УДК 394.2

Великаны Каталонии, как культурный элемент праздника

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Великан – традиционный элемент праздника в Каталонии, берущий свое начало в Средневековье. Первые гиганты на Майорке появились в XVII веке, а именно в 1630 году, во время процессии в честь Тела Христова в Сольере. В статье рассматриваются различные виды праздничных гигантов.

Ключевые слова: традиционный праздник, Испания, великаны.

Великаны на Майорке являются отличительным элементом праздников в деревнях, представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Великаны Каталонии.

Каждый великан возглавляет праздник в своей деревне, а время от времени они могут посещать другую деревню, если их пригласили по какому-то особому случаю, например, на фестиваль или ярмарку.

На Майорке насчитывается более семидесяти великанов, и их можно классифицировать по-разному: самые распространенные - это пары крестьян (pagesos), у которых есть свои имена: Антони и Маргалида (Са-Побла), Тфол и Франсина (Пальма), Абдо и Мария (Инка) или Антони и Каталина (Сольер) - вот некоторые из самых известных пар великанов. Великаны (геганты) - традиционный элемент праздника в Каталонии, уходящий корнями в Средневековье. Первые гиганты на Майорке появились в XVII веке, а именно в 1630 году, во время процессии в честь Тела Христова в Сольере.

Великаны на Майорке являются отличительным элементом праздников в деревнях. Каждый великан возглавляет праздник в своей деревне, а время от времени они могут посещать другую деревню, если их пригласили по какому-то особому случаю, например, на фестиваль или ярмарку.

Есть и гиганты других профессий, типичных для деревни и не обязательно связанных с сельским хозяйством. К ним относятся гиганты-сапожники в Инке, пара Рок и Эсперанса в Капдепере, рыбак и совок соответственно, или Марк, кузнец, и Мария Анхельс, сборщица инжира, в Синеу.

Есть и другие типы гигантов, основанные на реальных персонажах. Это король Жауме I и Виоланта Венгерская в Кальвиа, Жауме II и Эскларамонда де Фуа в Консель Инсулар или Барба-Росса в Ллукмайоре.

Последняя большая группа гигантов - фантастические, основанные на персонажах майоркинских рондалей. Пере Телека, Фада Моргана, Баньета Верда, На Томасса или королева Каталинета - вот некоторые из этих сказочных персонажей, которые тоже стали великанами, а также великаны других профессий, типичных для города и не обязательно связанных с сельским хозяйством. Среди них - гиганты-сапожники в Инке, пара Рок и Эсперанса в Капдепере, рыбак и совок соответственно, или Марк, кузнец, и Мария Анхельс, сборщица инжира, в Синеу.

Большеголовые фигуры (капарроты) дополняют гигантов, хотя часто играют даже более важную роль. Так обстоит дело в Са-Побеле, где есть две группы большеголовых фигур - классические и минионы (под руководством детей до 12 лет), которые танцуют на городской площади в ночь на Сант-Антони (День святого Антония).

Большеголовая фигура - это любимая, популярная, фантастическая и комическая фигура, идеально подходящая для фиесты. Они могут быть основаны на известных персонажах, быть плодом воображения или даже отдавать дань уважения местному соседу, как в случае с большеголовой фигурой Мигеля дез Форн де са Пеллетерия, любимого соседского пекаря, который последние несколько лет оживлял фестиваль Сан-Себастья в Пальме вместе с коллективом Orgull Llonguet.

Что касается демонов (dimonis), то они характеризуются тем, что являются душой народных гуляний. Головы красного цвета, рога и озорной настрой - вот их суть. Демоны весело пугают и гоняются за маленькими и не очень детьми.

Все указывает на то, что его происхождение - языческое, но праздник был адаптирован к христианству, когда эта религия укрепилась. Демонов боятся, но их также провоцируют и дразнят. Они также танцуют: на площадях, на улицах и даже в барах. Фигура демона участвует в танце казаков, одном из старейших сохранившихся танцев.

Следует проводить различие между демонами фестиваля и группами демонов. Последние пришли из Каталонии и начали прибывать на Майорку в конце XX века, снимаясь в огненных и пиротехнических шоу, которые стали частью многих популярных фестивалей, и все указывает на то, что их происхождение языческое, но фестиваль был адаптирован к христианству, когда эта религия укрепилась. Демонов боятся, но их также провоцируют и дразнят. Они также танцуют: на площадях, на улицах и даже в барах. Фигура демона участвует в танце казаков, одном из старейших сохранившихся танцев.

Список литературы

  1. Испания : [арх. 3 января 2023]/ Страшун А. // Исландия – Канцеляризмы. – М. : Большая российская энциклопедия, 2008. – С. 26. – 2004–
  2. Javier Martinez-Torron. Spain // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / Gordon Melton, Martin Baumann.– Oxford, England: ABC CLIO, 2010. – С. 2686. – 3200 с. – ISBN 1-57607-223-1.
  3. The Global Religious Landscape. A Report on the Size and Distribution of the World’s Major Religious Groups as of 2010(англ.) (pdf). Pew Research Center (декабрь 2012). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года.
  4. Centro de Investigaciones Socioló BARÓMETRO DE JUNIO 2015(исп.). CIS (июнь 2015). Дата обращения: 28 февраля 2016. Архивировано 17 мая 2018 года.
  5. PONS dictionary: definitions, translations and vocabulary en.pons.com. Дата обращения: 16 июля 2016.

Интересная статья? Поделись ей с другими: