Значимость вариаций в творчестве Людвига ван Бетховена (на примере 12 вариаций для скрипки и фортепиано на тему из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта (1792-93), WoO 40)

Чан Жунжун – аспирант факультета музыкального искусства Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: Произведения Людвига ван Бетховена разнообразны по жанрам и образам, но в большинстве их чувствуется особый, «бетховенский» стиль. Его умение рисовать лирику и сдержанную драматичность, бурю, слезы и задумчивость делают его творчество самым чувственным из Венских классиков. Недаром некоторые его произведения предвосхищали романтизм. В статье мы рассмотрим 12 вариаций для скрипки и фортепиано на тему из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта. Так как раннее подробных исследований об этом произведении не осуществилось, в данной статье мы постарались кратко охарактеризовать каждую из вариаций.

Ключевые слова: Бетховен, вариации, скрипка и фортепиано, юношеские произведения.

Основная часть. Вариации были популярным жанром в XVIII веке. Они представляют собой как бы «рассуждение на тему». Сначала излагается тема — собственная, народная или заимствованная из популярных опер, песен, маршей и т. п., — затем композитор дает ряд разнохарактерных ее изменений. Людвиг ван Бетховен уделял большое внимание этому жанру, создал семь десятков вариационных циклов. Те из них, которые относятся к раннему периоду творчества композитора и были написаны не на оригинальные темы, а основывались на мелодиях из произведений других авторов, опусов не получили, поскольку большого значения композитор этим произведениям не придавал.

Одним из бетховенских творений, не удостоившихся такой чести, стали 12 вариаций для скрипки и фортепиано на тему «Se vuol ballare» из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро», которые мы и рассмотрим в этой работе. Бетховен очень уважал Моцарта и некоторое время брал у него уроки, к тому же музыка Моцарта после его смерти пользовалась популярностью, так что неудивительно, что Людвиг пишет вариации именно на его мелодию арии Фигаро («Если захочет барин попрыгать»). Бетховен работал над произведением под руководством Йозефа Гайдна, у которого некоторое время обучался композиции.

В очень хороших отношениях Бетховен был с семейством Брейнингов. Лорхен Брейнинг брала у Бетховена уроки фортепиано, и он посвятил ей вариации и маленькую сонату до мажор. Судя по посвященным ей произведениям, она была не очень сильной пианисткой. Лорхен даже было разрешено не играть некоторые украшения, особенно, где у правой руки игралась и трель, и мелодия [3, с.71].

Бетховен был прекрасным пианистом, отлично импровизировал на органе, но еще и хорошо играл на скрипке и альте. В оркестре театра в Бонне он играл партию альта. Переехав в Вену он не оставил занятия скрипкой, ведь очень любил этот инструмент, так подходящий его страстной натуре. Кроме вариаций на темы Моцарта он намного позже написал еще и Сонату для фортепиано и скрипки соль мажор, соч. 96.

Тема излагается скрипкой на pizzicato, в обеих партиях одинаковый ритм. Нижний голос правой руки у фортепиано дублирует мелодию темы.

Первая вариация (Sempre dolce) по сравнению с темой звучит довольно изящно и напевно. За счет арпеджио в партии фортепиано, расширяется диапазон, появляются группетто. Скрипка играет второстепенную роль и подчеркивает гармонии. Во второй (sempre staccato), партия фортепиано усложняется, присутствует скрытая полифония, появляется триольность. В целом, характер вариации веселый,задорный, отсрые стаккатные ноты у скрипки.

Третья sempre (piano legato) у обеих партий широкое легато, без скачков, появляются синкопы. Во второй и третьей вариациях мы видим сужение диапазона.

Обилие шестнадцатых в быстром темпе и резкие смены динамики с фортиссимо до пианиссимо характеризуют четвертую вариацию.

 Пятая вариация мечтательная и грациозная за счет трелей и форшлагов, затактов шестнадцатыми у скрипки.

Шестая вариация написана в миноре, аккомпанемент фортепиано сдержанный, аккордовый. Партия скрипки нежная и трагичная, это состояние подчеркивается еще и нисходящими секундами. Седьмая вариация продолжается в фа миноре, излагается у фортепиано в варианте, весьма близком к первому проведению, но в этот раз скрипка в только поддерживает тему гармонически.

Мажорный лад возвращается в восьмой вариации Тема становится более взволнованной благодаря триольному движению в левой руке у фортепиано, хроматизмами фигурациям. Ближе к концу вариации мелодия дублируется скрипкой.

В девятой вариации виртуозные гаммообразные пассажи, секстоли дают пианисту показать свое мастерство солиста. Партия скрипки в этой вариации отсутствует.

Десятая sempre dolce чуть более виртуозна и скрипка с фортепиано дают друг другу посолировать несколько тактов, и меняются ролями снова. Одиннадцатая вариация начинается с энергичного скачка на кварту в обеих партиях, присутствуют и октавные скачки и в целом, вариация энергичная и решительная, благодаря отрывистости и четвертей с точками и восьмой. В двенадцатой вариации – скрипка решительно проводит тему несложными двойными нотами на фоне “бурлящих” шестнадцатых у фортепиано.

Кода начинается с до мажорного проведения темы, далее переходит в ре мажор. Во втором эпизоде у скрипки снова pizzicato, в то время как пианист демонстрирует связную игру в одной руке на фоне трели в другой.

Бетховен оставил эти вариации без опуса, все же он опубликовал данное произведение. Прислав ноты Элеоноре фон Бройнинг, он написал, что хочет опередить какого-то венского композитора-пианиста, который якобы собирается подражать его стилю. Под «кем-то» композитор, вероятно, подразумевал аббата Й. Гелинека, с которым у Бетховена было музыкальное соперничество. Йозеф Гелинек сочинил более 100 циклов фортепианных вариаций, которые пользовались большой популярностью. При этом за основу брал преимущественно темы из наиболее репертуарных опер («Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Мельничиха» Паизиелло, «Вольный стрелок» Вебера и др.), инструментальных произведений (Гайдна, Бетховена, Гуммеля и др. авторов), а также народные мелодии. Бетховен же, как это видно из его письма Элеоноре фон Брейнинг, специально «перегружал» фактуру своих сочинений, чтобы ввести в заблуждение Гелинека [4].

В этой работе мы рассмотрели малоизвестное юношеское сочинение Бетховена, посвященное его ученице, и, возможно первой любви. Первые работы в жанре вариаций не отличаются большим новаторством или гениальностью, но все же произведение оставляет приятное ощущение и рекомендуется к музицированию! Все же, в этом произведении проглядывается стиль Бетховена и эти вариации стали ступенькой к освоению жанра вариаций. Одной из “изюминок” бетховенского стиля уже тогда было необычное для того времени одновременное сочетание в партии правой руки пианиста мелодии темы и трели, с дублированием мелодии в партии скрипки.

У скрипки довольно простое изложение, не требующие виртуозной техники, но так подходящего для приятных салонных музицирований. Партия скрипки мало чем может заинтересовать, так как она довольно проста и современному слушателю непривычно слышать скрипку в второстепенной роли. А дело в том, что композитор и его современники в то время на первое место ставили фортепиано; в отзывах и рецензиях можно встретить слова: «сонаты со скрипкой».

В отличие от предшественников, интерес композитора, вызывал не только сам по себе вариационный жанр, но вариационность как принцип художественного мышления. До 1802 года использовал темы популярных опер, набираясь опыта и исследуя жанр вариаций. В заключении хочется подтвердить свои слова цитатой из книги Альтшулера, который считал,что Бетховен в некоторой степени превзошел Моцарта в варьировании темы: «Пристрастие к вариациям стоит в прямой связи со свойственным бетховенской творческой мысли стремлением возможно полнее и разностороннее развить взятую тему, разработать ее и видоизменить, в старании извлечь из нее максимум заложенных в ней возможностей. Впоследствии Бетховен достиг небывалой до него свободы в трактовке варьируемой темы, в резком противоречии с принципами XVIII века» [1, с.12].

Список литературы

  1. Альшванг А. Людвиг Ван Бетховен: Очерк жизни и творчества. - М.: Сов. композитор, 1971. - 559 с.
  2. Сигети И. Скрипичные сонаты Бетховена: Скрипичные произведения Бетховена.— В кн.: Воспоминания. Заметки скрипача. — М., 1969, с. 257—286.
  3. Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. Том 1. Москва, 2009
  4. Максимов, Е. Бетховен и Гелинек: соперничество в вариациях / Е. Максимов // Старинная музыка. – 2008. – № 4(42). – С. 21-25.
  5. Секретова, Л. А. Ранние фортепианные вариации Л. Бетховена (боннский и Венский периоды) / Л. А. Секретова // Искусствознание: теория, история, практика. – 2021. – № 2(31). – С. 32-38.
  6. Шатский, П. А. Фортепианные вариации Бетховена (особенности жанра и эволюция интерпретаторских концепций): специальность 17.00.02 "Музыкальное искусство" : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Шатский Павел Андреевич. – Москва, 2012. – 243 с.