УДК 004

Применение цифровых технологий в судах общей юрисдикции города Москвы

Кривченков Святослав Алексеевич – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Аннотация: Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей применения цифровых технологий в судах общей юрисдикции города Москвы через призму двух дискурсов – политики цифровизации и цифровизации политики. Показывается оптимизация сфер услуг, к которому стремится государство, для привлечения граждан в цифровую реальность.

Ключевые слова: цифровые технологии, суды общей юрисдикции.

Главной характерной чертой современного этапа развития общества является внедрение цифровых технологий во все сферы жизни общества, направленные на оптимальное использование ограниченных ресурсов и сохранение стабильности социальных и культурных систем. Цифровизация – это новый этап информатизации с увеличенным объемом обрабатываемой и передаваемой информации, направленный на создание цифровых сетевых платформ, имеющих прогностические и аналитические функции. Помимо того, что использование гражданами цифровых технологий в обыденной жизни стало неотъемлемой частью, изменяется и экономика, где частные компании для оптимизации процессов ведения бизнеса, все больше и многограннее переходят на цифру. Это в свою очередь предполагает и заинтересованность самих институтов власти в их применении. Так в Указе Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указаны цели и задачи, направленные на переход в новую цифровую эпоху, а именно: использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями; создание благоприятных условий для внедрения новых технологий в экономике и социальной сфере; обеспечение  надёжной и защищённой инфраструктуры с информационно-телекоммуникационными средства связи с ускоренной отправкой, обработкой и хранением больших массивов данных (BIG DATA), которые будут доступными для всех государственных учреждений [1].

Таким образом трансформацию структур власти в цифровую эпоху следует рассматривать в рамках двух плоскостей – политики цифровизации, где государство, являясь инициатором, использует указы, законы и национальные проекты, ориентированные на построение собственной национальной модели управления новыми процессами в цифровом пространстве, и цифровизации политики, где цифровизация выступает пространством для артикуляции политического интереса (онлайн-голосование).

В рамках первого вопроса, помимо вышеупомянутого Указа Президента, который является фундаментом для последующей политики цифровизации, следует выделить заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным 24 декабря 2018 была утверждена программа под названием «Цифровая экономика 2024», закрепленная паспортом (рисунок 1, 2, 3).

image001

Рисунок 1. Титульный лист Паспорта Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Источник: [Электронный ресурс] URL:http://government.ru/info/35568/ (Дата обращения: 31.05.2022).

image002

Рисунок 2. Цели Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Источник: [Электронный ресурс] URL:http://government.ru/info/35568/ (Дата обращения: 31.05.2022).

image003

Рисунок 3. Цели Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Источник: [Электронный ресурс] URL:http://government.ru/info/35568/ (Дата обращения: 31.05.2022).

Данная национальная программа включает в себя ряд федеральных проектов (рисунок 1), и благодаря Указу Президента РФ [2] стало возможным объединение проектов в единой программе, что можно назвать началом политики цифровизации.

На сегодняшний день Российская Федерация является одной из лидирующих стран в мире по развитию цифровых технологий в государственном секторе. Так Всемирным банком был составлен рейтинг "GovTech", согласно которому была изучена зрелость цифровизации госуправления, в нем принимало участие 198 стран и оценивался уровень развития основных государственных систем (гособлако), развитие госуслуг, развитие государственных институтов цифровизации, законы и уровень вовлеченности граждан. Россия вошла в первую группу с самым высоким рейтингом, заняв 10 место. В данной связи имеет место изучение российского опыта внедрения цифровых технологий в государственном секторе [3].

Говоря о цифровизации политики, в условиях изменения всех видов социального взаимодействия является необходимым изучение трансформации политических институтов современного общества для дальнейшего поддержания стабильного и открытого диалога между государством и его гражданами. На сегодняшний день одним из наиболее подверженных внедрению цифровых технологий является институт судопроизводства, где в большинстве развитых и развивающихся странах данный процесс является естественным и сопровождается информационной открытостью и упрощенным доступом к правосудию. Так за последние несколько лет значительные изменения произошли в судебной системе Российской Федерации, где передовое место занимают суды общей юрисдикции города Москвы.

Следует обозначить, что первые попытки по цифровизации судебного производства начались в 2014, когда возникла идея реализации проекта по созданию Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции (КИС СОЮ) в Москве. Данная система цифрового правосудия создана для оптимизации процесса подачи исков, чтения документов, связанных с итогами судебного процесса через интернет. Это система электронного правосудия, которая помогает через интернет подавать иск, читать документы и решения судов, а также просматривать онлайн-трансляции и видеозаписи заседаний. Благодаря данной системе на единой платформе стал возможен диалог между участниками судопроизводства в дистанционном формате.

Современный вектор развития судебной системы направлен на эффективность и открытость судебного процесса. КИС СОЮ – проект, направленный на устранение бумажной волокиты и её оцифровка, ликвидацию очередей на стойках информации, отход от больших денежных расходов, безопасность обработки данных.

Данная интеграция также обусловлена тем, что всеми судебными инстанциями Москвы в год рассматривается более 3 млн. дел [9], в то время как общий штат сотрудников судов более 4 тыс. сотрудников, число которых не увеличивается по сравнению с количеством входящих в суды дел и материалов. Конкурс на выбор генерального подрядчика данного проекта был начат 12 февраля 2015 года, а 1 июня проект по созданию КИС СОЮ был поддержан и определен Советом Судей РФ как пилотный в рамках проекта «Поддержка судебной реформы». В октябре того же года был подписан контракт с ЗАО «КРОК инкорпорейтед» (ИТ-компания, работающая на рынке услуг ЦОД и облачных сервисов и владеющая собственной сетью дата-центров), Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов. В декабре 18 числа было завершено проектирование КИС СОЮ, а 25 декабря была выполнена поставка оборудования в Мосгорсуд и 35 районных судов города Москвы. 31 декабря был создан центр обработки данных (ЦОД). В 2016 году завершился монтаж оборудования КИС СОЮ в районных судах, далее была разработана и установлена первая прикладная КИС СОЮ – межуровневого взаимодействия, а 1 августа началось обучение пользователей работе с частью установленных подсистем КИС СОЮ. Затем были установлены 7 подсистем КИС СОЮ, которые начали эксплуатироваться в сентябре, а закончились в конце декабря и КИС СОЮ была сдана в промышленную эксплуатацию в окончательном варианте.

КИС СОЮ, ставшая фундаментом для информационного обеспечения деятельности судов столицы, имеет некоторые компоненты:  компьютерная справочно-правовая система «Гарант»; центр обработки данных; компьютерная справочно-правовая система «Консультант-Плюс»; система ВКС (видеоконференцсвязь); центр обработки данных; система аудио- и видеозаписи разбирательств в залах суда; система автоматического опубликования информации о рассмотренных в суде делах и материалах; единая информационная база судебной статистики и делопроизводства; единый информационный портал судов Москвы.

Также, отмечая специфику КИС СОЮ, следует выделить состав данной системы, которая состоит из таких частей, как: электронное дело; межуровневое взаимодействие; межведомственное взаимодействие; электронный архив; подсистема -аудио и видеозаписи; информационные киоски; внешний и внутренний портал; информационно-аналитическая подсистема.

Информационный ресурс, который предоставляется пользователям сети Интернет актуальную, соответствующую реальности информацию в полном объёме называется Единый информационный портал. Среди возможностей, предоставляемых порталом для пользователей числятся Информация по судебным делам, Личный кабинет, Калькулятор госпошлины, Определение территориальной подсудности, Новости, Фотогалерея и другие информационные сервис. Кроме того, для привлечения и внедрения граждан в цифровую реальность, создан цифровой музей, где посетители сайта могут ознакомиться с историей Мосгорсуда, узнать больше о биографии предыдущих председателей суда.

Сама Единая информационная база судебного делопроизводства и статистики представляет собой сервис со множеством функций, в котором учитываются все накопленные данные, которые включают всю информацию о имеющимся в производстве административных, уголовных и гражданских делах.   Выделяется несколько подсистем внутри Информационной системы, среди них "Электронный архив", "Личный кабинет", и "Электронное дело".

Подсистемы "Электронного дела" и "Электронного архива" в московских судах представляют собой комплекс программ и оборудования, который позволяет создавать электронные версии материалов дел в формате Word и из отсканированных документов. Благодаря современному оборудованию, документы, поступающие в суд на любом этапе процесса, быстро преобразуются в электронный вид с помощью сканеров и добавляются к электронным делам. Подобным образом создаются также архивные дела.

Подсистема "Личный кабинет" предоставляет участникам судебных процессов, среди которых исцы, ответчики, обвиняемые, подсудимые, адвокаты и другие участники, доступ к электронным версиям процессуальных документов, видеозаписям заседаний, расписанию судебных заседаний, возможность дистанционного ознакомления с материалами дела, подачу заявлений и ходатайств в электронном виде и другие функции.

Система автоматизированной публикации информации о рассмотренных делах и материалах в суде представляет собой ресурс, предназначенный для оперативного размещения актуальной информации о ходе судебных процессов и материалах на Едином информационном портале.

Основная функция центра обработки данных - обеспечение нужными вычислительными мощностями прикладных систем, включённых в КИС СОЮ, а также для обеспечения наличия резервных копий данных прикладных подсистем.

В этом центре размещены информационные системы Московского городского суда и 35 районных судов Москвы. Внутренний портал общей юрисдикции столицы создан с целью улучшения сотрудничества и повышения эффективности работы персонала аппаратов районных судов и Московского городского суда.

 Портал предоставляет сотрудникам судов доступ к разнообразной информации, включая справочные данные, новости и нормативные документы. Система записи аудио- и видеоматериалов судебных заседаний используется для ведения протоколов, учета хода заседаний, сохранения записей, их подготовки и публикации в Интернете. Она также обеспечивает доступ к материалам для руководства и участников процесса через личный кабинет на портале, а также предоставляет информацию посетителям судов через информационные киоски.

Кроме того, ВКС предназначен для трансляции сеанса судебного процесса в городском суде Москвы, а также в других региональных судах, городских судах, районных и Верховном Суде Российской Федерации обеспечивает Видеоконференцсвязь (ВКС) с дистанционным участием осужденных, находящихся в СИЗО г. Москвы. ВКС создает возможность для проведения судебных процессов в Верховном Суде Российской Федерации и федеральных судах с дистанционным участием: осужденных, находящихся в учреждениях ФСИН (в том числе региональных);прочих лиц, участвующих в деле, их представителей, экспертов, переводчиков, свидетелей, специалистов, находящихся в судах.

Также следует отметить, что уровень импортозамещения в Комплексной информационной системе судов общей юрисдикции составляет 60% и имеет такие технологии, как: Система хранения контента на базе «Alfresco» (open source); Интеграционная шина на базе WSO2; ИБ – VPM S-terra, Серверы Аквариус; Почта на базе «Zimbra»; антивирус «Касперского», Виртуализация oVirtu; СУБД Postgre SQL; Аналитическая система на базе Pentaho (open source); Мониторинг инфраструктуры и прикладных систем на базе Zabbix; Служба на базе мгновенных сообщений ZXChat; УЦ КриптоПро; ПО российской разработки (КРОК) [5].

На уровне программном подсистема является личной разработкой КРОК, которая включает себя модули трансляции и публикации видеозаписей. Это разрешает транслировать цифровые видеопотоки в режиме реального времени на Единый информационный портал столичного суда. Превалирующая часть программных ИТ-решений разработана На базе продуктов отечественного производства, либо с открытым исходным кодом разработана превалирующая часть программных ИТ-решений

Для осуществления аудио- и видеопротоколирования заседаний, КРОК оснастили более 200 залов в 24 судах Москвы более чем 1000 микрофонами и камерами (IP-видеокамеры Panasonic и Samsung), а также 234 инфокиосками для вывода информации о слушаниях. На киоске доступна информация обо всех делах, рассмотренных судами Москвы. С помощью сканера можно считать штрихкод с повестки и быстро найти всю необходимую информацию по своему делу [6].

Во внешнем и внутреннем портале публикуется вся информация по Федеральному закону РФ от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Также создан личный кабинет для подачи дел в электронном виде, получения доступа к материалам дела. Вся регламентная документация по работе суда опубликована в едином информационном пространстве. Кроме того, существует единая точка входа ко всем информационным ресурсам.

Говоря о технологиях, следует отметить наличие информационно- аналитической подсистемы, которая создана для таких действий, как: построение регламентной отчетности за несколько минут; автоматизация демонстрации ошибок в данных; конструктор произвольных отчетов; поиск и просмотр карточек дел по единой базе для всех судов.

На автоматизацию работы адвокатской палаты и делегирования заявок на участие адвокатов в делах по назначению, в Москве в 2018 году велась работа по внедрению автоматизированной информационной системы АИС АПМ. Организация электронного взаимодействия между АИС АПМ и КИС СОЮ стала шагом. Благодаря подобному нововведению судьи могут удобным образом в электронном виде направлять их в адвокатскую палату и организовывать вызов адвокатов. АПГМ распределяет эти заявки среди адвокатов, которые участвуют в делах по назначению, независимо, непредвзято и равномерно. И теперь адвокат может сформировать заявку на выплату вознаграждения с помощью этой системы [7].

Также, отмечая многостороннее развитие государственных услуг, следует отметить новую возможность подачи искового заявления в московские суды общей юрисдикции через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Благодаря «интерактивному помощнику» граждане без знаний в области юриспруденции смогут получить правильно составленное заявление по наиболее актуальным жизненным происшествиям, которое впоследствии будет направлено в суд с помощью автоматического модуля определения подсудности [8].

Цифровые технологии, поставленные на службу государству, благодаря таким характеристикам как многоканальность, оптимизация работы с большими данными, использование технологических новинок для сверхскоростного решения проблем коммуникации и выход на показатели эффективности в целой линейке услуг, предоставляемых государством своим гражданам, технологическая диффузия во всех сферах жизни общества – одновременно способствуют изменению (или формированию) политической, новой социальной и экономической, в целом – культурной реальности. Помимо данных сфер, происходит изменение в судебном делопроизводстве, которое помогает и будет помогать оптимизировать деятельность сотрудников суда и граждан.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027.
  2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 Дата обращения – (25.04.2022).
  3. GovTech Maturity Index (GTMI) Data Dashboard. https://www.worldbank.org/en/data/interactive/2022/10/21/govtech-maturity-index-gtmi-data-dashboard.
  4. РАПСИ. Сам себе юрист. Как устроен доступ к правосудию через МФЦ https://rapsinews.ru/multimedia/20230812/309127184.html.
  5. В проект интеграции Мосгорсуда включена технология «Мероприятие» https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%.
  6. 234 зала суда в Москве оборудованы для аудио- и видеозаписи заседаний. https://ejustice.cnews.ru/news/top/2016-06-14_234_zala_suda_v_moskve_oborudovany_dlya_audio.
  7. На совещании Совета судей обсудили внедрение современных технологий в работу московских судов. https://www.advgazeta.ru/novosti/na-soveshchanii-soveta-sudey-obsudili-vnedrenie-sovremennykh-tekhnologiy-v-rabotu-moskovskikh-sudov/.
  8. РАПСИ. Сам себе юрист. Как устроен доступ к правосудию через МФЦ https://rapsinews.ru/multimedia/20230812/309127184.html.
  9. 21 февраля 2024 года в Московском городском суде состоялось совещание по итогам работы мировых судей, районных судов города Москвы и Московского городского суда в 2023 году https://mos-gorsud.ru/mgs/news/21-fevralya-2024-goda-v-moskovskom-gorodskom-sude-sostoyalos-soveshhanie-po-itogam-raboty-mirovyh-sudej-rajonnyh-sudov-goroda-moskvy-i-moskovskogo-gorodskogo-suda-v-2023-godu.

Интересная статья? Поделись ей с другими: