли бы быть потеряны в более формализованной обстановке длительного обучения [5].

Выводы

Шуберт разработал уникальный пианистический стиль, где фортепиано выступает как глубоко личностный инструмент. Фортепианно-этюдный прием в экспромтах Шуберта является ключевым элементом, который не только определяет техническую сложность этих произведений, но и их глубокое музыкальное и эмоциональное содержание. Эти произведения представляют собой уникальное сочетание технической мастерскости и музыкальной выразительности, делая их одними из самых ценных и вдохновляющих в репертуаре фортепианной музыки. В то же время, фортепианные произведения Шуберта обогащены колоритными элементами, уникальностью ладовой системы, гармоническими инновациями, яркими аккордами, смелыми модуляциями и прочим. Эти элементы, иногда контрастируя с вокальной выразительностью мелодик, основанной на влиянии песенно-романсного стиля на инструментальную музыку, формируют неповторимую экспрессивность фортепианной музыки Шуберта.

Таким образом, характерные черты фортепианного толкования шубертовских образов оживают благодаря внимательности и высокому профессионализму исполнителей.

Список литературы

  1. Будакова,О. Ю. Ранние симфонии Шуберта / О.Ю. Будакова // Шуберт и шубертианство / сост. Г. И. Ганзбург. – Харьков, 1994. – С. 33-40.
  2. Вартанов, С.Я. Концепция интерпретации сочинения в системе фортепианной культуры: автореф. дисс…..д-ра искусствовед.: 17.00.09 / С.Я. Вартанов, Саратовская гос.консерватория, 2013. – 65 с.
  3. Вульфиус П. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта: На материале инструментальных ансамблей. – М., 1974.
  4. Гольдшмидт, Г. Франц Шуберт. Жизненный путь; пер. с нем. В. Розанова / Г. Гольдшмидт. – М.: Музгиз, 1960. – 440 с.
  5. Конен В. Д. Шуберт / В. Д. Конен. 2-е изд, доп. М.: Гос. муз. изд-во, 1959. 304 с.
  6. Лисак, Я.Ф. Экспромты Ф. Шуберта ор.90 и 0р.142 в педагогическом репертуаре вуза / Я.Ф. Лисак // Интеллектуальные и гуманитарные аспекты развития личности: сб.работ по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Губкин, 24 марта 2017 года. – Губкин: Белгородский гос. институт искусств и культуры, 2017. – С. 53-59.
  7. Пихт-Аксенфельд Э. Некоторые соображения по поводу интерпретации фортепианной музыки Франца Шуберта / пер с нем. Е. Гуревич / Э. Пихт-Аксенфельд // Музыкальная жизнь. – 1995. – № 5-6. – С.24-25.
  8. Фиск, Чарльз (2001). Возвращающиеся циклы: контексты интерпретации экспромта и последних сонат Шуберта. Лондон: НортонISBN0520225643.
  9. Хохлов, Ю.Н. Шуберт – вчера, сегодня, завтра / Ю.Н. Хохлов // Музыкальная академия. – 1994. – № 4. – С. 126-132.
  10. Холопов, Ю. Н. О форме скерцо у Шуберта / Ю.Н. Холопов // Франц Шуберт: к 200-летию со дня рождения: материалы международной научной конференции. – М.: МГК им. Чайковского, 1997. – С. 34-41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: