УДК 372.87

Развитие различных видов слуха при обучении игре на фортепиано

Оу Чэнькай – магистрант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: В статье рассматривается важность развития мелодического и гармонического слуха для пианистов. Автор подчеркивает, что мелодический слух не только связан с точным воспроизведением звуков, но и способностью выразить эмоционально-психологическую сущность музыкальной мысли. Развитие мелодического слуха происходит через интонирование интервалов, создание непрерывности музыкального движения и обогащение вокальным опытом. Статья также уделяет внимание развитию гармонического слуха и его влиянию на восприятие музыки, освещая эффективные методы работы, такие как использование легато, двигательного опыта, зрительного восприятия и другие. Основной тезис статьи заключается в том, что истинное понимание и исполнение музыки требует внутреннего переживания музыкального рисунка и интервалов исполнителем. Анализ также охватывает влияние гармонии на горизонтальное восприятие мелодии и значимость структур аккордов в фортепианном репертуаре. Развитие гармонического языка, включая новые сложные структуры, политональность и полиладовость, рассматривается как неотъемлемая часть современной музыкальной интерпретации. Особое внимание в статье уделяется работе над динамикой и тембром в исполнении на фортепиано, выделяя их важную роль в формировании фразы и выразительности музыки.

Ключевые слова: фортепиано, музыкальное образование, педагогика, слух, развитие, обучение

Мелодический слух не только относится к точности воспроизведения звуков, но и к способности выразить эмоционально-психологическую сущность музыкальной мысли. Развитие мелодического слуха пианиста происходит через интонирование интервалов, создание непрерывности музыкального движения и обогащение вокальным опытом. Эффективные методы работы включают легато при игре, использование двигательного опыта и зрительное восприятие пространства для осмысления мелодии. Главное условие успешной работы — переживание музыкального рисунка и интервалов самим исполнителем.

И.Ю. Заволжанская описывает работу над восприятием и воспроизведением мелодического целого, что развивает горизонтальный слух - способность понимать связь звуков в музыкальной композиции. Для развития этого слуха используют различные методы, включая работу над фразами, их объединением, аналогиями с синтаксисом речи и акцентированием важных моментов в мелодии. Постепенно формируется путь от интонации к фразе, образуя мелодическое целое. Кроме того, в процессе обучения развиваются навыки слухового вычленения мелодии и дифференцированного исполнения ее в контексте других инструментов. Эта работа способствует также развитию гармонического слуха [1].

В.М. Спиридонова подчеркивает значение гармонического слуха в музыкальном образовании. Гармонический слух относится к способности понимать и наслаждаться звуковыми сочетаниями в музыке. Развитие гармонического слуха через фортепианное обучение помогает понять тембровые и фонические качества созвучий, понимать структуру аккордов и их звучание. Работа над гармоническим слухом требует использования жизненного опыта, интенсивного внимания к звукам и их сочетаниям. Учебные занятия на фортепиано позволяют проводить реальную практику слушания и восприятия многоголосия, раскладывая его на компоненты и различая их характеристики. Развитие гармонического слуха важно для понимания и интерпретации музыкальных произведений [2].

Фортепианный репертуар содержит основные формулы аккордов, поэтому его изучение способствует развитию гармонического слуха и представлению различных структур. Для этого необходимо внимательно слушать аккорды, разбирать их на составляющие, определять их свойства и изменять фактуру. Важно также понимать ладогармонические функции созвучий и внимательно анализировать гармоническое движение. Гармония в музыке не только важна для вертикального, но и горизонтального восприятия мелодии. Развитый гармонический слух позволяет воспринимать выразительность каждого момента мелодии и интеракцию аккордов.

С.М. Мальцев говорит о постоянном развитии гармонического языка в музыке. В нем появляются новые сложные гармонические структуры, полифункциональность, политональность и полиладовость. Гармония становится неотъемлемой частью горизонтального движения, взаимодействует с полифонией и становится основой тематического развития в современной музыке. Появление «тематической гармонии» отражает индивидуальное значение гармонии в контексте музыкальной темы. Для понимания и овладения этими новыми явлениями требуется постоянное расширение музыкальных знаний, активное включение в работу с новой музыкой и углубленное изучение теории [3].

Л.И. Дробышева-Разумовская подчеркивает важность тембра и динамики в музыке, особенно в исполнении на фортепиано. Пианист имеет возможность изменять звуковые оттенки и градации как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Работа над динамикой и тембром требует развитого тембродинамического слуха, способности нюансировать звучание и владения многочисленными техниками. Динамика играет важную роль в формировании фразы и выделении структурных элементов музыки, в то время как тембр выделяет красочность звучания и сочетается с поисками акцентов и выразительности. Работа над динамикой и тембром требует ясного понимания учеником и понимания их роли в музыкальной интерпретации [4].

О.И. Передерий говорит о том, что использование различных методов работы, таких как метафоры, образные сравнения и воображаемая оркестрация, способствует развитию тембродинамического слуха у учеников фортепиано. Работа с педалями также играет важную роль в исполнении и требует внимания как со стороны педагога, так и ученика. Педаль значительно расширяет исполнительские возможности пианиста, заставляя уделить ей особое внимание. Различные принципы педализации существуют в педагогической практике, но тут решающую роль играют стиль произведения, вкус исполнителя и его слух. Работа над тембром и динамикой создает необходимые условия для развития способностей восприятия, обогащения слуховых представлений и стимулирования эмоциональной реакции на музыку [5].

С.П. Неволина говорит о значимости полифонического слуха в музыкальном образовании. Она объясняет, что изучение этого вида музыкального слуха необходимо для понимания сложных полифонических сочинений. Различия между полифонией и гармонией подчеркивают важность развития полифонического слуха в современной музыкальной практике. Столкновение стилей и необходимость изменения музыкального сознания предполагает адаптацию к новым требованиям полифонической музыки. Полифонический подход является ключевым элементом музыкальной культуры сегодня [6].

Важно рассматривать полифонический слух как сложную способность, которая обусловлена многочисленными компонентами, такими как мелодический, гармонический, тембровой слух, чувство ритма, музыкальная логика и другие. Полифонический слух требует активного внутреннего взаимодействия всех этих компонентов, что позволяет целостно и глубоко воспринимать полифоническую музыку. Требуется внимательное обучение и развитие каждого компонента для формирования и развития полифонического слуха у музыкантов. Особое внимание уделяется способности раскрыть мелодию как целостный звуковой образ и способности охватить длинные мелодические линии, движущиеся поверх метрических схем под влиянием ритма и дыхания. Все эти навыки и умения считаются важными для формирования высокоразвитого полифонического слуха у исполнителя.

Необходимо выделить сложности восприятия мелодии в полифонической музыке и необходимость выделения ее индивидуального «лица» в контексте, а также понимание ее связи с гармонией. Гармонический слух играет важную роль при соединении нескольких голосов, но не должен заслонять линейную установку слуха для более глубокого восприятия полифонической музыки. Однако на некоторых точках, таких как кульминации или грани формы, гармоническое восприятие аккорда становится ключевым. В полифонии образование аккорда является результатом движения голосов, а воспринимаемая гармония включается в логику мелодии. Метроритмическое чувство также играет специфическую роль, заменяя метрическую пульсацию гомофонии и взаимодействуя с мелодическим и гармоническим компонентами. Полифоническая мелодия характеризуется другими способами ударений и динамического выделения, а чувство тактовой ритмики отходит на задний план. Более глубокое понимание полифонической музыки требует развития гармонического слуха и внимания к различным компонентам ее музыкальной структуры.

Список литературы

  1. Заволжанская, И.Ю. Игра по слуху как феномен инструментального музицирования: история, теория, практика : монография / И. Ю. Заволжанская. - Екатеринбург : ФГБОУ ВО "УрГПУ", 2020. - 198 c.
  2. Спиридонова, В.М. Интонирование фортепианной кантилены [Текст] : лекция по курсу "Методика обучения игре на фортепиано" / В. М. Спиридонова. - Казань : Казанская гос. консерватория, 2012. - 39 с. 
  3. Мальцев, С.М. Метод синхронного сольфеджирования совместно с фортепианной игрой / С. М. Мальцев. - Санкт-Петербург : Скифия Принт, 2020. - 89 с.
  4. Дробышева-Разумовская, Л.И. Развивающее обучение детей игре на фортепиано [Ноты] / Л. И. Дробышева-Разумовская ; С. Г. Мошкаров. - Пермь : Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2014-.
     Вып. 4, ч. 2: Учебное пособие [Ноты]. - 2014-. - 111 с. 
  5. Передерий, О.И. Концептуальные основы педагогики формирования музыканта : монография / О. И. Передерий ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 137 с.
  6. Неволина, С.П. Методика обучения игре на фортепиано : Учебное пособие для студентов музыкальных колледжей по специальности 073101 "Инструментальное исполнительство" (фортепиано) / С. П. Неволина. - Челябинск : ЮУрГИИ, 2013. - 121 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: