УДК 221

Исследования и развитие китайской мифологии

Юровская Дарья Андреевна – студентка Института иностранных языков

Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина

Аннотация: В статье рассматривается понятие мифологии вообще, а также исследования и отличительные черты китайской мифологии.

Ключевые слова: мифология, фольклор, культура, древние.

Сюжеты китайской мифологии не так широко известны, как наследие греческой, римской или индийской цивилизаций. Однако за последние годы они стали привлекать все большее внимание как со стороны китайских, так и зарубежных исследователей. Это связано с растущим интересом к китайской культуре и истории в мире, а также с улучшением доступности информации и возможностей изучения китайской мифологии. Китайская мифология представляет собой богатое и многогранное наследие, включающее в себя разнообразные мифы, легенды и предания, которые отражают особенности истории, философии и мировоззрения китайского народа.

В главе «Мифы древнего Китая» (中国古 代神话)  книги «Культура Китая» (中国⽂化) дается следующее определение: «Мифы – это истории о сверхъестественном или обожествленных героях древности. Мифы появляются с началом человеческой эпохи. С древних времен люди очень хотели познать природу, преобразовать её. Однако в силу того, что в тот период материальные условия были недостаточны, и когнитивные способности также были низкими, люди только и могли полагаться на фантазию, мистические образы природы и общественной жизни, создавая своеобразные бесхитростные толкования и используя их для выражения своих прекрасных желаний и надежд» [1, с. 528].

Мифология – это система мифов, которая связана с религиозными, культурными и общественными убеждениями и традициями. Мифы представляют собой вымышленные или исторические рассказы, которые объясняют происхождение и природу мира и общества, а также рассказывают о богах и героях. Мифология была важной частью жизни древних народов, она помогала им объяснить природные явления, такие как гром, молния и землетрясения, а также различные культурные практики и обычаи.

Китайская культура имеет древнюю и богатую историю, которая простирается на тысячи лет. Самые ранние ее следы относятся к неолитической эпохе, примерно 8000 годов до нашей эры. Мифология Китая содержит множество уникальных и интересных историй, которые могут помочь людям лучше понять культуру этой страны и её истоки.

Китайская мифология представляет собой совокупность различных мифологических систем, включая древнекитайскую, даосскую, буддийскую и позднюю народную мифологию. Исследование древнекитайской мифологии основано на фрагментах старинных исторических и философских сочинений, таких как "Шуцзин" (14-11 вв. до н.э.), "Ицзин" (8-7 вв. до н.э.), "Чжуаньцзы" (4-3 вв. до н.э.), "Лецзы" (4 в. до н.э. - 4 в. н.э.), "Хуайнаньцзы" (2 в. до н.э.), "Критические суждения" Ван Чуна (1 в. н.э.). Важнейшая информация о мифологии содержится в древнем трактате "Шань хай цзин" (4-2 вв. до н.э.) и поэзии Цюй Юаня (4 в. до н.э.). Как отмечает исследовательница китайской мифологии Э. Яншина, философские тексты также уделяют внимание исторической мифологии, особенно в контексте социально-этических учений, где они обосновывают как сами учения, так и социальные институты, опираясь на предания и обычаи "древних царей".

Основываясь на информации из книги Юань Кэ «Мифы древнего Китая», можно сказать, что одной из особенностей древнекитайской мифологии было историзирование (эвгемеризация) мифических персонажей, рассматривая их как реальных деятелей глубокой древности. Основные герои становились правителями, а второстепенные – сановниками. Также важную роль играли тотемистические представления: например, иньцы считали ласточку своим тотемом, а ся – змею, которая со временем превратилась в дракона. Миф о хаосе "Хуньтунь" является одним из самых древних и отражает представление о водном хаосе, из которого возникли два божества. По мифу о Паньгу, небо и земля изначально находились в состоянии хаоса, а Паньгу является первозданным существом, чье развитие сопровождалось отделением неба от земли. Нюйва, в свою очередь, рассматривается как демиург, сотворившая мир и выполнившая другие космогонические действия, [2, с. 315].

Однако, чтобы продолжить говорить о мифах, нужно определить, чем он отличается от других жанров – легенд, поверий и др. Любая философско-этическая система включает в себя три ключевых аспекта: сакральность знания, ритуал и фольклор. Во-первых, сакральное знание, содержащее мифы, доступно лишь посвященным, таким как вожди, старейшины рода и священнослужители. Во-вторых, ритуал используется для передачи этого знания широкой массе людей, закрепляя определенные нормы поведения. И, наконец, фольклор, включая мифы, является результатом адаптации ритуала к общепринятым нормам и объяснения его для непосвященных, часто превращая мифы в сказочные рассказы для широкого круга людей [3, с. 493].

С развитием общества и изменениями в религиозных и этических представлениях, эти компоненты могут изменяться. Когда миф начинает разлагаться, возникает разнообразие жанров, и мифы превращаются в предания. Предания, в отличие от мифов, часто содержат более или менее достоверные истории, хотя без точных датировок событий. Таким образом, мир древних мифов включает не только рациональный мир, но и подземный и небесный, а также бесчисленное количество связей между ними.

Исследования древнекитайской мифологии проводятся учеными со всего мира с использованием различных методов, включая анализ текстов, изучение артефактов и обрядов, а также анализ искусства и литературы. Один из первых китайских исследователей, кто обратился к изучению древних мифов, был Лу Синь. В своей работе "Краткая история китайской художественной прозы", опубликованной в 1923 году, китайский писатель посвятил отдельную главу мифам и легендам. В этой главе он задал вопрос о происхождении мифов и попытался ответить на него с материалистической точки зрения. Он также обсуждал исчезновение первобытной мифологии китайцев и источники, на которые можно опираться при изучении древней мифологии.

Лу Синь опирался на взгляды антропологической школы, которая была распространена в то время. Представители этой школы считали, что мифы возникли как попытка первобытного человека объяснить непонятные явления окружающей природы. Лу Синь также затрагивал сложные вопросы эволюции мифа. Он считал, что главным героем мифа является божество, но по мере развития мифа это божество становится все более похожим на образ человека, и появляются персонажи, сочетающие черты полулюдей и полубогов, а затем появляются древние герои. Эта схема, разработанная Лу Синь на основе древнекитайского материала, показывает постепенное приобретение персонажами более человеческих черт и историчности, но она применима в основном к более поздним периодам мифологии. Однако его представление о том, что в начале мифа героями были божества, не подтверждается современными исследованиями и данными, полученными от других народов, которые до недавнего времени сохраняли архаичный образ жизни.

Первым исследованием древнекитайской мифологии в России можно считать книгу "Мифические воззрения и мифы китайцев", которая была написана профессором Петербургского университета С.М. Георгиевским в 1892. В ней он использовал анализ древних текстов, таких как "Шаньхай цзинь", "Шуйцзинь", "Цзюй цзи", "Юй цзи", "Чжуан-цзы", "Лао-цзы", и других источников по древнекитайской культуре. Несмотря на то, что эта книга стала библиографической редкостью и осталась незамеченной, она является значимым вкладом в исследование китайской мифологии. В ней он классифицировал китайские мифы. В 1932 г. появляется новая работа Вернера, на этот раз в виде объёмистого «Словаря китайской мифологии». В этой книге автор представляет более 500 записей о богах, героях, мифических существах, религиозных обрядах и символах в китайской мифологии. Каждая запись содержит информацию о происхождении, характеристиках и историях связанных с персонажем или явлением, [4, с. 57].

Из книги Ежова «Мифы древнего Китая» известно, что изучение мифологии в Китае началось относительно недавно, в 1920-х годах. Однако это изучение вызвало стресс у многих китайских ученых из-за того, что археологические раскопки опровергли долгие теории о древности китайской цивилизации. Вместо представления о Великой китайской империи, было обнаружено, что на протяжении IV-III тысячелетий до н.э. на территории Китая существовала неолитическая культура и племенной мир. Таким образом, история китайского государства начала формироваться лишь в IV тысячелетии до н.э. на основе мифов и легенд. Сведения из древних источников, таких как "Книга преданий", оказались результатом переработки архаических воззрений ради удобства владык.

Немногим ранее западные ученые пришли к такому же заключению. Одновременно с этим в 20-30-е гг. произошло приобщение китайской интеллигенции к западной науке и ее знакомство с историей мировой культуры. Именно выходом из замкнутости традиций национальной культуры объясняется то, что многие китайские работы 20-30-х годов по мифологии испытали на себе влияние некоторых распространенных на Западе мифологических теорий (в первую очередь тотемической Э. Дюргейма и «номиналистической» Г. Спенсера), [5, с. 63].

Номиналистическая мифологическая теория Герберта Спенсера предполагает, что мифологии возникают из языковых символов и обозначений. Согласно этой теории, мифологические существа и сюжеты не являются реальными сущностями или событиями, а скорее являются произведениями человеческой фантазии и культурных образцов.  Спенсер утверждал, что всякий раз, когда человек создает новое имя для концепции или объекта, он также создает мифологическую историю или легенду вокруг этого имени. Он считал, что мифы и религии возникают из языковых символов, используемых для описания и объяснения окружающего мира. Они отражают культурные и исторические контексты, в которых они возникли и служат средством передачи культурной информации и ценностей из поколения в поколение.

Другая теория была разработана в конце 19-го и начале 20-го века французским социологом Эмилем Дюргеймом. Согласно ей, тотемизм является первоначальным видом религии, который возник у предков людей, живших в племенной форме общественной организации. Тотемизм представляет собой веру в священное животное, растение или предмет, которое является символом и защитником племени. Тотем является объектом культа и поклонения, и через этот культ люди получают связь с высшими силами и своими предками. Тотемы включаются в мифологические обряды и используются как различные символы.

Однако в работах того времени наблюдалось нечеткое понимание самого предмета исследования. Мифология смешивалась с фольклором и литературой. В нее включались сказания, религиозные легенды, фантастические повести и другие материалы. Некоторые историки пытались избавить историю от мифологии, так как это подрывало традиционные представления о древности страны. Ранее мифы рассматривались как ошибки или фальсификации истории с политическими целями, но в это время они стали рассматриваться как исторические документы. Осуществлены основные исследования по мифологии китайцев и западных ученых. Изучение было прервано из-за войны, но возобновлено после образования Китайской Народной Республики. Книги таких ученых, как Юань Кэ и Сюй Сюйшена, собрали итоги исследований и представили их в реконструкциях и использовании всех доступных источников, [6, с. 94].

Таким образом, можно заключить, что китайская мифология представляет собой уникальное явление в определенном смысле. Она не только древняя, но и имеет обширное письменное наследие, которое зафиксировано в очень старых источниках. Тем не менее, исследование китайской мифологии представляет собой сложную задачу из-за ее фрагментарности, многообразия и синкретического характера информации. Существует множество разнообразных интерпретаций, которые были предложены на протяжении многих веков, и это добавляет сложности в изучении этого материала. Однако изучать мифологию очень важно, потому что мифы представляют ценный источник информации о мыслях, представлениях и стремлениях трудовых людей древности, а также позволяют нам лучше понять историю и развитие человеческой культуры.

Список литературы

  1. Ежов В.В. Мифы древнего Китая. – Mосква, 2003. № 3, 5.
  2. Рифтин Б.Л. Духовная культура Китая. – Ин-т Дальнего Востока, 2006. № 4.
  3. Юань К. Мифы древнего Китая. Пер. с кит. Послесловие Б.Л. Рифтина. – Mосква, 1965. № 2, 6.
  4. 中国⽂化Чжунго Вэньхуа (Культура Китая). – Пекин, 1999. № 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: