УДК 004
Применение цифровых технологий в судах общей юрисдикции города Москвы
Кривченков Святослав Алексеевич – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Аннотация: Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей применения цифровых технологий в судах общей юрисдикции города Москвы через призму двух дискурсов – политики цифровизации и цифровизации политики. Показывается оптимизация сфер услуг, к которому стремится государство, для привлечения граждан в цифровую реальность.
Ключевые слова: цифровые технологии, суды общей юрисдикции.
Главной характерной чертой современного этапа развития общества является внедрение цифровых технологий во все сферы жизни общества, направленные на оптимальное использование ограниченных ресурсов и сохранение стабильности социальных и культурных систем. Цифровизация – это новый этап информатизации с увеличенным объемом обрабатываемой и передаваемой информации, направленный на создание цифровых сетевых платформ, имеющих прогностические и аналитические функции. Помимо того, что использование гражданами цифровых технологий в обыденной жизни стало неотъемлемой частью, изменяется и экономика, где частные компании для оптимизации процессов ведения бизнеса, все больше и многограннее переходят на цифру. Это в свою очередь предполагает и заинтересованность самих институтов власти в их применении. Так в Указе Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указаны цели и задачи, направленные на переход в новую цифровую эпоху, а именно: использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями; создание благоприятных условий для внедрения новых технологий в экономике и социальной сфере; обеспечение надёжной и защищённой инфраструктуры с информационно-телекоммуникационными средства связи с ускоренной отправкой, обработкой и хранением больших массивов данных (BIG DATA), которые будут доступными для всех государственных учреждений [1].
Таким образом трансформацию структур власти в цифровую эпоху следует рассматривать в рамках двух плоскостей – политики цифровизации, где государство, являясь инициатором, использует указы, законы и национальные проекты, ориентированные на построение собственной национальной модели управления новыми процессами в цифровом пространстве, и цифровизации политики, где цифровизация выступает пространством для артикуляции политического интереса (онлайн-голосование).
В рамках первого вопроса, помимо вышеупомянутого Указа Президента, который является фундаментом для последующей политики цифровизации, следует выделить заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным 24 декабря 2018 была утверждена программа под названием «Цифровая экономика 2024», закрепленная паспортом (рисунок 1, 2, 3).
Рисунок 1. Титульный лист Паспорта Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Источник: [Электронный ресурс] URL:http://government.ru/info/35568/ (Дата обращения: 31.05.2022).
Рисунок 2. Цели Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Источник: [Электронный ресурс] URL:http://government.ru/info/35568/ (Дата обращения: 31.05.2022).
Рисунок 3. Цели Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Источник: [Электронный ресурс] URL:http://government.ru/info/35568/ (Дата обращения: 31.05.2022).
Данная национальная программа включает в себя ряд федеральных проектов (рисунок 1), и благодаря Указу Президента РФ [2] стало возможным объединение проектов в единой программе, что можно назвать началом политики цифровизации.
На сегодняшний день Российская Федерация является одной из лидирующих стран в мире по развитию цифровых технологий в государственном секторе. Так Всемирным банком был составлен рейтинг "GovTech", согласно которому была изучена зрелость цифровизации госуправления, в нем принимало участие 198 стран и оценивался уровень развития основных государственных систем (гособлако), развитие госуслуг, развитие государственных институтов цифровизации, законы и уровень вовлеченности граждан. Россия вошла в первую группу с самым высоким рейтингом, заняв 10 место. В данной связи имеет место изучение российского опыта внедрения цифровых технологий в государственном секторе [3].
Говоря о цифровизации политики, в условиях изменения всех видов социального взаимодействия является необходимым изучение трансформации политических институтов современного общества для дальнейшего поддержания стабильного и открытого диалога между государством и его гражданами. На сегодняшний день одним из наиболее подверженных внедрению цифровых технологий является институт судопроизводства, где в большинстве развитых и развивающихся странах данный процесс является естественным и сопровождается информационной открытостью и упрощенным доступом к правосудию. Так за последние несколько лет значительные изменения произошли в судебной системе Российской Федерации, где передовое место занимают суды общей юрисдикции города Москвы.
Следует обозначить, что первые попытки по цифровизации судебного производства начались в 2014, когда возникла идея реализации проекта по созданию Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции (КИС СОЮ) в Москве. Данная система цифрового правосудия создана для оптимизации процесса подачи исков, чтения документов, связанных с итогами судебного процесса через интернет. Это система электронного правосудия, которая помогает через интернет подавать иск, читать документы и решения судов, а также просматривать онлайн-трансляции и видеозаписи заседаний. Благодаря данной системе на единой платформе стал возможен диалог между участниками судопроизводства в дистанционном формате.
Современный вектор развития судебной системы направлен на эффективность и открытость судебного процесса. КИС СОЮ – проект, направленный на устранение бумажной волокиты и её оцифровка, ликвидацию очередей на стойках информации, отход от больших денежных расходов, безопасность обработки данных.
Данная интеграция также обусловлена тем, что всеми судебными инстанциями Москвы в год рассматривается более 3 млн. дел [9], в то время как общий штат сотрудников судов более 4 тыс. сотрудников, число которых не увеличивается по сравнению с количеством входящих в суды дел и материалов. Конкурс на выбор генерального подрядчика данного проекта был начат 12 февраля 2015 года, а 1 июня проект по созданию КИС СОЮ был поддержан и определен Советом Судей РФ как пилотный в рамках проекта «Поддержка судебной реформы». В октябре того же года был подписан контракт с ЗАО «КРОК инкорпорейтед» (ИТ-компания, работающая на рынке услуг ЦОД и облачных сервисов и владеющая собственной сетью дата-центров), Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов. В декабре 18 числа было завершено проектирование КИС СОЮ, а 25 декабря была выполнена поставка оборудования в Мосгорсуд и 35 районных судов города Москвы. 31 декабря был создан центр обработки данных (ЦОД). В 2016 году завершился монтаж оборудования КИС СОЮ в районных судах, далее была разработана и установлена первая прикладная КИС СОЮ – межуровневого взаимодействия, а 1 августа началось обучение пользователей работе с частью установленных подсистем КИС СОЮ. Затем были установлены 7 подсистем КИС СОЮ, которые начали эксплуатироваться в сентябре, а закончились в конце декабря и КИС СОЮ была сдана в промышленную эксплуатацию в окончательном варианте.
КИС СОЮ, ставшая фундаментом для информационного обеспечения деятельности судов столицы, имеет некоторые компоненты: компьютерная справочно-правовая система «Гарант»; центр обработки данных; компьютерная справочно-правовая система «Консультант-Плюс»; система ВКС (видеоконференцсвязь); центр обработки данных; система аудио- и видеозаписи разбирательств в залах суда; система автоматического опубликования информации о рассмотренных в суде делах и материалах; единая информационная база судебной статистики и делопроизводства; единый информационный портал судов Москвы.
Также, отмечая специфику КИС СОЮ, следует выделить состав данной системы, которая состоит из таких частей, как: электронное дело; межуровневое взаимодействие; межведомственное взаимодействие; электронный архив; подсистема -аудио и видеозаписи; информационные киоски; внешний и внутренний портал; информационно-аналитическая подсистема.
Информационный ресурс, который предоставляется пользователям сети Интернет актуальную, соответствующую реальности информацию в полном объёме называется Единый информационный портал. Среди возможностей, предоставляемых порталом для пользователей числятся Информация по судебным делам, Личный кабинет, Калькулятор госпошлины, Определение территориальной подсудности, Новости, Фотогалерея и другие информационные сервис. Кроме того, для привлечения и внедрения граждан в цифровую реальность, создан цифровой музей, где посетители сайта могут ознакомиться с историей Мосгорсуда, узнать больше о биографии предыдущих председателей суда.
Сама Единая информационная база судебного делопроизводства и статистики представляет собой сервис со множеством функций, в котором учитываются все накопленные данные, которые включают всю информацию о имеющимся в производстве административных, уголовных и гражданских делах. Выделяется несколько подсистем внутри Информационной системы, среди них "Электронный архив", "Личный кабинет", и "Электронное дело".
Подсистемы "Электронного дела" и "Электронного архива" в московских судах представляют собой комплекс программ и оборудования, который позволяет создавать электронные версии материалов дел в формате Word и из отсканированных документов. Благодаря современному оборудованию, документы, поступающие в суд на любом этапе процесса, быстро преобразуются в электронный вид с помощью сканеров и добавляются к электронным делам. Подобным образом создаются также архивные дела.
Подсистема "Личный кабинет" предоставляет участникам судебных процессов, среди которых исцы, ответчики, обвиняемые, подсудимые, адвокаты и другие участники, доступ к электронным версиям процессуальных документов, видеозаписям заседаний, расписанию судебных заседаний, возможность дистанционного ознакомления с материалами дела, подачу заявлений и ходатайств в электронном виде и другие функции.
Система автоматизированной публикации информации о рассмотренных делах и материалах в суде представляет собой ресурс, предназначенный для оперативного размещения актуальной информации о ходе судебных процессов и материалах на Едином информационном портале.
Основная функция центра обработки данных - обеспечение нужными вычислительными мощностями прикладных систем, включённых в КИС СОЮ, а также для обеспечения наличия резервных копий данных прикладных подсистем.
В этом центре размещены информационные системы Московского городского суда и 35 районных судов Москвы. Внутренний портал общей юрисдикции столицы создан с целью улучшения сотрудничества и повышения эффективности работы персонала аппаратов районных судов и Московского городского суда.
Портал предоставляет сотрудникам судов доступ к разнообразной информации, включая справочные данные, новости и нормативные документы. Система записи аудио- и видеоматериалов судебных заседаний используется для ведения протоколов, учета хода заседаний, сохранения записей, их подготовки и публикации в Интернете. Она также обеспечивает доступ к материалам для руководства и участников процесса через личный кабинет на портале, а также предоставляет информацию посетителям судов через информационные киоски.
Кроме того, ВКС предназначен для трансляции сеанса судебного процесса в городском суде Москвы, а также в других региональных судах, городских судах, районных и Верховном Суде Российской Федерации обеспечивает Видеоконференцсвязь (ВКС) с дистанционным участием осужденных, находящихся в СИЗО г. Москвы. ВКС создает возможность для проведения судебных процессов в Верховном Суде Российской Федерации и федеральных судах с дистанционным участием: осужденных, находящихся в учреждениях ФСИН (в том числе региональных);прочих лиц, участвующих в деле, их представителей, экспертов, переводчиков, свидетелей, специалистов, находящихся в судах.
Также следует отметить, что уровень импортозамещения в Комплексной информационной системе судов общей юрисдикции составляет 60% и имеет такие технологии, как: Система хранения контента на базе «Alfresco» (open source); Интеграционная шина на базе WSO2; ИБ – VPM S-terra, Серверы Аквариус; Почта на базе «Zimbra»; антивирус «Касперского», Виртуализация oVirtu; СУБД Postgre SQL; Аналитическая система на базе Pentaho (open source); Мониторинг инфраструктуры и прикладных систем на базе Zabbix; Служба на базе мгновенных сообщений ZXChat; УЦ КриптоПро; ПО российской разработки (КРОК) [5].
На уровне программном подсистема является личной разработкой КРОК, которая включает себя модули трансляции и публикации видеозаписей. Это разрешает транслировать цифровые видеопотоки в режиме реального времени на Единый информационный портал столичного суда. Превалирующая часть программных ИТ-решений разработана На базе продуктов отечественного производства, либо с открытым исходным кодом разработана превалирующая часть программных ИТ-решений
Для осуществления аудио- и видеопротоколирования заседаний, КРОК оснастили более 200 залов в 24 судах Москвы более чем 1000 микрофонами и камерами (IP-видеокамеры Panasonic и Samsung), а также 234 инфокиосками для вывода информации о слушаниях. На киоске доступна информация обо всех делах, рассмотренных судами Москвы. С помощью сканера можно считать штрихкод с повестки и быстро найти всю необходимую информацию по своему делу [6].
Во внешнем и внутреннем портале публикуется вся информация по Федеральному закону РФ от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Также создан личный кабинет для подачи дел в электронном виде, получения доступа к материалам дела. Вся регламентная документация по работе суда опубликована в едином информационном пространстве. Кроме того, существует единая точка входа ко всем информационным ресурсам.
Говоря о технологиях, следует отметить наличие информационно- аналитической подсистемы, которая создана для таких действий, как: построение регламентной отчетности за несколько минут; автоматизация демонстрации ошибок в данных; конструктор произвольных отчетов; поиск и просмотр карточек дел по единой базе для всех судов.
На автоматизацию работы адвокатской палаты и делегирования заявок на участие адвокатов в делах по назначению, в Москве в 2018 году велась работа по внедрению автоматизированной информационной системы АИС АПМ. Организация электронного взаимодействия между АИС АПМ и КИС СОЮ стала шагом. Благодаря подобному нововведению судьи могут удобным образом в электронном виде направлять их в адвокатскую палату и организовывать вызов адвокатов. АПГМ распределяет эти заявки среди адвокатов, которые участвуют в делах по назначению, независимо, непредвзято и равномерно. И теперь адвокат может сформировать заявку на выплату вознаграждения с помощью этой системы [7].
Также, отмечая многостороннее развитие государственных услуг, следует отметить новую возможность подачи искового заявления в московские суды общей юрисдикции через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Благодаря «интерактивному помощнику» граждане без знаний в области юриспруденции смогут получить правильно составленное заявление по наиболее актуальным жизненным происшествиям, которое впоследствии будет направлено в суд с помощью автоматического модуля определения подсудности [8].
Цифровые технологии, поставленные на службу государству, благодаря таким характеристикам как многоканальность, оптимизация работы с большими данными, использование технологических новинок для сверхскоростного решения проблем коммуникации и выход на показатели эффективности в целой линейке услуг, предоставляемых государством своим гражданам, технологическая диффузия во всех сферах жизни общества – одновременно способствуют изменению (или формированию) политической, новой социальной и экономической, в целом – культурной реальности. Помимо данных сфер, происходит изменение в судебном делопроизводстве, которое помогает и будет помогать оптимизировать деятельность сотрудников суда и граждан.
Список литературы
- Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027.
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 Дата обращения – (25.04.2022).
- GovTech Maturity Index (GTMI) Data Dashboard. https://www.worldbank.org/en/data/interactive/2022/10/21/govtech-maturity-index-gtmi-data-dashboard.
- РАПСИ. Сам себе юрист. Как устроен доступ к правосудию через МФЦ https://rapsinews.ru/multimedia/20230812/309127184.html.
- В проект интеграции Мосгорсуда включена технология «Мероприятие» https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%.
- 234 зала суда в Москве оборудованы для аудио- и видеозаписи заседаний. https://ejustice.cnews.ru/news/top/2016-06-14_234_zala_suda_v_moskve_oborudovany_dlya_audio.
- На совещании Совета судей обсудили внедрение современных технологий в работу московских судов. https://www.advgazeta.ru/novosti/na-soveshchanii-soveta-sudey-obsudili-vnedrenie-sovremennykh-tekhnologiy-v-rabotu-moskovskikh-sudov/.
- РАПСИ. Сам себе юрист. Как устроен доступ к правосудию через МФЦ https://rapsinews.ru/multimedia/20230812/309127184.html.
- 21 февраля 2024 года в Московском городском суде состоялось совещание по итогам работы мировых судей, районных судов города Москвы и Московского городского суда в 2023 году https://mos-gorsud.ru/mgs/news/21-fevralya-2024-goda-v-moskovskom-gorodskom-sude-sostoyalos-soveshhanie-po-itogam-raboty-mirovyh-sudej-rajonnyh-sudov-goroda-moskvy-i-moskovskogo-gorodskogo-suda-v-2023-godu.