УДК 93

Н.К. Крестовников (1831-1904 гг.)  как публицист: меры против контрафакций и фальсификаций в промышленности и торговле

Фан-Юнг Герман Юрьевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры Cоциально-гуманитарных дисциплин Поволжского государственного университета физической культуры, сервиса и туризма,

Аннотация: В этой статье её автором предпринята попытка кратко описать, на примере потребительского рынка г. Казани во II половине XIX столетия, проблему защиты товарных знаков и практические меры, предпринимаемые дореволюционными отечественными «фабрикантами» в целях противодействия фальсификации брендов в промышленности и торговле.

Ключевые слова: рыночная экономика, индустриальная революция, модернизация России, Великие реформы императора Александра Второго, дореволюционная химическая промышленность, Казанский стеариново-мыловаренный, глицериновый и химический завод-«великанъ» фирмы братьев Крестовниковых.

Как справедливо отметил Карл Ясперс, «… только европейский тип развития привёл к веку техники …» [1, с. 89], т.е. к индустриальной революции, изменившей мир. Стремление перейти к указанному «европейскому типу развития» означало бы для любой страны преодоление пережитков традиционного общества и отказ от многовековой архаики в пользу прогрессивного развития. Понимание необходимости подобного «перехода» было основой, как внешнеполитической, так и внутриполитической деятельности, таких выдающихся деятелей мировой истории как Пётр Великий, Александр Второй, Муцухито, Мустафа Кемаль Ататюрк и др.

Важнейшей, на наш взгляд, основой прогрессивного, на тот момент, «европейского пути развития» выступало «свободно развивающееся меновое хозяйство» [2, с. 24], неотъемлемыми признаками которого были и остаются: нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, свободное ценообразование  и свободная конкуренция. В рамках подобной экономической модели, обозначаемой учёными-экономистами как «рыночная модель экономики» или рыночная экономика,   «человек – не средство производства, как поле, плуг и лошадь, а цель всего процесса, получающего своё значение лишь по отношению к интересам человека» [2, с. 9]. Иными словами, рыночная экономика стремится удовлетворить массовый спрос, и она ориентирована исключительно на массового потребителя.

Индустриальная революция, начавшаяся во II половине XVIII столетия в Великобритании, уже в I половине XIX века охватила США и наиболее передовые страны Европы. В это же время, медленно, но неуклонно, аналогичный процесс  начался и в России [3, с. 63]. Об этом свидетельствуют, например, факты основания многих крупных механизированных производств уже в 1830-х–1850-х годах, которые были способны оказывать влияние на динамику социальных отношений в местах их постоянной дислокации. Подобные, ещё весьма редкие для России, предприятия вполне соответствовали научному представлению о передовых и механизированных производствах, использовавших наёмный труд. И, следовательно, могут быть обозначены как «новейшие капиталистические фабрики» [4, с. 7].

01(13) июня 1855 года ст.ст. в г. Казани московскими предпринимателями, братьями Крестовниковыми, было основано передовое и наукоёмкое химическое производство, невиданное ранее для города и региона – Казанский стеариново-мыловаренный, глицериновый и химический завод [5]. Накануне основания «крестовниковского завода-«великана» региональная промышленность находилась на крайне низком уровне механизации: подавляющее большинство т.н. «промышленных заведений» относилось к полукустарным производствам, но несколько производств следует отнести к капиталистическим мануфактурам. А казанское мыло, знаменитое когда-то,  «… варили, как и 100 лет назад, качество его с годами даже ухудшалось» [6, с. 13]. Таким образом, имевшиеся полукустарные предприятия, во-первых, не могли удовлетворить непрерывно растущий потребительский спрос, к примеру, на упомянутое мыло; во-вторых, не были способны на равных конкурировать с Казанским заводом фирмы братьев Крестовниковых. Аналогичная картина наблюдалась и в других отраслях регионального промышленного производства.  

В итоге, на рынке стали появляться фальсификаты (простые подделки), качество которых не соответствовало качеству существовавших брендов. Другой, наиболее распространённой формой недобросовестной конкуренции стала контрафакция, т.е. «… введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг» [7, с. 356].  Уточним, что указанные формы недобросовестной конкуренции, как и многие другие, были запрещены ещё Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 года [7, с. 356].   

После юридической отмены крепостного права, последовавшей на основании Высочайшего манифеста от 19 февраля (3 марта) 1861 года ст.ст., процесс модернизации России  заметно ускорился, т.к. начал формироваться нормальный рынок труда. Не вызывает сомнения, что, невзирая на определённые «болезни роста», это способствовало нарастающему, затем, бурному развитию российской промышленности. Таким образом, «разрыв» между полукустарными заведениями и механизированными производствами значительно увеличился. Это, на наш взгляд, исключало возможность добросовестной конкуренции между ними, став важнейшей причиной «контрафакций и фальсификаций в промышленности и торговле».  

Указанная проблема была характерна, и для Казанской губернии, и для её административного центра. Отметим, что региональная промышленность распределялась неравномерно: «… собственно на город Казань приходится почти ½ всех фабричных заведений губернии, которые вырабатывают ¾ всей ценности фабричных изделий губернии» [8, с. 354]. Следовательно, не будет преувеличением обозначить г. Казань как наиболее значимый в экономическом отношении город одноимённой губернии. Таким образом, значительная часть случаев недобросовестной конкуренции была зафиксирована именно в административном центре Казанской губернии. 

Так, в 1889 году регион стал «… центром изготовления смеси маргарина низкого качества и сливочного масла … . Фальсификаторы выдавали свою продукцию за «сливочное масло Образцова» [9, с. 122]. Настоящее масло, которое производилось на предприятии В.Образцова, было высочайшего качества, соответствуя понятию «региональный бренд». Закономерно, что фальсификаты, выдававшие себя за известный бренд, наносили ещё и репутационный ущерб. Аналогичный случай произошёл и с попытками подделки знаменитой казанской водки, выпускавшейся заводом Д.И. Вараксина («Товарищество Казанского водочного завода»(«ТКВЗ»)). Эта водка по праву относилась к одному из региональных брендов: «не случайно одно из названий водки в Казани  – «вараксинская влага» [9, с. 133]. «Это использовали торговцы-мошенники. Марка «ТКВЗ» подделывалась наиболее часто. Под ней продавалась водка других заводов, худшая по качеству …» [9, с. 132]. Пострадал от мошенников и Казанский завод фирмы братьев Крестовниковых. Например, «в 1873 году в их жестянках под видом олеина продавалось свиное сало, о чём и предупреждалась публика» [9, с. 137].

Один из семерых братьев-основателей Казанского стеариново-мыловаренного, глицеринового и химического завода, Николай Константинович Крестовников, осознававший опасность указанных проявлений недобросовестной конкуренции, посвятил этому вопросу одну из своих опубликованных работ [10]. Важнейший вывод, к которому пришёл Н.К. Крестовников по данной проблеме, состоял в том, что, помимо карательных мер (штрафы, аресты, конфискации и пр.), «было бы чрезвычайно полезно открыть постоянное правительственное техническое бюро с целью получать путём исследования верную оценку качества, веса и меры товаров, обращающихся в торговле …» [10, с. 12]. 

На основании изложенного выше можно утверждать, что данный тезис Н.К. Крестовникова есть не только некий «частный случай», но одно из объективных подтверждений тезиса о возможности использования успешного опыта, накопленного дореволюционным предпринимательским сообществом, в условиях современной России.

Список литературы

  1. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: [пер. с нем.] / К.Ясперс. – М.: Политиздат,1991. – 527 с. – (Мыслители XX в). – Текст: непосредственный
  2. Туган-Барановский, М.И. Основы политической экономии / М.И.Туган-Барановский. – Изд.-е 2-е, переработанное. – С.-Пб.: Изд.-е книж. Склада «Право»,1911. – 512 с. – Текст: непосредственный
  3. Ульянова, Г.Н. Купчихи, дворянки, магнатки: Женщины-предпринимательницы в России XIX века / Г.Н. Ульянова. – М.: Новое литературное обозрение, 2021. – 352 с.: ил. (Серия: «Что такое Россия»). – Текст: непосредственный
  4. Туган-Барановский, М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX в. (перепечатано с 3-го изд.-я 1907 г). / М.И. Туган-Барановский. – в 2-х ч. – М.: Изд-во «Московский рабочий», 1922. – 430 с. – Текст: непосредственный
  5. Фан-Юнг,Г.Ю. Завод-«Великанъ» (основные этапы истории Казанского предприятия фирмы братьев Крестовниковых в 18551917 гг.): монография. / Г.Ю. Фан-Юнг. Казань.: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2020.234 с. – Текст: непосредственный
  6. Ключевич, А.С. История Казанского жирового комбината им. Мулла-Нур Вахитова (1855 – 1945): монография. / А.С. Ключевич. – Казань.:Татгосиздат,1950. – 280с.: с ил. – Текст: непосредственный
  7. Круглова, Н.Ю. Коммерческое право: учебник / Н.Ю.Круглова. – 4-е изд.-е, перераб-е и доп.-е. – М.: Изд-воЮрайт, 2011. – 748 с. – (Основы наук). – Текст: непосредственный
  8. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Казанская губерния. / Сост. М.М. Лаптев – в 39 тт. – Т.8.– СПб.: Воен. тип.,1861. – 615 с.
  9. Галанин, С.Ф. Казань и казанцы: реклама второй половины XIX века: монография / С.Ф.Галанин. – Казань: изд-во Казан. Гос. техн. Ун-та, 2008. – 238 с. – Текст: непосредственный
  10. Крестовников, Н.К. Меры против контрафакций и фальсификаций в промышленности и торговле. / Н.К. Крестовников. – М.:Унив.тип.,1889. – 16 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: