УДК 070.13

Визуальные коммуникации в современной журналистике: проблемы и перспективы

Цзинь Тяньхао – бакалавр Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Цель работы заключается в изучении основных проблем, которые связаны с внедрением и применением инструментов визуальной коммуникации в современной журналистике, и перспектив ее развития. В работе рассмотрено понятие визуальной коммуникации и перечислены его основные особенности. Проанализированы основные проблемы, которые возникают при использовании инструментов визуальной коммуникации в современной журналистике. Перечислены основные перспективные направления развития визуальной коммуникации в современной журналистике. В заключение работы сделан вывод о высокой перспективности дальнейшего развития данного направления и необходимости продолжения работ в нем.

Ключевые слова: визуальная коммуникация, журналистика, информация, инфографика, медиасфера.

В настоящее время темпы развития журналистики достигли невиданных ранее высот. Одновременно с этим происходит существенное повышение скорости обмена появляющейся информацией, возникают все новые каналы для ее трансляции, формируются новые контенты и т.п. Несомненно, что на данные процессы оказывает существенное влияние комплекс факторов, связанных как с внутренней, так и со внешней средой [1].

В подобных условиях визуальные коммуникации выступают в качестве наиболее эффективного инструмента, который позволяет организовать процесс межличностного взаимодействия в современной жизни. С помощью визуальной коммуникации становится возможным привлечь внимание конечных потребителей информации посредством различных инструментов [2].

Все вышесказанное позволяет с уверенностью говорить о том, что визуальная комуникация в настоящее время привлекает к себе достаточно высокий интерес (особенно в сфере журналистики), в связи с чем представляется актуальным изучить ее особенности, проблемы внедрения и перспективы развития.

Для того, чтобы визуальная коммуникация была наиболее эффективной, она должна обладать характерным набором свойств и функций. Для их определения необходимо определиться с понятием данного термина. При анализе научной литературы можно выделить несколько взглядов на трактовку понятия «визуальная коммуникация» научными исследователями:

- исследователи Ю. Борисовский, Н. Семина и С. Соболев под визуальной коммуникацией понимают систему указателей, с помощью которых конечный пользователь может эффективнее сориентировать в окружающем его пространстве и получить всю требуемую ему информацию;

- исследователь Р. Хембри понимает под визуальной коммуникацией систему, состоящую из таких элементов, как речь, язык и образы, предназначенную для формирования сообщений, которые будут наиболее легко восприниматься конечным пользователем и дадут ему всю необходимую информацию;

- авторы Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко в рамках совместной книги «Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник» под визуальной коммуникацией понимают совокупность визуально-графических элементов, с помощью которых решается определенный круг задач, таких как ориентированность конечного пользователя, насыщение его необходимой информацией, а также контроль в определенных ситуациях.

Исходя из анализа имеющейся информации, можно дать собственное определение визуальной коммуникации - это совокупность визуально-графических элементов, которые обязаны быть легко читаемы и должны иметь приятное эстетическое оформление для того, чтобы конечный пользователь мог легко ориентироваться в пространстве и получать всю необходимую для него информацию, а также осуществлять контроль в определенных ситуациях.

Среди ключевых особенностей визуальной коммуникации в настоящее время можно выделить:

- необходимость владения знаков всем набором свойств, присущих визуальной коммуникации;

- сочетание нескольких отличных друг от друга функций;

- возможность оказания непосредственного влияния на конечного пользователя;

- универсальность размещения и произвольная форма представления;

- произвольное время действия [3].

К числу основных функций визуальной коммуникации в современной журналистике можно отнести:

- информационную, которая заключается в непосредственной передачи информации от ее источника к конечному потребителю;

- экспрессивная, которая подразумевает, помимо наличия способа передачи данных, методы, предназначенные для ее оценки;

- прагматическая, которая заключается в наличии возможности трансляции коммуникационной установки, оказывающей непосредственное воздействие на конечного потребителя.

Среди основных преимуществ визуальной коммуникации можно выделить:

1 Эффективность. Большую часть информации человек получает с помощью зрения. На её обработку уходит меньше времени, чем на текст. Так она легче считывается и запоминается.

2 Универсальность. Визуальная коммуникация создаёт общий язык общения, который могут понять люди разных национальностей. Она облегчает диалог и снижает языковые барьеры.

3 Вовлечение. За счёт визуальной коммуникации можно воздействовать на эмоции людей и вызывать ассоциации. В дальнейшем это формирует доверие клиентов к бренду.

Несмотря на то, что в настоящее время инструменты визуальной коммуникации получают все большее распространение в сфере журналистики, существует ряд проблемных вопросов, которые не дают наиболее полно раскрыться данному процессу. Среди таких проблем можно выделить следующие:

- барьеры, возникающие в результате негативного воздействия факторов внешней среды (различные акустические проблемы, искажение в трансляции информации и т.п.);

- барьеры, возникающие в результате технического воздействия (проблемы в работе техники, реакция на определенную информацию и т.п.);

- проблемы, связанные с человеческим фактором (возникают из-за различной степени восприятия конечного потребителя, его реакции на получаемую информацию и т.п.);

- проблемы, связанные с человеческой психологией (индивидуальные черты личности, различного рода препятствия, возникающие при получении информации и т.п.);

- проблемы, связанные с межличностной коммуникацией (жесткость в общении, негативное настроение и т.п.);

- барьеры, связанные с восприятием получаемой информации (непонимание образов, недостаточное представление информации и т.п.) [4].

Для устранения данных проблем требуется продолжать работы по совершенствованию и развитию использования визуальной коммуникации в журналистике. Особенное внимание должно уделяться разработке новых форм визуальной коммуникации, а также вопросам общественной ответственности визуальной коммуникации в Интренет-сети. Игнорирование этого аспекта деятельности некоторыми интернет-СМИ, злоупотребление свободой слова способствует понижению их уровня деятельности до развлечения публики и массового производства «фаст-фудовской» информации. Такие случаи служат демонстрацией существования проблемы формирования контентного наполнения веб-сайтов, ставя под сомнение даже технологическое преобразование медиа-системы, предназначенное для его улучшения.

Современным подходам для создания визуального продукта в веб-интернете необходима разработка новых мер ответственности для коммуникативного поведения интернет-СМИ и их аудитории [5].

В заключении работы хотелось бы отметить, что развитие современной журналистики и рекламы становится невозможным без широкого использования в них различных форм визуальной коммуникации. С ее помощью становится возможным наиболее эффективно распланировать и спрогнозировать всю рабочую деятельность в сфере журналистики и рекламы, повысив, тем самым, эффективность их функционирования. Выбор определенного инструмента определяется достаточно большим количеством внешних факторов, таких как интересы группы конечных потребителей, исходные задачи, технические ресурсы и т.п. В связи с вышесказанным стоит отметить важность продолжения работ по развитию данного направления, что, несомненно, позволит наиболее полно раскрыть все возможности визуальной коммуникации в данных сферах.

Список литературы

  1. Абызова А.В. Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды / А.В. Абызова // Молодой ученый. - 2022. - № 44 (439). - С. 282-284.
  2. Чжан К. Визуальные коммуникации как современная тенденция развития журналистики / К. Чжан // Научный аспект. - 2023. - № 2 (8). - С. 858-863.
  3. Савинова С.В. Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация / С.В. Савинова, А.А. Харунжева // Концепт. - 2016. - № 18. - С. 139-146.
  4. Ли Л. Визуальные коммуникации как перспективное направление развития журналистики / Л. Ли, Ц. Ли // Научный аспект. - 2023. - № 11 (22). - С. 2685-2691.
  5. Дорощук Е.С. Визуальные технологии как средство стимулирования образовательной активности будущих журналистов / Е.С. Дорощук // Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований: материалы II Международной научно-практической конференции. Челябинск, 28–29 апреля 2022 года. - Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета, 2022. - С. 163-169.