УДК 786

Фортепианное творчество С.П. Ляпунова (прелюдии ор. 6, п. № 1 и № 6)

Цзэн Цзыся – ассистент-стажёр кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова.

Аннотация: Статья посвящена анализу двух сочинения из цикла прелюдий (ор. 6) русского композитора С.П. Ляпунова. Актуальность исследования продиктована как педагогической практикой, требующей тщательного разбора произведений; так и потребностями музыковедческой науки, в которой творчество композитора исследовано недостаточно. Автор приходит к выводу о том, что прелюдии С.П. Ляпунова представляют собой совершенные фортепианные миниатюры, которые принесут большую пользу пианистам и в техническом плане, и в сфере образно-художественной выразительности.

Ключевые слова: Ляпунов, прелюдия, цикл, пианизм, миниатюра, фактура, мелодия.

С.П. Ляпунов (1859 – 1924) – видный русский композитор, в творчестве которого ярко отразились лучшие традиции русского пианизма. Стиль С.П. Ляпунова формировался под воздействием М.А. Балакирева и созданного им объединения «Могучая кучка», национального фольклора и западноевропейской фортепианной школы в лице Ф. Листа и Ф. Шопена [1, с. 318].

В наследии С.П. Ляпунова фортепианные произведения занимают значимое место. Созданный им цикл прелюдий (ор. 6) представляет собой не только образец индивидуального стиля композитора, но и даёт возможность оценить на него балакиревское влияние. О.В. Онегина пишет: «… при работе над этими пьесами Ляпунов воспринял многие высказанные в письмах советы Балакирева по поводу создания прелюдий; в спорах двух музыкантов рождались новые интересные варианты, касавшиеся фактурного изложения, ритма, гармонии, голосоведения» [3, с. 15]. Кроме того, исследовательница отмечает очевидные следы присутствия в этих сочинениях шопеновской поэтики, которые присутствуют в интонациях, фактуре, гармонии и форме некоторых из них [3, с. 15].

В данной работе будут рассмотрены два произведения цикла – первая прелюдия и шестая. В первой прелюдии, написанной в тональности B-dur, в первую очередь, можно отметить свободное изложение, в котором отсутствует ярко выраженная мелодия. Композитор отдаёт предпочтение фактуре, гармонии, в которой и в некотором смысле и улавливается мелодия. Она возникает благодаря особенностям фразировки и кадансовым оборотам, которые разделяют фразы:

Рисунок1

Рисунок 1. Фрагмент Прелюдии № 1

Фактура и гармония также позволяют вспомнить Шопена, что ещё раз подчёркивает влияние польского композитора на автора. Подобно ему, Ляпунов развивает мелодическое движение посредством арпеджио. Переливы пассажей создают взволнованное и, вместе с тем, радостное и бодрое настроение. Их развитие происходит логично и гармонично и, несмотря на разнообразие звучание, в его основе лежит ярко выраженная тематическая модель:

Рисунок2

Рисунок 2. Фрагмент Прелюдии № 1

Примечательно, что дойдя до определённой точки развития, восходящее движение сменяется нисходящей. Особую выразительность музыкальной мысли придают паузы между арпеджированными пассажами, на которых течение мелодии как бы замирает, а после снова возрождается и движется дальше с новыми силами. Свежесть звучанию придают множественные гармонические отклонения. Прелюдия требует виртуозного и блестящего исполнения с чёткой артикуляцией, соблюдения динамических и метроритмических требований – только в этом случае будет возможно передать авторский замысел и подвести к логическому финалу (произведение завершается кодой).

Шестая прелюдия в тональности f-moll представляет собой убедительный пример того, как миниатюрное сочинение может вместить в себя совершенство формы и выразительности, глубину музыкальной мысли и образности. Композитор нашёл оригинальный способ развития мелодии, которая на этот раз отчётливо выражена: большей частью это короткие залигованные фразы, состоящие из двух нот с ритмическим остинато:

Рисунок3

Рисунок 3. Фрагмент Прелюдии № 6

Партия левой руки развивается посредством арпеджированных аккордов, которые, с одной стороны, дополняют мелодию, а, с другой, – вступают с ней в диалог. Большое значение в выразительности этого сочинения играет динамическая ткань, наполненная тончайшими нюансами: от piano до crescendo и далее к diminuendo, и такие переходы регулярно повторяются на протяжении всей пьесы. Всё это движение, постепенно набирающее эмоциональную полноту, мелодическую и динамическую выразительность, логично подходит к финалу. Фермата, на которой заканчивается прелюдия, является знаком экспрессии, эмоциональности, авторского присутствия в тексте.

Необходимо отметить, что оба произведения принесут большую пользу начинающим пианистам – как в плане техники (они требуют хорошей растяжки пальцев и гибкости кисти), так и в плане художественной выразительности, поскольку в прелюдиях Ляпунова присутствуют различные темповые, ритмические, динамические, агогические сдвиги. Кроме того, они имеют довольно подвижный темп, в котором нужно исполнять сложные пассажи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прелюдии С.П. Ляпунова (ор. 6) занимают важное место в фортепианном наследии композитора, отражая черты его стиля, состоящие из синтеза русского и западного европейского пианизма, которые были им переосмыслены и воплощены в совершенных по форме, художественной и образной выразительности миниатюр. Эти сочинения ставят перед исполнителем технические и художественные задачи, касающиеся темпа, ритма, агогики, динамики, фактуры, решив которые, пианист значительно повысит свой профессиональный уровень.

Список литературы

  1. Лукачевская М.Д. Симфоническая концепция фортепианной сонаты Ляпунова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 5 (1). С. 381–387
  2. Ляпунов С.П. Семь прелюдий op.6 [Электронный ресурс] // URL: https://ponotam.ru/sites/default/files/lyapunov_sem_prelyudiy_op.6.pdf (дата обращения 12.12.2023).
  3. Онегина О.П. Фортепианная музыка С. М. Ляпунова. Черты стиля: автореферат дис. … канд. искусствоведения: 17 00 02. СПб., 2010. 21 с.