УДК 070

Рекомендации по повышению показателей электронных общественно-политических СМИ России в системе мониторинга

Федорова Мария Евгеньевна – студентка кафедры Коммуникационного менеджмента и управления отношениями Российского государственного социального университета

Аннотация: В статье приведены рекомендации и предложения по улучшению показателей электронных общественно-политических средств массовой информации в системе мониторинга, основывающиеся на реальной работе со СМИ.

Ключевые слова: СМИ, новости, мониторинг, эффективность, политика, общество.

По результатам опроса за 2023 год, опубликованным на странице Ивана Макарова (Media Lab) в одной из социальных сетей, 68,3% россиян используют интернет, чтобы быть в курсе новостей и событий. Средства массовой информации (СМИ), в частности общественно-политические, имеют первостепенное значение в вопросе распространения новостей и формирования мнения. Вместе с тем большой объем данных и разнообразие источников делают необходимым для таких изданий отслеживание точности освещения социально-политических вопросов в публикациях, а также проведение оценки своей роли и влияния на общество. С показателями качества помогают работать мониторинговые платформы и веб-аналитические системы, например, Scan-Интерфакс, Brand Analytics, Медиалогия, Яндекс Метрика, Google Analytics, LiveInternet и другие. В связи с этим мы провели эксперимент, который позволил выявить методы повышения показателей СМИ в системе мониторинга. Это способствует повышению имиджа и увеличению охвата целевой аудитории новых медиа общественно-политический тематики, как следствие, и их дохода.

В рамках исследования инструментов эффективности мониторинга электронных общественно-политических СМИ России нами была проведена работа с парламентским изданием (СМИ ФС РФ). Эксперимент позволил наглядно продемонстрировать не только эффективность механизмов мониторинга в практической деятельности, но и выявить меры по улучшению показателей издания, которые могут быть полезны для профессионального сообщества.

В ходе опроса 87 респондентов, который был проведен нами в июле 2023 года было установлено, что 36% специалистов, которые работают в изданиях общественно-политической тематики, видят важность в оценке охвата и влиятельности СМИ, 27% отмечают необходимость анализировать цитируемость, 18,2% – отслеживают активность и упоминания изданий в социальных сетях [1]. В данном опросе респонденты могли выбрать один или несколько вариантов ответа, а также отказаться от него. Ко всему прочему, были выявлены наиболее желаемые к применению медиамониторинговые платформы и веб-аналитические системы (на основании рейтингов Adindex и Web Technologies Statistics and Trends, а также в ходе анализа площадок сайтом Seolik и платформой web-аналитики Similarweb). Среди них Медиалогия и LiveInternet, которые в последствии использовались для оценки работы парламентского СМИ и разработки рекомендаций по повышению показателей в системе мониторинга.

В ходе изучения данных в Медиалогии и LiveInternet мы увидели необходимость изменить показатели индекса цитируемости и трафика у СМИ ФС РФ. Издание имело относительно низкий уровень оперативности, качества заголовков и цитируемости, что подтвердили данные из партнерского кабинета в Дзен.

image001
Рисунок 1. Оперативность, цитируемость и качество заголовков.

Мы выделили несколько эффективных, на наш взгляд, рекомендаций для улучшения этих показателей.

Заголовок

  • Количество символом не должно быть больше 80-и. Желаемый показатель – 70.
  • Должен быть отражен конкретный источник.
  • (Не желательно: «рассказали в Госдуме…», «сказал сенатор…», «спрогнозировал эксперт….». Лучше: «депутат Свищев отметил…», «Джабаров назвал…», «синоптик Ильин спрогнозировал…»).
  • Менее известных в обществе личностей указывать с должностью, но гражданских лиц не упомянать.
  • Неподтвержденную официальными лицами информацию о происшествиях и других срочных событиях давать с указанием первоисточника в заголовке. (Не желательно: «СМИ: Костомарова доставили в больницу». Лучше: «ТАСС: Костомарова увезли в больницу»)
  • Четкая формулировка и отказ от игры слов.
  • (Не желательно: «Сберечь мир и согласие», «И в восхитительных штанах…». Лучше: «Мухаметшин заявил о необходимости сберечь мир и согласие народа Татарстана»; «Останина заявила, что политикам нельзя позволять себе небрежно одеваться»).
  • Прямой порядок слов.

Придерживаясь данных рекомендаций, парламентское СМИ значительно улучшило качество заголовков. По состоянию на ноябрь 2023-го их качество составило 0,95, когда как в феврале – 0,83.

Оперативность

  • Не брать новость по достижению двух часов с момента ее появления на первоисточнике.
  • Сообщения о происшествиях и других масштабных событиях, которые находятся в самом читаемом в моменте, давать новостью в одну строку и постепенно дополнять.

 Данные рекомендации способствовали увеличению оперативности СМИ ФС РФ с 0,23 (2021 – 2022 года) до 0,68 (показатель ноября 2023 года).

Цитируемость

Для работы с индексом цитирования мы рекомендуем развивать партнерскую программу, поскольку подобное, как мы считаем, является простым инструментом для работы с цитацией. Относительно данного вопроса вероятно выделить следующие рекомендации:

  • При подборе партнеров для постоянного обмена новостями стоит учитывать вес потенциальных источников информации (его можно отследить в Медиалогии). Показатель должен быть выше собственного веса СМИ, но не иметь большого разрыва.
  • Следует фиксировать количество основных партнеров.
  • Необходимо развивать региональную базу СМИ.

Региональные информационные ресурсы не являются хорошим вариантом для установления взаимного обмена ссылками, поскольку их влиятельность ниже, чем у источников федерального уровня. При этом закрепление одностороннего партнерства на условиях цитирования с указанием первоисточника может стать средством увеличения количества цитат и упоминаний. На рисунке 2 представлена аудитория цитирования парламентского СМИ, где процент региональных изданий высок. Показатели сформированы Медиалогией и доказывают необходимость осуществлять взаимодействие с региональными изданиями.

image002

Рисунок 2. Цитирование рассматриваемого общественно-политического СМИ региональными, федеральными и зарубежными медийными источниками.

  • Поиск партнеров можно осуществлять путем контент-анализа, проведенного после получения данных из систем мониторинга. То есть возможно связываться с потенциальными партнерами, которые когда-либо цитировали источник информации.
  • Отслеживать распространение эксклюзивных материалов и направлять письма тем СМИ, которые не указали первоисточник.

Таким образом, показатель цитируемости СМИ, с которым осуществлялся эксперимент, составил 0,68. Далее отмечалось падение, вместе с тем по состоянию на ноябрь 2023 года цитируемость зафиксировалась на отметке 0,50. На период с 2021 по 2022, когда работа с метрикой не проводилась, показатель удерживался на 0,25.

Трафик

Основываясь на статистике по поисковым фразам (например, в LiveInternet) рекомендуется ежедневно отслеживать поисковые запросы, анализировать их и выделять темы, которые издание могло бы продолжить развивать в эксклюзивных новостях. Также фразы можно использовать для создания текстов под SEO. Мы склонны считать эффективными два варианта:

  • работа с текстами под SEO с «нуля»;
  • работа с текстами под SEO с «исходной новости».

Первый способ подразумевает работу от поиска идеи до ее реализации, второй – основывается на анализе интереса пользователей к уже опубликованной новости на сайте. В случае выявления потенциала у конкретного текста новость предлагается расширять.

Для читателя и программ-обменок приоритетна новость из четырех абзацев и одной цитаты.

Представим показатели трафика парламентского издания в виде графика из веб-аналитической системы LiveInternet для рассмотрения эффективности приведенных рекомендаций.

image003

Рисунок 3. Изменение показателей посещаемости сайта СМИ ФС РФ.

Таким образом, выделенные и примененные рекомендации, способствовали увеличению количества ссылок на СМИ и повышению его влиятельности. Вместе с тем подчеркнем, что для улучшения показателей требуется постоянная работа над качеством текстов, активное развитие партнерского взаимодействия, а также внимательность и аналитический подход к работе с медиамониторинговыми платформами и веб-аналитическими системами.

Список литературы

  1. АПНИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://apni.ru/article/8563-strategiya-partnerstva-dlya-povisheniya-indek (дата обращения: 29.02.2024). Самоцитирование.
  2. Медиалогия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mlg.ru/ (дата обращения: 09.01.2024)
  3. AdIndex [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adindex.ru/ratings/tech/2022/305482/#305535 (дата обращения: 09.01.2024).
  4. LiveInternet [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/  (дата обращения: 09.01.2024).
  5. Seolik [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://seolik.ru/ (дата обращения: 09.01.2024).
  6. Similarweb [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pro.similarweb.com (дата обращения: 09.01.2024).
  7. Usage statistics and market shares of traffic analysis tools for websites [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://w3techs.com/technologies/overview/traffic_analysis (дата обращения: 09.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: