УДК 7

Проблемы изучения и развития искусства на современном этапе

Дин Цинфэн – студент подготовительного курса Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируются проблемы изучения и развития искусства на современном этапе. Отмечается неоднозначное отношение широкой аудитории к современному искусству. Приводятся функции искусства, выделяемые современным искусствоведением. Рассматриваются причины, обуславливающие трудности восприятия современного искусства, связанные с изменением задач художников и границ искусства. Выявляются возможности использования методов и инструментов социологии, культурологии и философии при изучении искусства.

Ключевые слова: искусство, современное искусство, искусствоведение, социология искусства, культурология, философия искусства.

Искусство имеет большое значение в жизни человечества, являясь одной из форм общественного сознания, элементом духовной культуры и специфическим способом духовно-практического изучения действительности [1]. Искусство отображает явления жизни в широком диапазоне художественно-образных форм, от реальных картин действительности до иносказательно-метафорических изображений. Целью искусства является материальное воплощение художественной идеи – нравственного, жизненного и философского смысла – в произведении в форме художественного образа, позволяющего искусству осуществлять многочисленные функции на основе эмоционального и глубоко индивидуального раскрытия, передачи и восприятия личностного и общечеловеческого опыта.

На современном этапе развития человечества искусство переживает период оживлённого развития: создаются государственные и частные институты, занимающиеся его популяризацией, оно входит в повседневную жизнь населения через набирающие популярность публичные лекции, выставки и фестивали [2]. По оценкам экспертов, только в России за последние 30 лет сообщество, объединённое искусством, возросло в десятки раз, что указывает на увеличение его общественного значения. В то же время данный рост является преимущественно нишевым: данные опросов показывают, что 65 % респондентов, проживающих в крупных городах, не могут назвать ни одного произведения или автора, ассоциирующихся с современным искусством. Вокруг области современного искусства сложились предрассудки, отталкивающие людей от знакомства с ним, а негативный опыт столкновения с провокационным, шокирующим или непонятным вызывает у части аудитории стойкое нежелание приобщаться к такому искусству. 43 % опрошенных назвали современное искусство непонятным, 30 % сказали, что оно интересует лишь узкий круг людей. Размытым является и само понятие «современное искусство»: «современность» ассоциируется не с текущим временным периодом, а с провокацией, экспериментом, разрывом с традицией. Поэтому аудитория склонна относить к «современному искусству» неординарные работы начала прошлого века, а не произведения художников‐современников, работающих в классической парадигме. Такое неоднозначное общественное отношение к искусству современности актуализирует исследование его сущности, проблем изучения и развития.

Целью работы является рассмотрение проблем изучения и развития искусства на современном этапе. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Особенностью современного искусствоведения является понимание полифункциональности искусства как одной из глубочайших основ культурной жизни личности и общества [3]. Можно выделить следующие функции искусства:

  • эстетическая – выражает сущность прекрасного, гармонии, закладываемой в произведения;
  • коммуникативная – обеспечивает взаимообмен сообщениями на всех ипостасях человеческого бытия;
  • преобразующая – продвигает творческим зарядом человеческую мысль;
  • идеологическая – символически выражает идеи, побуждая зрителя к сотворчеству в поиске новых идей и смыслов;
  • аксиологическая – основана на ценностном сознании и оценках личности и человечества;
  • этическая – способствует размышлению о нравственных проблемах;
  • катарсическая – очищает и возвышает душу посредством погружения в высокое искусство;
  • мировоззренческая – выводит на философское осмысление проблем бытия;
  • подражательная – отражает или воспроизводит действительность путём подражания;
  • воспитательная – формирует эстетический вкус;
  • познавательная – позволяет интуитивно постигать сущность вещей;
  • созидательная – способствует становлению новаторских художественных и культурных форм;
  • креативная – разрушает стереотипы мышления в прогрессивном движении;
  • адаптивная – формирует психологический комфорт личности в собственном сознании;
  • гедонистическая – доставляет удовольствие;
  • эмоционально-экспрессивная – развивает чувственную способность человека;
  • прагматическая – позволяет преобразовывать повседневность.

Основной проблемой современного этапа развития искусства является его восприятие широкой аудиторией: часто оно приводит к отрицанию или неприятию современных арт-объектов [4]. Это связано с изменением задач деятельности художников: они стремятся не в точности передать окружающую действительность, а обратить внимание на актуальные для своего времени проблемы, используя образный язык, экспериментируя с формой и средствами самовыражения.

На смену художественному образу пришли оригинальность и новизна, которые стали основными критериями искусства современности [5]. Большую часть времени существования искусства его базовым ценностным ориентиром и системообразующим началом выступала красота, однако в настоящее время она не является обязательным признаком искусства. Более того – многие современные произведения создаются для того, чтобы шокировать публику. Ключевым компонентом произведений становится самовыражение. Современные художники стремятся показывать символы в чистом виде, минуя художественный образ и приписывая предмету качества и смыслы, изначально отсутствующие в нём. В результате сутью современного искусства становится игра смыслами и ценностями.

В этом контексте показательна эволюция положения аутсайдерского искусства [6]. В настоящее время наблюдается его легитимация, перемещение с периферии культуры в центр актуальных художественных процессов и взаимовлияние на современную культуру и арт-процесс. Подобное изменение границ искусства стало возможно благодаря глобальным трансформациям корпуса культуры, новому пониманию феномена творческой личности и творческого процесса.

Для осмысления концептов современного искусства больше недостаточно искусствоведческого аппарата: исследователям требуется привлекать методы и инструменты других наук, таких как социология, культурология и философия [7]. Предметом социологии искусства является искусство в его социальном воздействии на человека и общество, которое поддаётся социальному измерению. Это направление позволяет выявить социальные «акценты» в воздействии на реципиента и общество, свойственные каждому виду искусства.

В составе комплексного анализа современного искусства важное место отводится культурологии, которая позволяет определить систему ценностей, соответствующих искусству и его конкретным видам, и специфику культурного текста в произведениях. Концептуальные знаки обеспечивают связь культуры и искусства, поскольку они содержательно наполнены культурным материалом, который находит образное воплощение в произведениях искусства.

В составе комплексного исследования искусства долгое время большое значение имела философия искусства, которая в настоящее время находится в упадке [8]. Это связано с трансформацией как самого искусства, так и гносеологического субъекта, который выходит за рамки философской рецепции и использует в анализе искусства предметно-атрибутивные и физико-химические характеристики. В то же время полноценное осмысление феномена современного искусства невозможно без привлечения философского аппарата. Искусство обладает свойствами консолидации общества, выражает диалог культур, фиксирует этническую самобытность, участвует в обеспечении духовной безопасности личности и человечества. Для раскрытия всех этих возможностей требуется понимание сущности искусства, а не отдельных явлений или феноменов, что невозможно без философской рецепции.

Таким образом, искусство, являясь частью культуры и открытой саморазвивающейся системой, постоянно испытывает влияние внешней среды и подвержено динамическим изменениям. На современном этапе его полноценное изучение требует комплексного подхода – привлечения методов и инструментов социологии, культурологии, философии и искусствоведения. На основе традиционных подходов, существующих в этих научных областях для изучения искусства, можно развивать новые инструменты исследований сущности и конкретных произведений искусства, стремясь к созданию универсальных критериев анализа, таких как идейное своеобразие и знаково-символическая специфика произведений. Полинаучный подход к анализу произведений современного искусства откроет новые возможности их осмысления, а значит и использования в процессе личностного и культурного развития.

Список литературы

  1. Гуменюк А.Н. Искусствоведение. Морфология пластических искусств: учеб. пособие для вузов / А.Н. Гуменюк, Л.В. Чуйко. – 2-е изд. – М.: Изд-во Юрайт, 2022. – 133 с.
  2. (Не)понятное искусство. Восприятие современного искусства в обществе: часть 1 // Центр социального проектирования «Платформа», ARTLIFE Academy. – 2020. – 14 с.
  3. Коломиец Г.Г., Парусимова Я.В. Идея полифункциональной сущности искусства как проблема современной эстетики // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 3. – С. 91-99. – DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-91
  4. Рахимова К.А. Проблема понимания современного искусства // Бизнес и дизайн ревю. – 2022. – № 3 (27). – С. 137-143.
  5. Серяков А.В. Проблема художественного образа в современном искусстве // Вестник культуры и искусств. – 2022. – № 1 (69). – С. 71-76.
  6. Суворова А.А. Аутсайдерское искусство в культурологической перспективе // Вестник культуры и искусств. – 2020. – № 4 (64). – С. 82-91.
  7. Попов Е.А. Методология исследования искусства: социология, культурология, искусствоведение // Философия и культура. – 2021. – № 4. – С. 45-53. – DOI: 10.7256/2454-0757.2021.4.36112
  8. Попов Е.А. Философская рецепция в современном искусствоведении // Философия и культура. – 2021. – № 11. – С. 46-56. – DOI: 10.7256/2454-0757.2021.11.37070