УДК 004.89

Технологии искусственного интеллекта в финансах, банковском деле и страховании

Пискулёва Илона Владимировна – доцент кафедры Финансов, учета и аудита Приазовского государственного технического университета

Аннотация: В статье рассматриваются технологии искусственного интеллекта в финансовой сфере с актуализацией направлений в банковском деле и страховании. Проведен анализ частоты использования организациями соответствующих технологий по федеральным округам. По данному критерию лидерами являются Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округи. При этом около 90% методов искусственного интеллекта, используемых отечественными финансовыми компаниями, основываются на методах машинного обучения. Главными барьерами в процессе внедрения технологий ИИ является дефицит профильных специалистов, необходимость определённых инвестиций, а также трансформация бизнес-процессов организаций.

Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, финансы, банковское дело и страхование, федеральные округи, Банк России.

Тема искусственного интеллекта в настоящее время является одной из наиболее обсуждаемой как на уровне государства, так и в научной сфере. Ряд технологий, применяющихся в этой сфере, доказали высокую эффективность, быструю окупаемость и значительные конкурентные преимущества по сравнению с предшествующими методами решения прикладных задач [1, с. 62].

Финансовый сектор экономики один из первых начал активное внедрение искусственного интеллекта, трансформировав целый ряд бизнес-процессов и рыночных практик финансовых организаций. Данный процесс способствовал значительному снижению издержек, оптимизации ресурсной базы, обработке больших массивов данных за короткий интервал времени и, в конечном итоге, более качественным и конкурентоспособным финансовым продуктам.

На современном этапе основными направлениями использования технологий искусственного интеллекта на финансовом рынке являются: скоринг, андеррайтинг, инвестиционное консультирование, управление рисками, взаимодействие с клиентами, противодействие мошенничеству и т.д. С учетом динамизма интеграции ИИ в бизнес-процессы финансовых организаций он может оказать значительное влияние на развитие российского финансового рынка [5].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики [7] в 2022 году в Российской Федерации число организаций, использовавших технологии искусственного интеллекта, составило 20599 единиц. При этом данная величина в разрезе отдельных федеральных округов представлена очень неравномерно (рис.1): лидерами являются Центральный федеральный округ с показателем 7 283 ед., Приволжский (3 636 ед.) и Северо-Западный федеральные округи (2 257 ед.). В совокупном итоге на данных территориях расположено около 64 % организаций, в деятельности которых используется искусственный интеллект. Для сравнения на территории Северо-Кавказского федерального округа расположено 934 подобных организации.

image001

Рисунок 1. Число организаций по направлениям использования технологий искусственного интеллекта  в разрезе федеральных округов в 2022 году.

Что касается конкретных технологий, статистические данные отражают использование компьютерного зрения (в т.ч. системы персонализации и идентификации); обработку естественного языка,  в том числе виртуальные помощники, чат-боты (технологии, направленные на понимание языка и генерацию текста); распознавание и синтез речи (включая системы для автоматического голосового обслуживания клиентов); рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений; перспективные технологии искусственного интеллекта (в целях разработки универсального ИИ). Все данные приведены для основных процессов организации (производственных, продаж, маркетинга и логистики).

В разрезе перечисленных технологий наибольший удельный вес организаций, внедривших искусственный интеллект также принадлежит Центральному и Приволжскому федеральным округам. Наиболее часто используемыми технологиями являются компьютерное зрение, а также рекомендательные и интеллектуальные системы.

Согласно исследованию Ассоциации Финтех, в котором приняли участие свыше двухсот компаний-респондентов, на современном этапе около 90% методов искусственного интеллекта, используемых отечественными финансовыми компаниями, основываются на методах машинного обучения. Около 95% компаний внедрили технологии искусственного интеллекта в основные процессы, при этом наиболее перспективные решения реализованы в скоринге, а также в области продаж и продвижения продуктов банковского сектора. Полноценная стратегия внедрения и использования технологий искусственного интеллекта утверждена у 35 % компаний. Однако для того, чтобы перейти от фрагментарного внедрения отдельных технологий к перманентному использованию потенциала технологий искусственного интеллекта, необходима стратегия, которая утверждена только у 35% опрошенных компаний.

Как подтверждают 83 % респондентов, основным препятствием в процессе внедрения подобных технологий является дефицит профильных специалистов (дата-сайентисты, дата-инженеры и дата-аналитики и др.) [6].

На сегодняшний день именно финансовый сектор имеет все шансы получить наибольшую выгоду от применения технологий искусственного интеллекта. Так, согласно, аналитическим расчетам McKinsey&Co, искусственный интеллект ежегодно может приносить банкам всего мира до 1 трлн. долларов дополнительной капитализации [2].

Помимо использования искусственного интеллекта для общения с клиентами посредством чат-ботов и голосовых помощников, ИИ на данный момент применяется для решения широкого круга задач организаций финансового сектора (таблица 1).

Таблица 1. Направления использования технологий искусственного интеллекта (на основе [2], [3], [4]).

Наименования процесса

Суть процесса

Улучшения по сравнению с традиционным подходом к реализации процесса

БАНКОВСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Скоринг

принятие решения по кредитным заявкам

автоматическое принятие решений, сокращение времени на обработку данных до семи минут

Финансовый мониторинг

анализ нетипичного поведения клиентов

уменьшение процентов случаев мошенничества со средствами банка

Обслуживание банкоматов

прогнозирование загрузки банкоматов

снижение расходов на инкассацию денежных средств

Обработка документов

распознавание данных и их проверка

скорость обработки данных с помощью нейросети – распознавание более 70 реквизитов с фотографий/ сканов документов  за две секунды, а также 15 проверок данных.

СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

Поведенческое ценообразование

персонализация ценообразования в зависимости от потребностей и поведения клиента

увеличение объемов анализируемого материала в единицу времени; развитие индивидуальных страховых продуктов

Анализ рисков

проведение андеррайтинга и мониторинга рисков

улучшение выборки рисков и качества обслуживания; выявление претендентов на высокие затраты

Урегулирование страховых случаев

мероприятия, проводимые страховщиком в целях выполнения обязательств перед страхователем при наступлении страхового случая

радикальное сокращение времени на обработку данных; ускорение выплат страхового возмещения

В России применении искусственного интеллекта в процессе урегулирования страховых случаев не нашло широкого применения вследствие того, что нейросеть нуждается в обучении на обширном массиве данных. В этом контексте основной проблемой является хранение информации в устаревших изолированных системах. Именно потребность в большом количестве данных для построения соответствующих моделей является одним из значительных препятствий применения искусственного интеллекта в финансовой сфере.

В страховании объем известных данных о клиенте по сравнению с банками является достаточно скромным. Однако, немаловажным фактором является и организационная составляющая. Внедрение искусственного интеллекта подразумевает определенную трансформацию бизнес-процессов, реализация которой зависит от волевого решения топ-менеджмента, способного преодолеть сопротивление изменениям. Помимо этого крайне важен ресурсный потенциал компании, наличие компетентных сотрудников, необходимой инфраструктуры, а также комплексной наполняемости информационных систем [4].

Все перечисленные сложности могут быть скомпенсированы положительными эффектами от внедрения ИИ, отраженными в таблице выше. Крайне важно, что в законодательном поле Банк России в целом придерживается технологически нейтрального подхода к регулированию, который позволяет финансовым организациям внедрять и развивать технологии искусственного интеллекта, но при этом обеспечивать необходимый уровень контроля финансовых рисков. Однако, в банковской сфере регулятором установлены определенные требования к валидации банковских моделей оценки рисков.

Применение генеративной формы ИИ на финансовом рынке может способствовать появлению новых специфических рисков, которые требуют тщательного анализа и оценки в рамках мониторинга Банка России. Необходимость разработки новых подходов и методов регулирования этих рисков предлагается оценивать по результатам всестороннего обсуждения с участниками рынка, учитывая специфику риск-факторов.

Список литературы

  1. Гурьянов А. И., Гурьянова Э. А. Анализ рынка искусственного интеллекта Российской Федерации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 3.  С. 61–71.
  2. ИИ в финансах: как банки используют нейросети URL: https://ispace.news/tech/ii-v-finansax-banki/ (дата обращения 18.02.2024).
  3. Как искусственный интеллект в сфере страхования экономит время клиентов URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/571639/ (дата обращения 22.02.2024).
  4. Как технологии ИИ трансформируют бизнес страховых компаний [сайт]. URL:https://iot.ru/transportnaya-telematika/kak-tekhnologii-ii-transformiruyut-biznes-strakhovykh-kompaniy (дата обращения 29.02.2024).
  5. Применение искусственного интеллекта на финансовом рынке: доклад для общественных консультаций : [сайт] / Банк России. М. 2023. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/156061/Consultation_Paperpdf (дата обращения 9.02.2024).
  6. Применение технологий искусственного интеллекта на финансовом рынке, Финтех: [сайт] / Национальный портал в сфере Искусственного интеллекта (ИИ) и применения нейросетей в России. 2023. URL: https://ai.gov.ru/en/knowledgebase/votraslyakh/2023_primenenie_tehnologiy_iskusstvennogo_intellekta_na_finansovom_rynke_finteh/ (дата обращения 16.02.2024).
  7. Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 25.09.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: