УДК 004.946

Виртуальная реальность и цифровое наследие традиционных живописных техник

Дун Хан – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Приложения виртуальной реальности с полным погружением (VR) изменили способ доступа людей к культурному наследию — от посещения виртуальных музеев, содержащих большие коллекции картин, до посещения древних зданий. Виртуальная реальность (VR) - это технология, которая позволяет пользователям погрузиться в цифровое пространство и взаимодействовать с ним. С развитием VR возникли новые возможности для искусства и культуры, включая возрождение и сохранение традиционных живописных техник. В статье рассмотрены возможности и недостатки для создания и сохранения цифровых копий произведений искусства. Автор также приводит примеры виртуальной реальности, которая воссоздает традиционные живописные техники.

Ключевые слова: виртуальная реальность, культурное наследие, цифровое наследие, традиционные живописные техники, воссоздание.

Виртуальное наследие это одна из компьютерных интерактивных технологий виртуальной реальности, которая создает визуальное представление памятников, артефактов, зданий и культуры для открытого представления глобальной аудитории.

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются традиционные живописные техники, это их сохранение и доступность для широкой публики. Картины, выполненные в масляной или акриловой технике, требуют специального ухода и могут быть подвержены различным видам повреждений со временем. Кроме того, они обычно ограничены одним местом и доступны только тем, кто может посетить музей или галерею, где они хранятся.

VR предоставляет новые возможности для создания и сохранения цифровых копий этих произведений искусства. С помощью специального оборудования, такого как очки виртуальной реальности, пользователи могут погрузиться в виртуальное пространство и наслаждаться живописью, воссозданной в цифровом формате. Это позволяет сохранить качество и детали оригинального произведения искусства, а также обеспечить доступность для всех желающих.

Одним из примеров такой виртуальной реальности, которая воссоздает традиционные живописные техники, является проект Google Arts & Culture. Этот проект сотрудничает с музеями и галереями по всему миру и создает цифровые копии известных произведений искусства. Пользователи могут исследовать эти произведения в VR, ощущая себя, будто они находятся внутри картины.

Такая технология также позволяет виртуально воссоздать процесс создания живописи. Пользователи могут наблюдать, как художник наносит краски на холст, смешивает цвета и создает детали. Это позволяет лучше понять и оценить технику и мастерство художника, а также вдохновиться для собственного творчества.

Виртуальные музеи и художественные галереи представляют собой одно из наиболее распространенных приложений виртуальной реальности, связанное с культурным наследием. Это позволяет нам оценить картины и скульптуры в их реальном размере в реалистичной обстановке, стремясь воспроизвести музейный опыт.

В VR-музее «Коллекция Кремера» представлены произведения Рембрандта, Эльберта Кейпа, Франса Хальса и других старых мастеров Золотого века Голландии [1]. Рамы картин имеют высокий уровень детализации, а архитектуре музея уделяется много внимания. Хотя коллекция ограничена определенным типом художников, VR-музей Kremer Collection предлагает подлинные впечатления в реалистичных условиях.

Mocove Arts VR — VR-музей с большой коллекцией: более 1000 картин и более 50 скульптур в едином бесшовном виртуальном пространстве [2]. Картины представляют собой объекты, которые размещены в некоторых галереях реалистичного искусства. В музее есть интерактивный путеводитель по искусству, предоставляющий информацию о картинах: название, художник, дата, местонахождение, оригинальный размер.

Great Paintings VR позволяют пользователям просматривать более 1000 известных картин от раннего Возрождения до начала ХХ века [3]. Большинство картин имеют высокое разрешение, пользователи могут получить доступ к картинам по отдельности или через художественные галереи, посвященные конкретному художнику или художественному движению. Изображения взяты из Википедии, многие из них взяты из проекта Google Art, в рамках которого музеи бесплатно предоставляют контент в высоком разрешении.

Также существуют различные приложения виртуальной реальности ориентированы на одну картину или одного художника.

Мона Лиза: За стеклом (см. рисунок 1) раскрывает новейшие научные исследования художественных инноваций Леонардо да Винчи, а также его методов и процесса рисования посредством визуализации в виртуальной реальности [4]. Это был первый опыт виртуальной реальности, представленный публике Лувром. Он был задуман как часть знаковой выставки Леонардо да Винчи, посвященной 500-летию со дня смерти художника во Франции.

image1

Рисунок 1. Мона Лиза: За стеклом.

«Ночное кафе: VR-дань Винсенту Ван Гогу» — это VR-опыт, позволяющий пользователю исследовать мир Винсента Ван Гога [5]. VR использует 2D-картины Ван Гога и преобразует их в виртуальную среду. Вместо того, чтобы смотреть на картину в ее оригинальном размере, среда виртуальной реальности позволяет погрузиться в картину, где пользователь может насладиться картиной подсолнухов в 3D или пройтись вокруг стула, который он нарисовал в своей спальне, чтобы увидеть ее с разных точек зрения.

Однако, несмотря на все преимущества VR в воссоздании традиционных живописных техник, она не может полностью заменить оригиналы. Ощущение реальности и эмоциональное воздействие, которые они могут вызывать, невозможно передать через виртуальное пространство. Но тем не менее, VR открывает новые горизонты для искусства и культуры, предоставляя возможность сохранить и распространить традиционные живописные техники.

В заключение, виртуальная реальность и цифровое наследие традиционных живописных техник предоставляют новые возможности для сохранения и доступности произведений искусства. Благодаря VR, произведения живописи могут быть воссозданы и исследованы в цифровом формате, что позволяет сохранить их качество и предложить доступность широкой публике. Однако, оригинальные произведения все равно остаются неповторимыми и непревзойденными. Глобальная пандемия COVID-19 сыграла роль катализатора роста потребностей широкой аудитории в VR-приложениях, посвященных культурному наследию. VR открывает новые горизонты для искусства и культуры, предоставляя новые способы восприятия и взаимодействия с традиционными живописными техниками.

Список литературы

  1. The Kremer Collection VR Museum [Электронный ресурс] URL: https://store.steampowered.com/app/774231/The_Kremer_Collection_VR_Museum.
  2. Mocove Arts VR [Электронный ресурс] URL: https://store.steampowered.com/app/652540/Mocove_Arts_VR.
  3. Great Paintings VR [Электронный ресурс] URL: https://store.steampowered.com/app/1511090/Great_Paintings_VR.
  4. Mona Lisa: Beyond The Glass [Электронный ресурс] URL: https://store.steampowered.com/app/1172310/Mona_Lisa_Beyond_The_Glass.
  5. The Night Cafe: A VR Tribute to Vincent Van Gogh [Электронный ресурс] URL: https://store.steampowered.com/app/482390/The_Night_Cafe_A_VR_Tribute_to_Vincent_Van_Gogh.

Интересная статья? Поделись ей с другими: