УДК 070.11

Теоретическое осмысление категории интернет-журналистики

Землякова Мария Владимировна – магистрант факультета журналистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу категории «интернет-журналистики». Активное развитие общественных процессов, их цифровизация определяет быструю трансформацию современной медиасреды. Категория интернет-журналистики сформировалась в российской практике относительно недавно, однако, трансформация условий ее функционирования в полной мере еще не сформировалась. В частности, на стадии формирования находится научный аппарат, определяющий категорию интернет-журналистики, ее специфику, место в структуре журналистики в целом. Автором особое внимание уделяется теоретическому анализу терминов «интернет-журналистика», их сравнению. По итогам проведенного анализа автором сформулировано собственное определение термина «интернет-журналистика».

Ключевые слова: журналистика, интернет-журналистика, СМИ, медиасреда, цифровое общество, профессиональная журналистика.

Регулирование деятельности журналистов в сети интернет требует того, чтобы в первую очередь был определен статус журналиста в сети интернет и те нормы (как этического, так и правового характера), которые выступили бы в качестве регулятора. Здесь стоит отметить, что по мнению А. Г. Рихтера развитие новых технологий и интернета приводит к тому, что фактически все российские СМИ существуют онлайн, а правовое регулирование сетевых изданий и традиционных СМИ разграничивать все сложнее [6, с. 13].

Д. А. Устюжанина предлагает в первую очередь рассматривать понятие «новые медиа», что противопоставляется традиционным СМИ (телевидение, пресса, радио), поскольку именно существование новых медиа в современном информационном поле в наибольшей степени трансформирует его. Автор относит к новым медиа «средства передачи информации и коммуникации, работающие на основе интернет-технологий» [8, c. 6]. С такой точки зрения интернет-журналистика выступает только одним из видов новых медиа, к которым также можно отнести различные интернет-сервисы (почтовые, поисковые, геолокационные, фото- и видеосервисы, социальные сети и так далее). Д. А. Устюжанина предлагает синонимизировать термины «интернет-СМИ» и «интернет-журналистика», что может быть обосновано тем, что интернет-СМИ часто являются основным источником новостей и информации в онлайн-пространстве, и их деятельность неразрывно связана с журналистикой.

А. А. Калмыков считает, что интернет-журналистику следует рассматривать как новый культурный феномен, который выходит за рамки простого освоения профессиональными журналистами веб-инструментария [4, c. 11]. Автор отмечает основные отличительные характеристики интернет-журналистики, позволяющие охарактеризовать ее – интерактивность, персонализация, мгновенность, измеримость, гибкость, взаимосвязанность, экономичность. Указанные характеристики определяют процесс трансформации от СМИ к СМК (средствам массовой коммуникации). Как следствие, специфика интернет-журналистики определяется демократизацией информационного пространства, интерактивностью, высокой скоростью передачи информации, возрастанием свободы слова.

Проблема современных исследований заключается в том, что углубленно само понятие «интернет-журналистика» не рассматривается с точки зрения его значения, сущностных характеристик и отличительных черт. В большинстве научных работ вопрос специфики интернет-журналистики ограничивается особенностями веб-интерфейса и процессов взаимодействия с аудиторией. Однако, следует отметить, что переход журналистики в онлайн-сегмент существенным образом изменил и деятельность самих журналистов, которая проводится до момента публикации контента и непосредственно вступления в коммуникацию с аудиторией.

М. Равшанов и Б. М. Равшанов считают, что интернет-журналистику следует рассматривать не как специфический вид журналистской деятельности, а как «новую медийную среду, новое средство распространения и получения информации» [5, c. 42]. Можно интерпретировать, что авторы предлагают не рассматривать интернет-журналистику исключительно как новую форму практики журналистики, а скорее как среду, в которой происходит распространение и получение информации. Следовательно, интернет-журналистика не просто представляет собой технический аспект журналистской работы, но является гораздо более широким и сложным явлением, которое изменяет сам характер массовой коммуникации и информационного обмена в целом.

Данное утверждение согласуется с мнением А. А. Амзина, который считает, что сущностной трансформации традиционных СМИ не произошло – «…газетные журналисты как были газетными, так и остались. То же касается журнальных авторов и даже новостных интернет-СМИ, которые все больше тяготеют к традиционной газетной форме – с обзорными статьями и неновостными блоками» [1]. Изменениям же подверглись преимущественно каналы предоставления информации и взаимодействия с потенциальной аудиторией.

Т. В. Белякова и И. А. Сухотина считают, что концептуальные особенности интернет-журналистики дополняют и еще больше раскрывают сущность традиционных СМИ. К уже обычным признакам (актуальности, значимости и интересности для аудитории) добавляются такие параметры как интерактивность, взаимосвязанность (гипертекст) [2, c. 100]. Именно конвергентность новых медиа стала определяющим элементом для онлайн-журналистики. Процессы конвергенции способствовали модификации жанров, видоизменению и влиянию на процессы унификации информационных материалов. Интернет оказался лучшим средством взаимодействия в медийной среде, с момента его появления он значительно отодвинул и продолжает оттеснять остальные медиакоммуникации на второй план. Формируется новый коммуникационный канал в работе журналистов, очевидно, что это способствует видоизменению восприятия форм и видов представления информации.

И. П. Викторов считает, что под термином интернет-журналистика следует понимать «качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница — любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова» [3, c. 402]. Следовательно, интернет-журналистика становится платформой, на которой различные типы контента могут использоваться для создания информационных образов и выражения мыслей. Интернет-журналистика переходит от простого текстового формата к более многообразным и мультимедийным формам представления информации, что делает ее более доступной, привлекательной средой для коммуникации.

Аналогичного мнения придерживается М. А. Стародуб, которая считает интернет-журналистику «новым культурным и цивилизационным феноменом, который представляет собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности» [7, c. 163]. Подобная интерпретация интернет-журналистики подразумевает, что она является не только средством коммуникации, но и формирует культурные и социальные представления, влияет на мировоззрение людей и даже на формирование общественного мнения. Интернет-журналистика становится важным элементом современной культуры и цивилизации, играя ключевую роль в формировании информационного пространства и взаимодействии между людьми в цифровую эпоху.

Л. Н. Якименко считает, что интернет-журналистика относится в большей степени к явлениям цифровизации. Он разграничивает термины интернет и интернет-журналистика следующим образом: «существует необходимость четкого разграничения на уровне дефиниций Интернета как технологической платформы и, собственно, интернет-журналистики как одного из сегментов Сети, в котором практикуется применение профессиональных журналистских стандартов» [9, c. 243]. Автор указывает, что интернет-журналистика есть отдельная разновидность журналистики, которую необходимо разграничивать с формами традиционной журналистики, переместившимися в интернет. В данном случае традиционные СМИ используют Интернет как дополнительный канал распространения своего контента нельзя отнести к интернет-журналистике. Отличительной чертой в данном случае является то, что интернет-журналистика использует веб-сеть как среду для создания нового контента, а не только ее распространения, то есть она полностью интегрирована в интернет-среду. Л. Н. Якименко подчеркивает, что интернет в данном случае следует рассматривать как среду, в которой журналистика находит свое «пространство обитания» и функционирует как профессиональный инструмент. В интернет-среде первоначальный текст подвергается трансформациям, обогащается комментариями и стимулирует дискуссии, что позволяет рассматривать его как типичную интернет-публикацию, однако, предварительно проделанная журналистская работа позволяет отнести текст к результату такой работы.

На основании проведенного анализа целесообразно сформулировать авторское определение термина «интернет-журналистика», под которым можно понимать сферу медиа, где информационные материалы создаются, редактируются, публикуются и распространяются через интернет-платформы и характеризуются общедоступность, интерактивностью и активным взаимодействием с аудиторией. Предложенное определение подчеркивает технологический аспект данной формы журналистики, а также важность современных преимуществ повсеместной цифровизации в виде широкого доступа к информации и возможности взаимодействия с аудиторией.

Список литературы

  1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://boralovtext.ru/wp-content/uploads/2020/08/Amzin-Zhurnalistika.pdf (дата обращения: 24.02.2024)
  2. Белякова Т. В., Сухотина И. А. Интернет-журналистика: плюсы и минусы //Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, зав тра: XV Всероссийская научно-практическая конференция, 9 апреля 2021 г.—Санкт-Петербург: СПбГУП, 2021.— С. 98-100.
  3. Викторов И. П. Интернет-журналистика: история, специфика //Сборник трудов молодых ученых и студентов XII международной научно-практической конференции «Россия и мир. – 2022. – С. 399-402.
  4. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с.
  5. Махмуд Р., Равшанов Б. М. Интернет-журналистика и изучение пространства разных социальных коммуникаций //Вопросы науки и образования. – 2020. – №. 11 (95). – С. 38-43.
  6. Рихтер, А. Г. Правовые основы журналистики : учебник для вузов по направлению 030600 «Журналистика» и специальности 030601 «Журналистика» / А. Г. Рихтер. – М., 2016. – 570 с. –
  7. Стародуб М. А. Основные понятия интернет-журналистики и жанровые особенности (на примере сетевого СМИ «Местное время») //XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2022. – С. 163-165.
  8. Устюжанина, Д.. А. Интернет-журналистика : учебное пособие / Д.. А. Устюжанина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 120 с.
  9. Якименко Л. Н. Функционирование медиатекстов в современном интернет-пространстве //научная молодежь: приоритеты мировой науки в XXI веке. – 2023. – С. 242-246.