УДК 009

Развитие российского телевидения в конце 20-х и начале 21 века

Зорин Кирилл Александрович – доцент кафедры Журналистики Московской финансово-юридической академии

Нестеренко Никита Андреевич – магистрант Московской финансово-юридической академии

Аннотация: В статье рассматривается история развития российского телевидения с начала 80-х годов 20 века по начала 10-х годов 21 века. Затрагивается период распада СССР и описание телевидения времен 80-х годов СМИ с конкретной образовательной целью. После распада СССР и приходит к власти новых людей повлек за собой изменения в телевидении, появлении частных телеканалов, трансформация идеи телевидения «образовывать» в «зарабатывать и развлекать». В конце затрагивается современные реалии телевидения, эволюция идеи ТВ в «образовывать и развлекать», появление жанра «инфотеймент» и изменения образа телезрителя.

Ключевые слова: телевидение, СМИ, Россия, СССР, информационно-развлекательный, инфотеймент.

СМИ, в частности телевидение всегда олицетворяло отражение общественных тенденций, настроений и интересов людей. Соответственно телевидение никогда не было константой и видоизменялось вместе с обществом, в котором СМИ находилось. Этот тезис легко подтверждается, если посмотреть на историю России и историю развития телевидения, которые идут и развиваются параллельно друг другу. На творческий подход к работе и созданию новых видов телевизионных программ влияет два фактора: технические возможности и общественные потребности. И в конце 80-х годов 20 века эти два фактора совпали по актуальности и смогли породить смелые, доселе невиданные передачи, как например «Взгляд», «600 секунд», «До и после полуночи» и т. д.

Ослабление контроля со стороны государства, и в последствии распад СССР позволил возникнуть новым, частным компаниям, которые не были скованы различными политическими оковами, и что самое главное, техническая составляющая часть этих телеканалов позволяла им стать самодостаточными и качественными телеканалами. Уже в 90-х годах можно было сказать, что телевидение кардинально изменилось, и отбросило потребность в выполнении различных нравственных и пропагандистских целей, так как частные компании интересовала прибыль. Можно выделить несколько тезисов, которые помогли реформам в телевидении произойти:

  • Коллективные усилия политических деятелей, придерживающихся демократических взглядов, направленных на изменение и впоследствии устранения СССР
  • Новизна бизнеса в телевидении позволила предпринимателям идти на эксперименты, не оглядываясь на негативный опыт, как это было в других сферах.
  • В период распада СССР демократическое руководство не имело перед собой цели заняться контролем телевидения, так как перед ними стояли куда более важные задачи.
  • Изменение политики изоляционизма позволило наладить более объемный медийный обмен между СССР и другими странами.
  • Повсеместном внедрении в работу самых передовых технологий в теле и радио сфере [3, с. 7].

Конец 20 века в России – время важнейших изменений во всех ключевых сферах жизни обычных людей, из-за чего и изменились сами люди, «которые отбросили постыдную психологию «винтиков» государственной машины и превращающихся в личности» [1, с. 63]. И все эти факторы конечно же не могли не оказать влияния на телевидение, которое видоизменилось и в начале 21 века его можно разделить на три группы: государственное, коммерческое, общественное [7, с. 42]

По словам В. Познера, «телевидение стало чрезвычайно коммерческим и выдает ту продукцию, которая пользуется наибольшим успехом у широких зрительских масс» [2].

Распад СССР в 1991 году повлек за собой не только экономические изменения, но и изменение органах управления на телевидении. Из-за перестройки системы управления, в которой до этого была только вертикальная структура взаимодействия каналов, телевидение поменяла вектор развития на горизонтальное взаимодействие между телеорганизациями, что породило две новые группы, на которые делились телеканалы: на те, что занимаются вещанием и на те, что занимаются созданием программ. К первой категории можно отнести, например ОРТ или 5-й канал, а вторая группа состояла из «ВиД» Любимова, «Игра» Ворошилова и т. д. Но между первой и второй группой не мог не возникнуть посредник, который бы являлся связующим звеном. Среди таких организаций можно выделить как пример «Мост Медиа» и др.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что изменения произошли кардинальные. Раньше, телевидение делилось лишь на две группы: центральное, которое было частью Гостелерадио СССР, и местное телевидение, которое транслировалось только на какой-то конкретный регион. Но теперь, в конце 20 века, все сильно усложнилось и стало делиться:

  • по способу трансляции: эфирное, спутниковое, кабельное;
  • по типу деятельности: вещательные, создающие программы, дистрибьюторы;
  • по принципу образования: из старых структур и новообразованные;
  • по охвату аудитории: общероссийские, межгосударственные, региональные, местные;
  • по способу распространения телесигнала: общенациональные и сетевые;
  • по специализации программ: общие и специализированные;
  • по финансированию: бюджетные и самофинансируемые;
  • по форме собственности: государственные, негосударственные, смешанные компании с участием зарубежных инвесторов [4, с. 20].

Все события, которые произошли после распада СССР, как например, роспуск Гостелерадио СССР и создание частных каналов, отмена цензуры, рост популярности прямых эфиров, сподвигли журналистов на создание новых жанров и поиск новых границ в журналистском творчестве. Подобные веяния коснулись не только маленькие каналы, которым не страшны эксперименты, но даже на самых крупных каналах переписывался устоявшийся свод правил для удержания зрителя. Так, например, на главных телеканалах страны стали заменять новости с производств и достижений рабочих на различные остросоциальные темы: преступность, наркомания, эпидемия СПИДа и т. п. При этом вся новостная сетка стала переполнятся негативом и серьезностью, а отсутствие на тот момент опыта в создании развлекательных программ вынудили телевизионщиков прибегнуть к закупке авторских прав на показ различных дешевых латиноамериканских сериалов, дабы разгрузить зрителя и помочь ему расслабиться. И подобные сериалы вызывали у зрителей неподдельный интерес.  Но самое интересное это то, что в дальнейшем на отечественное телевидение стали закупать права не только на сериалы, но на целые форматы и жанры, и благодаря подобным адаптациям зарубежных форматов, российское телевидение смогло обогатиться такими жанрами как ток-шоу, реалити-шоу, телевикторина. И эти жанры снискали еще больший успех и популярность, чем сериалы до этого.

Но у этих событий есть и негативная сторона. Подобное адаптирование форматов хоть и снискало популярность среди населения, но нельзя было сказать, что эти передачи являли собой пример для подражания других. Низкое качество самих передач очень бросалось в глаза. Например, передачи жанра ток-шоу не смогли ассимилироваться на российском телевидении и пестрили различными спорными темами, такими как жестокость, насилие физические и сексуальное. Подобные передачи обычно снимали в дешевом павильоне и сразу несколько выпусков подряд, что естественно понижало качество самой передачи. Можно сказать, что телепередачи стали ориентироваться на остросюжетность и скандалы, то есть взяли за основу своих передач попытку вызвать у зрителя быстрые яркие эмоции. Подобные передачи затмили в эфирной сетке образовательные, которые были популярны еще в СССР.

С.Н. Ильченко выразил мысль о взаимосвязи событий в обществе в начале 90-х и оказанное ими влияние на жанровую специфику ТВ программ: «Расширение жанрового многообразия отечественного телевещания является объективным процессом, который напрямую связан с тем обстоятельством, что бизнес-составляющая в практике аудиовизуальных СМИ стала в нынешних условиях доминирующей. Борьба за аудиторию приводит к демонизации рейтинга как показателя экономической успешности того или иного субъекта телевещания. А это, в свою очередь, выводит в лидеры популярности не только программы, принадлежащие к информационному сегменту телеэфира, но и те передачи, которые ориентированы прежде всего на развлечение аудитории» [5, с. 45].

Также новинкой для российского телевидения стали передачи, направленные на развлечение телезрителей посредством внедрения в эти передачи игровых элементов, как например в викторинах или в ток-шоу. Конечно же, большинство новых жанров не вписывались в устоявшиеся концепции телевизионных жанров. Одной из причин новизны для российского гражданина являлось появление жанра инфотеймент – слово, образованное из сочетания английских слов information(информации) и entertainment(развлечения). При традиционном журналистском подходе внутри отдельных медийных средств (в том числе и телевидения) игнорируется наличие каких-либо иных составляющих, кроме журналистского ядра, существующего в виде информации, аналитики и художественной публицистики [6].  

Стоит отметить и тот факт, что функции телевидения также подверглись изменениям. В начале 90-х готов окончательно сформировалась экономическая функция телевидения. Под этим подразумевается, что телевидение начало стремиться к увеличению аудитории телепрограмм из-за рекламы и прибыли, которую эта реклама дает. Соответственно телевидение изменило курс на увеличение прибыли и аудитории, от чего общее качество подготовки программ стало стремительно падать. А это ведет к «понижению порога социокультурных процессов и далее к маргинализации уровня телевизионных программ» [7, с. 68–69]. Фокус внимания сместился на развлекательный сегмент из-за появления экономической составляющей на ТВ. Для большинства отечественных практиков электронных СМИ известный девиз корпорации ВВС «Информировать. Поучать. Развлекать» трансформировался в «Развлекать. Информировать. Поучать» [5, с. 30].

Традиционные функции СМИ «трансформируются в прикладные и прагматические, превращая его в средство массовой коммуникации, то есть целенаправленного и осмысленного воздействия на аудиторию...» [3, с. 103]

Зрелища, которые будут развлекать, цеплять за живое и заставлять чувствовать примитивные эмоции – вот, что нужно современному зрителю ТВ. И подобные желания телезрителей поощряются создателями передач, совершенно забыв про когда-то первостепенную просветительскую задачу телевидения. В пример здесь можно привести телеканал НТВ и множество ток-шоу с этого канала, при просмотре которых становится понятно, насколько, может быть, безыдейный и коммерциализированный тип подобных передач.

И несмотря на вышесказанный тезис, важно отметить, что есть и другая сторона монеты, которая демонстрирует нам явный рост в запросе на качество среди зрителей подобных передач. Существует большой процент зрителей, которых уже не устраивает низкое качество передач, и их недовольство можно увидеть в том, что низкокачественные передачи постепенно исчезают из эфирной сетки. Происходит эволюция жанров, как когда-то развлекательный жанр заменил познавательный жанр, теперь же информационно-развлекательный жанр заменяет все остальные, выходя на первые места в различных статистиках по популярности жанров на ТВ.

Суть информационно-развлекательного жанра как раз и скрывает в себе ответ на вопрос: как привлечь все больше аудитории на ТВ? Все на самом деле очень просто. Сегодняшний потребитель контента с ТВ уже не хочет просто поглощать развлекательный контент, который не несет в себе чего-то большего. В настоящее время есть запрос среди телезрителей на новую интересную информацию, завернутую в необычную обертку, то есть в игровую. Зритель хочет потреблять контент, связанный как с общемировыми событиями, так и с его узконаправленными интересами, при этом должен соблюдаться информационно-развлекательный жанр. Это также связано с акселерацией медиа в жизни человека, что заставляет людей потреблять все больше информации за меньший временной отрезок. И если аккумулировать все вышесказанное, то информационно-развлекательный жанр, или инфотеймент, как раз и является способ удовлетворить потребности современного телезрителя, и не только телезрителя, но и любого человека, желающего потратить время на потребление информации в легкой, доступной форме. Ильченко справедливо отмечает, что «смешанная в различных пропорциях серьезная информация о политике, экономике и развлечениях стала основой большинства телевизионных жанров для прайм-тайм – новостей, викторин, лотерей, игр, ток-шоу» [5, с. 44].

Телевидение прошло большой путь, от создания программ по «методичке», до создания передач чисто ради прибыли, при этом минимизировав затраты на производство. Но в настоящий момент, телережиссеры и создатели контента нашли золотую середину между желанием заработать деньги и повысить качество их творений. Можно заметить, что сегодня не только Россия закупает зарубежные франшизы для адаптации, а наоборот, Россия производит достаточно качественный и интересный продукт, который другие страны с большим удовольствием приобретут и будут транслировать у себя. Это очевидно показывает на желание отечественных производителей стать более презентабельными перед мировой общественностью. И у них достаточно хорошо получается. Этот тезис также подкрепляет тот факт, что популярность подобных программ растет и на российском рынке. Российский зритель все с большей охотой готов тратить время на просмотр интересных передач, и производители видя это готовы вкладывать все больше сил и денег на производство все более интересного продукта.

Подводя итог, можно сделать вывод, что к нынешнему состоянию телевидение привело множество различных факторов, как например распад СССР, приватизации каналов, переходу на рыночные экономические отношения, что позволило создавать людям собственные телеканалы. Все это и еще многие другие события повлияли на современное телевидение, сделав его конкурентной средой, в которой каждый канал стремится захватить внимание зрителя, повышая качество программ.

Список литературы

  1. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004.
  2. Познер В. Перспективы нашего телевидения: пресс-конференция. 2008. 1 окт. URL: www.lenta.ru
  3. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.
  4. Закон РФ «О средствах массовой информации». Ст. 31 // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996.
  5. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб., 2006.
  6. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004.
  7. Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! / под ред. Я. Н. Засурского. М.

Интересная статья? Поделись ей с другими: