УДК 94.47

Возрождение деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны в г. Омске

Зацепин Евгений Алексеевич – аспирант кафедры Отечественной истории Алтайского Государственного Педагогического Университета.

Аннотация: В данной статье автор рассуждает о возрождении деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны в городе Омске. В ней он рассуждает о том, что процесс открытия церквей в городе Омске проходил в непростой обстановке. Церковь постоянно находилась под наблюдением местных властей. 

Ключевые слова: Омский городской совет депутатов трудящихся, Крестовоздвиженская церковь, обряд крещения, обряд отпевания, священник А.Л. Петров.

К началу Великой Отечественной войны в Западной Сибири действовала только одна церковь, которая находилась в г. Новосибирске. Все остальные к началу войны прекратили свое существование, они были либо разрушены, либо перестроены, или переданы под различные сельскохозяйственные или культурные нужды. Государство сознательно шло на подобные меры, стараясь искоренить Русскую православную церковь, но начавшаяся Великая Отечественная война, помешала властям довести свой план по уничтожению Русской православной церкви до конца.

Однако стоит отметить, что после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и Сталинградом, руководство СССР начинает интересоваться состоянием духовной жизни в стране. В Западной Сибири деятельность Русской православной церкви, находится под наблюдением властей, но это не мешает верующим и духовенству проявлять активность. 

Стоит заметить, что как раз на местах и начались первые подвижки прихожане все более активно начали заявлять о себе, так называемый «первый звоночек» прозвучал в Омске, здесь 7.03.1943 г., решением Омского городского Совета депутатов трудящихся зарегистрирована Крестовоздвиженская община верующих [1 л.8-11]. Уже 2.08.1943 г. общине передано здание Крестовоздвиженской церкви и возвращена часть церковного имущества.

В Омской области к началу ВОВ так же не было ни одной действующей церкви и здесь власти к началу ВОВ особенно не заботились о настроениях верующих. Причем не будет преувеличением утверждать, что местные власти решили на начальном этапе ВОВ, что религия и чувства верующих должны отойти на второй план. Конечно они могли так подумать, потому что государство само давало понять, что в период 1941 – 1942 гг., не до нужд РПЦ и контролировать работу местных властей и выискивать людей, религиозные права которых были нарушены просто нет возможности, а местные власти этим пользовались, контроль то все-таки осуществлялся не за открытие церкви, а наоборот за тем, чтобы их было как можно меньше. Например, в Называевском районе Омской области к началу ВОВ закрыто 6 церквей 2 не используются в 4-х оставшихся находится зерно. В деревни Лески этого же района Никольская церковь каменная, остальные деревянные [2 л.45]. Создается впечатление, что чиновники Омской области в какой-то момент оказались не дальновидными, не могли они предположить, что в дальнейшем государство станет обращать внимания на нужды церкви. Как итог после окончания ВОВ все эти здания, кроме каменного храма, нуждались в капитальном ремонте, да и к тому же в них не было внутреннего оборудования. Больщеуковский район здесь к началу ВОВ закрыты все 5 церквей причем все они закрыты по решению самих жителей [3 л.45]. Здесь надо сделать оговорку власти на местах не только в Омской области, но, например, и в городе Томске (город входил в состав Новосибирской области до 13 августа 1944 г.) создавали такие условия, что желающие возобновить деятельность церкви сами потом отказывались от своих намерений, а в формулировках местных чиновников говорилось что церковь закрыта по решению граждан на общем собрании. Еще одна формулировка которую мы так же должны подвергнуть анализу, и которая так же фигурирует в документах по закрытию храмов «…механически прекратила свое существование…». Такие решения можно встретить в документах чиновников Когановического района Омской области здесь к началу ВОВ закрытыми оказались 6 церквей 3 из них прекратили свое существование механически [4 л.49]. Формулировка довольно расплывчата, но мы можем предположить, что эти церкви просто перестали посещать и местные власти увидев это закрывали их, а сами здания передавали под нужды колхоза или переоборудуя их, например, под школу.

В 1944 г., и весь 1945 г., в Омской области духовная жизнь становится все более активной, люди все чаще посещают церковь и совершают религиозные обряды и таинства в этот период времени зафиксировано крещений 952, браки 35, отпевания 436. Статистика не такая внушительная как в Новосибирской области, но уполномоченный Плотов отмечает, «…в Никольской церкви города отмечены случаи венчания офицеров…» [5 л.13об]. Случаи венчания, конечно были, но проходили они тайно, что бы про это никто не знал, старались даже близких родственников не оповещать об этом. К примеру, на обряде венчания у нашего знаменитого летчика В.П. Чкалова, которое произошло в 1927 г., присутствовало всего четыре человека его друг и подруга его жены.

Кроме этого в области начали фиксироваться случаи, когда сами священнослужители сознательно шли на нарушение закона. Уполномоченный по делам РПЦ по Омской области Плотов докладывал начальнику НКГБ по Омской области Кучугурову «…Священник Петров А.Л. избегает церкви, проводит богослужения и требы на дому, неоднократно замечен в питейных заведениях города…» [6 л.8]. В ответ на такой сигнал местные органы НКГБ, установили за Петровым наблюдение. Здесь важно отметить, что если в течении 2-х месяцев за наблюдаемым не было замечено серьезных проступков, за которые могла в дальнейшем последовать уголовная ответственность, то наблюдение снимали.

За моральным обликом священнослужителей органы безопасности не следили, эта была уже задача уполномоченного и местных властей. Самое жесткое наказание, которое могло последовать за такие проступки это запрет на церковную службу и снятие с регистрации, если говорить мирским языком увольнение. Местные чиновники в такой процесс практически не вмешивались, выявлять аморальных священнослужителей не входило в их обязанности, если они и замечали такие случаи, то могли уведомить об этом либо уполномоченного по делам РПЦ в регионе, либо настоятеля любой из церквей города.

В Омской области на 1.09.1944 г., находилось 306 церковных зданий 249 из них были заняты 7 передано верующим, остальные 50 свободны при этом ходатайств об открытии подано 36, 26 из них после всех проверок были отклонены, 10 находились в работе [7 л.32]. Были так же проблемы и с кадровым составом 1.07.1944 г., зарегистрировано: Епископ – 1, Священники – 5, Диаконы – 2, Псаломщики – 2 [8 л.13]. И подобные ситуации с кадровым составом так же наблюдаются и в Алтайском крае, а также в Томской и Тюменской областях.

Проблема кадрового состава чувствовалась остро, с одной стороны это конечно было серьезной проблемой, но если посмотреть на данную проблему с другого ракурса, то получается, что государство и местные власти сознательно шли на такой шаг искусственно создавая кадровый голод. К концу 1944 г., в Западной Сибири действующих церквей не так уж и много, а того количества священнослужителей, вполне по–мнению местных властей должно было хватить для исполнения церковный обрядов.

Не достаток квалифицированных кадров на местах породил проблему самовольного открытия храмов и молельных домов в сельской местности. Местные власти старались противостоять подобным явлениям, но не всегда получалось.

Таким образом, делая вывод, мы можем утверждать, что возрождение деятельности Русской православной церкви в Омской области, так же проходило в сложной обстановке. Местные власти контролировали каждый шаг духовенства. Однако, даже контроль со стороны властей не мешал обычным прихожанам, совершать религиозные обряды, о статистики обрядов и таинств за 1944 – 1945 гг. мы указывали выше. Прихожан было очень много, и приставить к каждому наблюдателя было невозможно, поэтому под наблюдения попадали только в особых случаях, в таких как со священником А.Л. Петровым. Однако даже в этом случае никаких санкций к Петрову не применили.

Список литературы

  1. ИАОО Ф.Р.2603 ОП-1 Д.2 (л.8-11)
  2. ИАОО Ф.Р. 2603 ОП-1 Д.3 (Л.45)
  3. ИАОО Ф.Р.2603 ОП-1 Д.3 (Л.48)
  4. ИАОО Ф.Р.2603 ОП-1 Д.3 (Л.49)
  5. ГАРФ Ф.Р.6991 ОП-1 Д.63 (л. 13 об)
  6. ИАОО Ф.Р.2603 ОП-1 Д.5 (л.8)
  7. ИАОО Ф.Р. 2603 ОП-1 Д.2 (л.32)
  8. ИАОО Ф.Р.2603 ОП-1 Д.2 (л.13)

Интересная статья? Поделись ей с другими: