УДК 070

Содержательные и жанрово-стилистические особенности контента фэшн-журналистики (на примере издания People Talk)

Куличкова Полина Андреевна – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Фэшн-журналам присущи содержательные и жанрово-стилистические особенности контента, отличные от других периодических изданий. Содержание публикаций формируется исходя из функций, которые выполняют модные журналы: развлекательная, информационная, досуговая, эстетическая, рекламная. Жанр и стиль публикуемых материалов формируется исходя из потребностей и интересов целевой аудитории. На примере издания People Talk были рассмотрены такие жанры публикаций, как: статья, заметка, совет, рекомендация, интервью, репортаж, обзор, игра, а также их содержательные и стилистические особенности. 

Ключевые слова: фэшн-журналистика, жанрово-стилистические особенности текста, содержательные особенности контента, модное издание, аудитория, People Talk.

Введение

В условиях глобализации и массового распространения интернета происходит постепенное упрощение языка и сокращение сложных текстовых конструкций. Оперативность доставляемой информации стала важнее, нежели чем содержательность самого послания. Тем не менее, стоит отметить, что многие издания придерживаются привычных рамок в формулировке сообщений, сохраняя устоявшуюся стилистику текстов и форматы подачи материала. В частности, для модных журналов, как и для любого сегмента периодической печати, характерны свои особенности жанра, стиля и содержания текста.

Постановка проблемы

Стоит отметить, что для модных журналов характерны различные форматы изданий. Самым полным по содержанию и охвату тем является печатный выпуск (как правило, ежемесячный). Однако не все фэшн-журналы выпускают традиционную печатную версию (как, например, The Voice Mag) [12]. Многие журналы выпускают только онлайн-версию, она может дублировать печатную или же быть единственной уникальной версией журнала (например, The Symbol) [11]. Абсолютно у каждого модного журнала из российского сегмента есть свой сайт, который обновляется на ежедневной основе, даже если при этом выходят ежемесячные издания. Кроме этого, редакция каждого модного журнала ведет свои социальные сети, куда дублируется контент с сайта в несколько ином формате.

По жанрово-стилистическим особенностям есть различия в каждом из этих информационных каналов. Существует необходимость подстраивать контент под определенный канал и его целевую аудиторию. Даже у одного и того же издания на разных площадках может быть разная целевая аудитория.

Глянцевые журналы можно назвать самыми быстро реагирующими на внешние изменения. Они адаптируются под читательский спрос и, как следствие, публикуют наиболее актуальный контент. Не только по смысловой его части, но и по стилю в соответствии с жанром рубрики. «Медиатексты в СМИ на модную тематику отличаются стилистическими особенностями, которые выделяют их на фоне, например, общественно-политической, медицинской или спортивной журналистики» [4.С.43].

Как отмечает Е. Витиорец, «сейчас, в эпоху интенсивного развития модной индустрии, все больше исследователей рассматривают материалы данной тематики как неотъемлемый элемент массовой культуры» [3.С.85]. Исходя из критерия массовости, создается и публикуемый материал. Иными словами, он должен быть простой и понятный для широкого круга читателей.

Можно определить следующие функции, которые выполняют фэшн-журналы: развлекательная, информационная, досуговая, эстетическая, рекламная. Чаще всего, данный вид периодической печати читают по нескольким причинам: 1) для того, чтобы «переключиться» от реальных проблем и актуальных новостей; 2) получить дозу позитивных эмоций; 3) узнать последние модные тренды и новинки; 4) узнать что-либо из жизни знаменитостей; 5) из-за приверженности к одному изданию; 6) с целью занять время.

Исходя из функций модных изданий, можно определить целевую аудиторию. Контент формируется исходя из потребностей, которые читатели удовлетворяют при обращении к модным журналам. Иными словами, исходя из функций фэшн-изданий. В большинстве случаев это тексты, написанные простым языком с минимальным количеством сложных грамматических конструкций и терминов. Каждую статью или заметку сопровождает визуальный ряд, состоящий из коллажей, фото и видео материалов (в случае с диджитал-изданиями).

Материалы и методы исследования

Помимо содержательных и функциональных особенностей медиатекстов в модных журналах, можно выделить и их жанры. К жанрам фэшн-журналистики можно отнести многие жанры журналистики в целом, которые выделил Тертычный А.А. в своем учебном пособии [2]. Журналисты модных изданий используют следующие информационные жанры в создании текстов: заметки, отчеты, интервью, блиц-опросы, рубрики вопрос – ответ, репортажи с места событий. Кроме того, в модных журналах можно часто встретить такие аналитические жанры текста, как: опрос, беседа, комментарий, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, прогноз, эксперимент, письмо, рекомендация (совет). Также, в модных изданиях нередко присутствуют тексты в художественно-публицистических жанрах: очерки, житейские истории, эпиграфы, эпитафии, шутки, игры.

Каждому из жанров присущи определенные стилистические особенности, которые придают эмоциональную окраску тексту и влияют непосредственно на восприятие информации читателями. Стилистический подход к изучению лексики выдвигает проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. «Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи» [1.С.12]. Данная цитата актуальна не только по отношению к художественному произведению и устной речи, но также и к любому тексту, публикуемому в СМИ.

Результаты исследования

Примером одного из российских модных изданий может служить People Talk [8]. Это средство массовой информации, функционирующее с 2014 года в формате сайта. На платформе представлены следующие рубрики: «Мода», «Эксклюзив», «Made in Russia», «Новости», «Тесты», «Красота», «Стиль жизни», «Светская хроника». Некоторые разделы состоят из 5-10 подразделов, посвященных определенной тематике. Издание публикует контент, не только по теме моды, но также и по сопутствующим темам в сфере интересов целевой аудитории.

На главной странице представлены красочные модные фотографии крупным планом с актуальными аксессуарами и фасонами. Этим самым издание «цепляет» посетителя сайта с первых же секунд. Материал сопровождается заголовком с использованием метафоры: «Сердце подскажет: как символ любви стал неотъемлемой частью индустрии моды и почему он сейчас особенно актуален» [10]. Статья написана простым языком, в основном с использованием простых распространенных предложений. Текст сопровождается большим количеством фотографий. Эту колонку можно отнести к аналитическому жанру журналистики – мониторингу.

Материалы на сайте публикуются в различных жанрах и стилях. Например, заметка: «Настоящая Slavic Girl: Кайли Дженнер вышла в шубе российского бренда» [6]. В заголовке содержится отсылка к модному тренду Slavic Girl (главную роль в этом стиле играет шуба с длинным мехом и объемная шапка), который активно освещался в социальных сетях и фэшн-изданиях на протяжении последних нескольких месяцев. Это краткий обзор модного образа знаменитости, сопровождаемый фотографиями. Текст содержит в себе не только термины, присущие сфере моды – «it-girl», «аутфит», но и эмоционально-окрашенное слово «чертовски». Разговорные слова позволяют выстроить коммуникацию с читателем и создать иллюзию диалога.

Большое количество публикаций можно отнести к советам и рекомендациям. Например, «Какую обувь мы будем носить ранней весной 2024: 7 главных трендов» [5]. Заголовок содержит в себе не только вопрос «какую обувь мы будем носить», но и побуждение к действию (к покупке): «7 главных трендов». Статья содержит в себе описание моделей актуальной обуви на весну, каждая позиция проиллюстрирована фотографиями. Можно отметить, что именно такие советы и рекомендации в наибольшей степени влияют на формирование стереотипов потребления у аудитории.

Целый подраздел в разделе «Эксклюзив» занимает рубрика интервью. Одним из последних опубликованных материалов является следующий: «Прекрасная тема для любого писателя — учить читателя летать при помощи подручных средств: Константин Образцов о современной литературе и о том, зачем нам вообще читать» [9]. Интервью написано более стилистически нейтральным текстом, чем совет или заметка. Оно представлено в классической форме вопрос-ответ. Помимо опубликованного текста беседы, данный раздел сопровождается съемкой героя в модных образах.

Репортажам с места событий выделена целая рубрика под названием «Не могли не прийти». В качестве примера этого информационного жанра можно взять текст с таким заголовком: «Не могли не прийти: лучшие светские события с 9 по 15 февраля» [7]. В репортаже рассказано обо всех мероприятиях, прошедших в указанный период. Этот текст отличает точность описания времени и места, действующих лиц, основных событий вечера, исходя из наблюдений корреспондента. Репортаж отличает фактический и краткий стиль повествования. 

Отдельно можно отметить такой жанр журналистики, публикуемый изданием People Talk, как игра. Рубрике тесты посвящен отдельный раздел на сайте. Такая интерактивная форма взаимодействия с читателями позволяет получить наибольшее вовлечение в контент, а также удержать внимание посетителя сайта.

 Стоит отметить, что во всех публикуемых материалах издания прослеживается свой уникальный стиль. Информация подается дозированно, без лишних и отвлекающих внимание деталей. Предложения выстроены просто. Авторы текстов уходят от сложных грамматических конструкций, разделяя их на несколько предложений. Абсолютно все статьи сопровождаются крупными картинками или фотографиями с тем, чтобы читателю было проще и легче воспринимать информацию.

Заключение

В результате исследования были выявлены содержательные и жанрово-стилистические особенности текстов модного издания People Talk. Основным их критерием является простота, использование лексики, присущей сфере моды, а также дополнение визуальным рядом. Журнал публикует материалы в разных жанрах, таких как: статья, заметка, совет, рекомендация, интервью, репортаж, обзор, игра. Каждому из жанров присущи свои стилистические особенности, такие как формат подачи материала (например, вопросно-ответная форма); использование терминов из сферы моды и словосочетаний, определяющих актуальные тренды; употребление разговорных слов (у читателя создается иллюзия диалога); скрытое побуждение к действию.

Список литературы

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: учебное пособие / И.Б. Голуб. – Москва : Айрис-Пресс, 2010 – 314 с.
  2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А. А. Тертычный. – Москва : Аспект Пресс, 2000. – 312 с.
  3. Витиорец Е. Типологические особенности fashion-изданий // Журналистика-2018. Материалы 20-й междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.М. Самусевич. Минск, 2018. – С. 84-86.
  4. Жанровые и стилистические особенности фэшн-журналистики в журнале «Burda Style» / Ахмадьянова Э. И., Галечко-Лопатина В. Д. // Постулат. – 2023. – No 5. – С. 42-48.
  5. People Talk. Какую обувь мы будем носить ранней весной 2024: 7 главных трендов // People Talk. – 17 февраля 2024. – URL: https://peopletalk.ru/article/kakuyu-obuv-my-budem-nosit-rannej-vesnoj-2024-7-glavnyh-trendov/ (дата обращения: 17.02.2024).
  6. People Talk. Настоящая Slavic Girl: Кайли Дженнер вышла в шубе российского бренда // People Talk. – 15 февраля 2024. – URL: https://peopletalk.ru/article/nastoyashhaya-slavic-girl-kajli-dzhenner-vyshla-v-shube-rossijskogo-brenda/ (дата обращения: 15.02.2024).
  7. People Talk. Не могли не прийти: лучшие светские события с 9 по 15 февраля // People Talk. – 16 февраля 2024. – URL: https://peopletalk.ru/article/ne-mogli-ne-prijti-luchshie-svetskie-sobytiya-s-9-po-15-fevralya/ (дата обращения: 17.02.2024).
  8. People Talk: официальный сайт. – URL: https://peopletalk.ru/ (дата обращения: 10.02.2024).
  9. People Talk. Прекрасная тема для любого писателя — учить читателя летать при помощи подручных средств: Константин Образцов о современной литературе и о том, зачем нам вообще читать // People Talk. – 16 февраля 2024. – URL: https://peopletalk.ru/article/prekrasnaya-tema-dlya-lyubogo-pisatelya-uchit-chitatelya-letat-pri-pomoshhi-podruchnyh-sredstv-konstantin-obraztsov-o-pereotsenennyh-avtorah-problemah-sovremennoj-literatury-i-o-tom-zachem-nam-voobshh/ (дата обращения: 18.02.2024).
  10. People Talk. Сердце подскажет: как символ любви стал неотъемлемой частью индустрии моды и почему он сейчас особенно актуален // People Talk. – 6 февраля 2024. – URL: https://peopletalk.ru/article/serdtse-podskazhet-kak-simvol-lyubvi-stal-neotemlemoj-chastyu-industrii-mody-i-pochemu-on-sejchas-osobenno-aktualen/ (дата обращения: 10.02.2024).
  11. The Symbol: официальный сайт. – URL: https://www.thesymbol.ru/ (дата обращения: 05.02.2024).
  12. The Voice Mag: официальный сайт. – URL: https://www.thevoicemag.ru/ (дата обращения: 05.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: