УДК 659.3, 9

Анализ информации и пропаганды в СССР на примере плакатов Маяковского и Моора

Жданов Александр Вячеславович – студент факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В статье рассматривается роль и значение плакатов как средства информации и пропаганды в Советском Союзе. Анализируются работы великих художников и поэтов таких, как Владимир Маяковский и Дмитрий Моор, их влияние на формирование образа идеального общества, а также способы, с помощью которых через плакаты распространялись идеи коммунизма и социалистической революции в СССР. Агитационные плакаты в СССР имеют огромное значение для истории. Плакаты были сильным средством массовой коммуникации, способствовавшим быстрой и эффективной передаче идей и информации миллионам людей в стране. Они действовали как важное средство идеологической воспитания и фиксации основных принципов коммунистической партии и советской власти.

Ключевые слова: плакаты СССР, агитационные плакаты, Владимир Маяковский, Дмитрий Моор, особенности пропаганды СССР, Окна РОСТА.

Пропагандистские плакаты Маяковского и Моора имеют большую роль для истории и общественных наук. Поэтому для пропаганды и был изначально выбран язык плаката, который был понятен даже тем, кто не умел читать.

В Окнах РОСТА Владимир Маяковский очень быстро стал идейным вдохновителем объединения. Его “Окна сатиры” вывешивались на самых оживлённых участках улицы: рынки, агитпункты, вокзалы и т.д. Маяковский считал, что со временем художники могут вслепую написать сложный силуэт, что повышало производительность, ведь важная часть всей этой кампании была скорость донесения информации до масс. Чем быстрее люди узнают о новой победе, тем быстрее появятся новые бойцы.

В плакате сочетались текст и рисунок, который его дополнял и пояснял. Очень важно передать информацию так, чтобы она была доходчивой и понятной. Для этого плакаты делали простыми, а текст на них запоминающимся и содержащим важную информацию. Данные плакаты были что-то вроде народного лубка, которые походили на них простыми рисунками, формами и небольшим количеством цветов.

Рисунок2 2

Рисунок 3. Плакат №5 - первый, созданный В. Маяковским для РОСТА.

Со временем сложилась структура плакатов: ряд независимых рисунков, находящихся в закономерной последовательности, их сопровождает объясняющая проблему надпись. Действие развивается от рисунка к рисунку и с помощью резких стихов получается история.

Подобное повествование в картинках существует уже давно. Живопись на стенах храмов тому яркий пример, которая являлась некой Библией для неграмотных людей. Лубок и, ставшие популярными в наше время, комиксы тоже являются объединением изобразительного и литературного творчества.

Рисунок3

Рисунок 4. В. Маяковский. “Окно сатиры”, РОСТА, плакат №441.

Красный цвет особенно часто бывал в работах Маяковского, так как за несколько лет правления СССР красный цвет стал символом революции и рабочего класса. Так как основной задачей первого времени большевиков было искоренение буржуазии, то вбивание в голову людям чёткое разделение на “красных” и “белых” сыграло большую роль в пропагандистской сфере. Буржуев часто изображали некой карикатурой на реальные образы. Толстое лицо, черный цилиндр крепко засели в умах советских людей как враги, а добропорядочные, честные, трудолюбивые рабочие, как герои.

Рисунок4

Рисунок 5. В, Маяковский. “Окно сатиры”, РОСТА, плакат № 858.

Диапазон тем «Окон РОСТА» был очень широк. В.В. Маяковский неоднократно подчёркивал, что для него, как для политического поэта, не может быть слишком мелкой темы. Любую бытовую тему он мог сделать политической и злободневной, приравнивая агитацию за гигиену с борьбой с белыми или же борьбу с голодом с войной в Польше. Сам Маяковский так определял темы плакатов: «агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации»

На заре 20-го века, 3-го ноября 1883 года, мир увидел появление будущего великого творца в лице Дмитрия Орлова, который внес значительный вклад в развитие советского агитационного искусства, в особенности политического плаката. Самобытный путь художника, не ограниченного рамками академического обучения, начался с остроумных сатирических изображений, которые находили своё отражение на страницах московских периодических изданий. Вдохновившись непокорным духом героя Шиллера, Орлов принял псевдоним Моор, отражающий его собственную бурную натуру. Со временем, на волне революционных изменений и гражданских потрясений, он переключил свой талант на создание плакатов, направленных на критику и разоблачение религиозных идеологий, идеалов Белого движения и основ буржуазного общества.
Русский иллюстратор и пионер советского пропагандистского искусства Дмитрий Орлов, известный под псевдонимом Моор – в честь персонажа из пьесы Шиллера "Разбойники" – родился 3 ноября 1883 года и был чрезвычайно талантлив в создании сатирических изображений для московских изданий. Плакат "Ты записался добровольцем?" 1920 года, созданный Моором в духе американского изображения с участием Дяди Сэма, стал широко известен и получил вторую волну популярности в России, став основой для множества пародий после развала СССР. В период Великой Отечественной войны Моор обновил этот плакат, представив образ воина в более актуальном для того времени виде.

Рисунок5

Рисунок 6. А. Моор. "Старое вино в новые меха”. 1910 год

После Октябрьской революции он занялся созданием агитационных плакатов, которые были нацелены на высмеивание религии, буржуазии и белого движения.

Рисунок6

Рисунок 7. А. Моор. “Разоблачим антисоветские замыслы капиталистов и церковников”. 1932 год.

Плакаты военного времени А. Моора стали очень узнаваемы. К примеру, плакат “Ты чем помог фронту?” узнается с первого взгляда. Особенностью данной работы является прямое обращение к читателю. Эта фраза как бы задаёт вопрос и одновременно призывает пойти воевать за Родину. Красный цвет так же подсознательно воздействует на читателя, ибо за 20 с лишним лет правления СССР этот цвет стал неким триггером.

Рисунок7

Рисунок 8. А. Моор. “Ты чем помог фронту?”. 1941 год.

Советская подача информации и пропаганды особенна, что делает её эффективной и узнаваемой. Это мы выяснили на приведенных примерах плакатов Маяковского и Моора.

Список литературы

  1. Бацманова А.И., Иванова Д.К. Искусство плаката в СССР // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 5.
  2. Березовая Л.Г. История мировой рекламы или старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра» // Издательство Ипполитова. 2008. 671 с.
  3. Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат эпохи гражданской войны, 1918-1921 // Изд-во Всесоюзной книжной палаты. 1960. 695 с.
  4. Орех Е.А. Гражданская война в образах визуальной пропаганды // Скифия-принт. 2018. 175 с.
  5. Трушина Л.Е. История отечественной и зарубежной рекламы // Дашков и К. 2020. 244 с.