УДК 372.87

Развитие способностей через обучение игре на фортепиано

Оу Чэнькай – магистрант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: Рассматривая проблему развития способностей через игру на фортепиано, автор подчеркивает, чтоспособности человека не являются изолированными качествами, а находятся в органическом единстве с другими аспектами психической жизни. Педагог должен обращать внимание не только на склонности человека, но и на формирование других характерологических черт, таких как целеустремленность и организованность. Различия в психической деятельности людей обусловлены не только физиологическими особенностями, но и разными способами жизнедеятельности. Это позволяет разными путями достигать успешного творческого выполнения деятельности и требует индивидуального подхода к развитию каждого человека. Способности входят в структуру личности и связаны с ее характером, волей и целями. Поэтому для понимания и развития способностей необходимо изучать личность в целом, учитывая взаимосвязь между способностями и другими свойствами человека, что позволяет превратить воспитание в процесс формирования личности ученика, развивая качества, необходимые для различных видов деятельности. Автор рассматривает музыкальную одаренность как комплекс взаимодействующих общих, специальных и исполнительских способностей. Каждая способность состоит из множества взаимодействующих компонентов. Развитие музыкальных способностей включает сочетание эмоционального и сознательного компонентов, что расширяет психические возможности учащихся. Важное значение имеют связи музыки с жизнью, использование музыкальных знаний и ассоциаций. Развитие музыкальных способностей студента-пианиста происходит во время учебной деятельности, в процессе изучения и исполнения произведений и формирования исполнительских приемов. Педагог должен использовать этот процесс для становления личности музыканта и развития его общих и музыкальных способностей, определяющих его будущее в музыкальной сфере.

Ключевые слова: фортепиано, музыкальное образование, педагогика, способности, обучение, развитие.

Обучение игре на фортепиано направлено не только на формирование пианистических навыков, но и на развитие музыкальных и общих способностей студентов. Педагог должен учитывать, что специальные способности тесно связаны с общими и подчиняются единым закономерностям. Для развития способностей в любой области деятельности важно применить общетеоретические исследования и определить основные методологические принципы. Способности изучаются различными науками, и каждая наука вносит свой взгляд на человеческие способности. Философско-социологический подход и психологический анализ помогают понять общие закономерности развития способностей и способы их совершенствования на практике. При изучении проблемы способностей и психологии в педагогике можно выделить несколько направлений: общепсихологический аспект, который выделяет общественно-историческую сущность способностей; психолого-педагогический аспект, связанный с исследованием механизма способностей и их проявлением в виде деятельности. Отечественные ученые (Л.С. Выготский [1], С.Л. Рубинштейн [2], Б.М. Теплов [3], А.Н. Леонтьев [4]) провели значительную работу по анализу этих сложных вопросов. Дальнейшие исследования в области способностей позволяют определить основные положения теории способностей и искать пути их развития. Различные определения термина «способность» в современной психологической литературе указывают на сложность этого понятия и его связь с требованиями конкретной деятельности. Взаимосвязь способностей и деятельности, выдвинутая Л.С. Выготским, является основой для теории способностей в отечественной психологии [1].

С.Л. Рубинштейн рассматривает способности как комплексное образование личности, основой которого являются наследственные задатки, развивающиеся через деятельность. Способности не сводятся к знаниям и навыкам, а формируются и развиваются в процессе овладения ими. Они связаны с психическими процессами, такими как восприятие и мышление. В дальнейших исследованиях акцент делается на связи способностей с психологическим аспектом деятельности, выделяя потенциальные и актуальные способности и изучая их развитие. Теория также обращает внимание на влияние общественных знаний и способов действия на развитие способностей человека, подчеркивая важность условий деятельности для превращения свойств в способности. Главное положение заключается в том, что развитие способностей обусловлено деятельностью как основой их формирования [2].

Рубинштейн обращает внимание на важность взаимосвязи внешних и внутренних условий развития способностей. Он подчеркивает, что способности не могут насаждаться извне и не существуют в готовом виде до развития человека, а формируются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Развитие способностей рассматривается как процесс спиральный, где реализация одного уровня способностей открывает новые возможности для развития. Рубинштейн также обсуждает соотношение общей одаренности и специальных способностей, отмечая, что они взаимно проникают друг в друга. Б.М. Теплов рассматривает способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие людей друг от друга, относящиеся к успешности деятельности и не сводящиеся к наработанным знаниям и умениям [3].

Исследования способностей Б.М. Тепловым тесно связаны с теорией Рубинштейна. Основные положения Теплова подчеркивают роль деятельности в развитии способностей, важность задатков и психологических закономерностей, взаимосвязь способностей с интересами и склонностями. Он отмечает качественные различия способностей у разных людей и их взаимодействие, стремится ко всестороннему пониманию одаренности как сочетания способностей, определяющего успешное выполнение деятельности. Успех в деятельности зависит не только от одаренности, но также от овладения необходимыми навыками и умениями. Работы Рубинштейна и Теплова не только заложили теоретические основы, но и предложили методы направленного формирования и развития способностей.

А.Н. Леонтьев [4] и Б.Г. Ананьев [5] дальше развивают теорию способностей, сосредотачиваясь на социальных условиях и воспитании как ключевых факторах формирования способностей. Леонтьев подчеркивает, что психические функции и способности человека развиваются благодаря опыту предыдущих поколений, считая способности формирующимися новообразованиями в течение жизни. Ананьев предлагает, что одаренность — это готовность к развитию в разных направлениях, что ведет к формированию специальных способностей в различных сферах деятельности. Он также подчеркивает связь способностей с развитием личности и творческим развитием ума.

Ключевой аспект исследования Н.С. Лейтеса в области детской одаренности заключается в отмечании важности склонности к труду и умственному напряжению в развитии способностей. Работа Лейтеса также выделяет активность и саморегуляцию как важные факторы для развития способностей [6]. В отечественной психологии выделяется принципиальное положение о тесной связи специальных и общих способностей. Общие способности обеспечивают легкость в овладении знаниями, а специальные — успешное достижение результатов в определенной области деятельности. Хотя специальные и общие способности различны, они органически связаны: развитие общих способностей благоприятствует формированию специальных, и наоборот. При этом в ходе специфической деятельности общая способность может преобразиться в специфическую. Таким образом, специальные способности являются важными составляющими общей одаренности человека, описывающейся как целостное проявление способностей в деятельности. Важно отметить, что в отечественной психологии подчеркивается необходимость широкого понимания одаренности, включающего интеллектуальные, мотивационные и личностные аспекты.

В.И. Киреенко подчеркивает, что способности к изобразительной деятельности развиваются не только при занятиях рисованием, но также в повседневной жизни и в других видах деятельности, что применимо и к другим областям, например, музыке [7]. Педагогам ставится задача помочь ученикам самостоятельно находить и использовать стимулы для развития способностей. В работах А.Г. Ковалева [8], В.Н. Мясищева [9] и К.К. Платонова [10] исследуется ансамбль свойств личности, необходимых для успешного выполнения деятельности: А.Г. Ковалев рассматривает связь этих свойств как органическую систему, обозначая их роли в деятельности [8], К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, утверждая, что способности понимаются только в контексте изучения личности в целом [10]. Учеными также исследуют взаимосвязь склонностей и способностей, отмечая, что интересы и склонности не включены в определения способностей, но имеют существенное значение для развития личности. Склонности считаются одним из ключевых факторов стимулирования развития способностей, поскольку они могут мобилизовать силы, трудоспособность и стимулировать стремление к активной деятельности.

Интерес к системе знаний и стремление к их погружению являются основой формирования склонностей и направленности личности. Взаимосвязь между способностями, знаниями, умениями и навыками рассматривается на основе теории Л.С. Рубинштейна, где способность состоит из операций и качества процессов. Большинство исследователей считает способности психическими свойствами, регулирующими и обобщающими знания, умения и навыки. Способности проявляются и закрепляются, связываясь с требованиями деятельности, ведущими качествами личности, интересами и склонностями, а также средой, способствующей их развитию. Взаимосвязь внутренних и внешних условий развития способностей является основным положением теории способностей, требующим дальнейших исследований.

В.Н. Мясищев и A.Л. Готсдинер критикуют анатомо-физиологическое понимание задатков и поддерживают психологическое определение задатков как врожденных или прижизненно приобретенных свойств личности, облегчающих овладение деятельностью на высоком уровне. Они признают, что некоторые психические свойства предшествуют формированию способностей и создают устойчивую склонность к определенной области опыта, становясь мозговым субстратом способностей [11].

Современная психология и неврология рассматривают функциональную систему и способности как результат сложного взаимодействия частей мозга и нервной системы. Подход к способностям как свойствам функциональных систем позволяет переосмыслить проблемы обучения, компенсации способностей и системного проявления способностей в деятельности, уделяя внимание индивидуальным характеристикам и одаренности каждого человека. Для анализа структуры способностей важны общий, особенный и индивидуальный компоненты.

К.А. Абульханова-Славская выдвигает идею о важности соотношения социального и индивидуального в развитии способностей человека. Она подчеркивает, что индивид как часть общества может развивать свои способности через освоение продуктов культуры. Однако развитие способностей зависит не только от культурного контекста, но и от активной деятельности самого человека. Автор обращается к вопросу о том, как деятельность влияет на развитие способностей. В зависимости от способа взаимодействия с культурными продуктами, индивид может либо воспроизводить уже имеющиеся знания и умения, либо создавать что-то новое и творческое. Таким образом, способности могут развиваться как в рамках известного, так и за их пределами, что автор характеризует как принцип конкретности и индивидуальности в анализе способностей. В тексте работ К.А. Абульхановой-Славской подчеркивается, что способности человека развиваются при определенных социальных условиях, не направленных на их уравнивание, но позволяющих индивиду максимально реализовать свой потенциал. Психическая деятельность рассматривается как регулятор жизнедеятельности индивида, и различия в способностях объясняются как психологическими закономерностями, так и социальным положением человека [12].

Изучение способностей как части целого и использование психологических механизмов формирования способностей помогает в развитии конкретных видов деятельности и выработке методологических подходов для выявления, изучения и развития способностей. Исследование музыкальных способностей и их развитие играют ключевую роль в музыкальной психологии и педагогике, влияя на практику музыкального воспитания. Музыкальные способности рассматриваются как специфическая форма познавательных способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности. Они включают в себя способности к восприятию интонаций, эмоций и к ориентации в звуковом пространстве.

Музыкальное развитие требует не только специализированных способностей, но и общего развития, эмоциональной культуры, наблюдательности, воображения и волевых качеств человека. Современные исследования ставят перед учителями задачу формирования личности ученика, применяя индивидуальный и творческий подход к обучению. Они подчеркивают, что музыка и учебный процесс могут эффективно воздействовать на духовный мир ученика, поэтому важно развивать навыки работы на личностном уровне общения с музыкой и подготовку к общению со слушателями и учениками. Многие обширные и разнообразные задачи развития музыкальных и общих способностей учащихся должны быть решены с самого начала образовательного процесса в различных областях музыкальной деятельности. Конкретное формирование двигательных и технических навыков, а также мастерства в игре на рояле, требует особого стимулирования музыкального развития. Для того чтобы понять, как это можно сделать, исследователи обращаются к психолого-педагогическим основам развития музыкальных способностей.

Выдающийся психолог Б.М. Теплов [3] разработал категории музыкальной одаренности и музыкальности, подчеркивая значение эмоций и слухового восприятия для развития способностей. Он подробно анализировал ключевые свойства психики, необходимые для понимания и переживания музыки. Теплов также подчеркивает важность общих качеств личности для успешной художественной деятельности, включая силу воображения, эмоциональную глубину, внимание и память. Исследования В.Н. Мясищева [9] и Л.Л. Бочкарев [13] продолжают принципиальные подходы к изучению музыкальных способностей, обращая внимание на фило- и онтогенез, структуру способностей и их социальное влияние. Благодаря этим исследованиям становится ясно, что общие компоненты музыкальной одаренности играют важную роль в успешной музыкальной деятельности. В работах указанных ученых анализируются различные виды музыкальной деятельности, такие как слушание, творчество, исполнительство, и показывается, как они способствуют формированию музыкальных способностей. Развитие способностей в музыке, включая восприятие и исполнение целостного художественного образа, подчиняется общепсихологическим закономерностям, но имеет свою специфику, связанную с особенностями музыки как вида искусства.

Исследования в области психологии музыкального восприятия и исполнительской деятельности, а также педагогические труды, подчеркивают важность музыкального слуха для развития музыкальных способностей. Работы ученых выявляют связь между музыкой, музыкальной деятельностью и психикой человека, что помогает понять особенности формирования способностей в музыкальной деятельности. Важно также изучать не только широкое, но и узкое определение музыкального слуха, который считается ключевым элементом для восприятия и воспроизведения музыкальных образов. В работе Б.М. Теплова музыкальный слух рассматривается как важная составляющая музыкальных способностей. Он выделяет три основные способности, лежащие в основе восприятия музыки: ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство и слуховой компонент, который позволяет произвольно использовать звуковые представления. Музыкально-слуховые представления формируются из способности воспринимать и запоминать музыку, обогащаясь и перерабатывая эти впечатления [3].

Н.А. Римский-Корсаков уделяет внимание различным аспектам музыкального слуха, таким как гармонический слух, слух строя и лада, а также ритмический слух. Он также выделяет чувствительность к тембрам, архитектонический слух и чувство музыкальной логики как важные компоненты высших музыкальных способностей. Эти аспекты необходимы при подготовке музыкантов и должны учитываться в учебном процессе. Музыкальный слух, по Римскому-Корсакову, включает в себя физиологическое восприятие, психологический аспект, а также компоненты, развивающиеся у разных людей по-разному, что влияет на их музыкальность. Основной интерес педагогов и психологов должен быть сконцентрирован не только на уровне музыкальности ученика, но и на его особенностях. Музыкальные способности взаимосвязаны друг с другом и формируются в процессе музыкальной деятельности, требуя изучения и использования возможностей компенсации способностей [14].

Эмоциональная реакция на музыку и слуховое дифференцирование играют ключевую роль в музыкальном развитии ученика. Ученые подчеркивают важность эмоционального компонента в обучении и привлекают внимание к связи музыкального слуха с эмоциональным восприятием музыки. В учебном процессе музыка должна не только осваиваться, но и живо переживаться учеником и учителем, чтобы стать духовным событием в их жизни. Способность к слуховому дифференцированию позволяет воспринимать музыку с пониманием ее образного содержания. Развитие музыкального мышления начинается с восприятия интонаций. Интонация, как ключевой элемент, позволяет понять содержание музыки, а интонационная теория помогает определить пути развития музыкально-слуховых способностей. Каждая эпоха имеет свой интонационный словарь, который воспринимается и переосмысливается в процессе восприятия и переживания музыки. Для музыкантов и исполнителей понимание интонаций имеет особое значение, формируя способность «исполнительского интонирования». Глубокое понимание музыки требует комбинирования интонационного и конструктивно-логического освоения звукового материала, что позволяет понять и передать художественные эмоции музыки. Кроме того, на высоких ступенях развития способности к музыкальному слуху важно способность проникать в художественный мир музыки за пределы нот, одухотворять музыку и творчески взаимодействовать с ее художественной сущностью.

Музыкальные способности, такие как музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память, имеют комплексную и сложную структуру, которая включает в себя как компоненты способностей, так и общие качества личности. Мнения ученых разделяются относительно того, является ли музыкальная память самостоятельной способностью, но большинство признает ее важную роль в музыкальном развитии. Вместе с музыкальным слухом и чувством ритма, музыкальная память формирует основные музыкальные способности. В последние годы специалисты начали сомневаться в том, насколько эти способности определяют музыкальную одаренность, и обращаются к исследованию когнитивных процессов для более глубокого понимания влияния музыкальных способностей на музыкальное развитие человека. Исследования в области музыкальной психологии подчеркивают расширение сферы интеллектуализации музыкального творчества, выделяют общие компоненты музыкальных способностей, необходимые для целостного восприятия и понимания музыки. Ученые отмечают, что специальные способности становятся более эффективными благодаря действию общих способностей. Исследования в области когнитивного обучения акцентируют внимание на общих умственных способностях, которые можно применить в различных сферах познания. Музыкальность рассматривается как многоуровневая система, объединяющая общие и частные способности, необходимые для формирования художественного музыкального образа.

Музыкальные способности включают в себя эмоциональную отзывчивость на музыку и познавательные способности, такие как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, воображение и память. Ученые выделяют не только сенсорные аспекты музыкальных способностей, но и их психические уровни, такие как мыслительные и коммуникативные аспекты. Исследования подчеркивают, что музыкальные способности формируют сложные структуры и могут быть тесно связаны с общими умственными способностями и эмоциональной сферой музыкального сознания. Музыкальность рассматривается как комплексное свойство личности, которое не сводится к сумме отдельных способностей, но представляет собой особое сочетание качеств, определяющее музыкальную одаренность. Способность выражать себя и понимать музыку универсальна благодаря ее системной организованности. Тем самым, музыкальные способности высокого уровня опираются на стильные обобщения, учитывая музыкальное восприятие и исполнение. Музыкальность рассматривается как способность к правильному стилевому ощущению с учетом эмоциональных и рациональных аспектов. Изучение категории переживания, важной для музыкальной деятельности, позволяет выявить влияние эмоциональной и рациональной сфер сознания на развитие музыкальных способностей. Индивидуальные и социальные опыты формируют эмоциональный фон личности и способствуют сопереживанию чувствам других. Развитие музыкальных способностей студентов-музыкантов зависит от как общих тенденций, так и специфических условий деятельности, особенно исполнительской.

Ученые и педагоги обращают внимание на развитие музыкальных способностей пианиста-исполнителя через изучение деятельности, уделяя особое внимание художественным, техническим и эстетическим аспектам. Они выделяют новые тенденции в структуре музыкальности, включая общие музыкально-эстетические и психомоторные способности. Интеллектуальные процессы играют важную роль в музыкальном мышлении, обеспечивая музыкальную коммуникацию. Основное внимание уделяется исполнительской интерпретации музыкальных произведений, где исполнитель должен уметь читать музыкальный текст, воссоздавать авторский образ и сочетать его с собственным эмоциональным опытом. Развитие способности интерпретации и понимания стиля требует постоянного совершенствования технических навыков и исполнительского мастерства.

В процессе обучения игре на фортепиано основное внимание уделяется развитию музыкально-образного мышления, воображения и творчества у музыканта-исполнителя. Педагог должен правильно определить соотношение музыкальных способностей, разделяя их на опорные, ведущие и вспомогательные, учитывая влияние эмоциональной настроенности. Развитие ученика включает в себя три основных направления: интеллектуальное, эмоциональное и исполнительское (техническое), которые важно учитывать для комплексного развития музыкальных способностей. Педагог должен стимулировать интуитивную реакцию на музыку, развивать умение анализировать музыкальные произведения и повышать роль внутреннего слуха в процессе исполнения.

Для пианиста важно совершенствование исполнительских навыков через эмоциональное и познавательное понимание музыки. Психическая активность личности играет ключевую роль в развитии музыкальных способностей, включая глубокую сосредоточенность на музыке и использование эмоций в исполнительских движениях. Развитие музыканта-исполнителя обусловлено его личностными характеристиками, включая волю, темперамент и характер. Эффективное музыкальное развитие ориентировано на базовый музыкальный опыт и связь музыки с жизнью каждого человека. Изучение индивидуального опыта ученика является важным элементом развития музыкальных способностей и широко освещается в музыкально-психологических, педагогических и музыковедческих исследованиях.

Необходимо обратиться к значению социального опыта в процессах музыкального восприятия и развитии музыкальных способностей студента-пианиста. Исследования в области педагогики и социологии подчеркивают важность пересмотра традиционных методов восприятия и включения широкого жизненного опыта в учебный процесс. Теории ассоциаций и апперцепции прошлого опыта влияют на понимание музыки и формируют базу для педагогической работы. Исследования уделяют внимание влиянию социальных и психологических аспектов на музыкальное восприятие и предлагают новые подходы к формированию культуры восприятия музыки, способствуя развитию образно-эмоционального восприятия музыкального искусства.

В последние годы ученые обращают внимание на пересмотр педагогической стратегии и методической тактики в музыкальном образовании, выделяя роль личностного и творческого познания музыки. Они призывают развивать у учеников глубокое понимание музыки, объединяющее информацию из музыкальных произведений и эмоционально-смысловой опыт субъекта. Исследования в области социологии и музыкальной педагогики направлены на изучение художественно-воспитательной роли музыки и разработку новых подходов к теории музыкальных способностей. Анализ трех фаз художественного восприятия позволяет понять влияние общественного опыта на индивидуальный личностный опыт, который формируется через взаимодействие с искусством и общественными ассоциациями.

В работах A.И. Сохора изучается социальная обусловленность восприятия музыки на разных уровнях и стадиях процесса: от интереса к произведению до его оценки. Автор подчеркивает, что способность слушателей понимать музыку зависит от их опыта в этом жанре и знания музыкального языка. Он указывает, что осознанное восприятие музыки основано на знаниях, накопленных через общение с музыкой и ее социальное использование. Педагогический процесс должен стимулировать музыкальный опыт учащихся с целью расширения и обогащения их знаний. Важно поддерживать гармонию между непосредственным слушанием и осознанием музыки, развивая способность эмоционально переживать осмысленное восприятие [15].

Нужно упомянуть о важности знаний о музыке, формирования представлений и умений работы с музыкальными категориями. Введение теоретических сведений в педагогический процесс должно опираться на живые музыкальные впечатления, чтобы стимулировать развитие слуха и музыкального мышления. Анализ музыкальных произведений играет ключевую роль в музыкальном образовании учащихся, развивая их способность слушать и понимать музыку. Анализ помогает обогащать слуховой опыт ученика, развивать самостоятельность, творческие умения и понимание музыкального языка композитора. Использование жизненного опыта учеников подсказывает об использовании доступных для них путей усвоения музыкальных закономерностей и выразительности. Анализ психологических предпосылок музыкального слуха помогает эффективно формировать навыки всестороннего восприятия музыки.

Большую роль для полного понимания музыкального пространства играет взаимодействие зрительно-пространственных навыков и двигательного опыта. Эти навыки облегчают представление музыкальной ткани, помогают создавать пространственные аналогии в восприятии музыки. Использование обобщенно-образного и логического мышления, а также речевого опыта способствует развитию музыкального слуха учащихся. Значение музыкального и общего опыта важно для формирования музыкального слуха, который может улавливать смысл и характер музыки, дополняя акустические свойства. Ученики могут усваивать различные аспекты музыки, такие как звуковысота, ритм, динамика и тембр, используя разные компоненты слуха. Восприятие и исполнительские навыки в музыке требуют специальной направленности внимания для понимания всех аспектов звукового материала. Анализ гармонии касается тембров, ладовых функций и других аспектов, требуя интеллектуальной и музыкальной активности.

Необходимо сказать о важности внутреннего слухового представления и запоминания музыки, зависящей от общего и музыкального опыта человека. Жизненный опыт влияет на способы восприятия музыки, от ради конкретности и характеристики слышимого до развития творческого воображения. Развитие музыкальных способностей требует специализированного воспитания для концентрации навыков в области слуховой деятельности. Использование различных педагогических приемов и метафорических определений помогает связать звуковые сигналы с жизненными представлениями при музыкальном восприятии. Упражнения, где дифференцирование музыкальных элементов связано с движениями, и нотная запись поддерживают развитие музыкальных навыков и воображения.

Таким образом, способности являются комплексными образованиями, зависящими от сочетания природных задатков, индивидуально-психологических особенностей и общественного воздействия. Важно понимать, что способности формируются в процессе деятельности и взаимодействия с окружающим миром, а не только результат собственных усилий человека. Сделан вывод о значимости включения механизма ассоциаций для развития музыкального слуха ученика, в том числе через связь с другими видами искусства. Подсознательное осознание музыкальных выразительных средств способствует развитию слуховых способностей. Кроме того, творческая связь с живописью и литературой обогащает эмоциональное восприятие музыки. Педагогические приемы, направленные на использование жизненного опыта ученика, помогают стимулировать музыкальное развитие и влиять на духовный мир ученика. Учебная музыкальная деятельность играет важную роль в формировании музыкальных способностей личности, в том числе через игру на инструменте. Анализ развития музыкальных способностей у пианиста-исполнителя позволяет выявить общие тенденции, качественный уровень и специфику их проявления.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - Москва : АСТ [и др.], 2005. - 670 с. 
  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705 с.
  3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Проф. Б. М. Теплов, действ. чл. АПН РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947 (Л. : 2-я ф-ка дет. книги Детгиза). - 335 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности : Ранние работы / А. Н. Леонтьев ; Под ред. А. А. Леонтьева [и др.]. - Москва : Смысл, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 439 с.
  5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с.
  6. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : избранные труды / Н. С. Лейтес ; Российская акад. образования, Московский психолого-соц. ин-т. - 3-е изд. / испр. и доп. - Москва : Московский психолого-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 478 с.
  7. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 304 с. 
  8. Ковалев, А.Г. Психические особенности человека [Текст]. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1957-1960. - Т. 1: Характер. Т. 1. - 1957. - 264 с.
  9. Проблемы способностей [Текст] : [Материалы конференции. 22-24 июня 1960 г. Ленинград] / Акад. пед. наук РСФСР. О-во психологов ; Отв. ред. чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 308 с.
  10. Платонов, К.К. Проблемы способностей [Текст] / АН СССР. Ин-т философии. - Москва : Наука, 1972. - 312 с.
  11. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер; Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер. лицей. - Москва : Малое изд. предприятие NB Магистр", 1993. - 190 с.
  12. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва : Мысль, 1991. - 299 с.
  13. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - Москва : ИПРАН, 1997. - 350 с.
  14. Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование [Текст] : Статьи и материалы / Под ред. С. Л. Гинзбурга ; Ленингр. ордена Ленина гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - Ленинград : Музгиз, 1959. - 327 с.
  15. Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст]. - Москва : Музыка, 1968. - 103 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: