УДК 35.071.2, 004

Использование технологий Data Science в государственном и муниципальном управлении

Калинкин Александр Анатольевич – студент магистратуры Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается то, как государственные и муниципальные органы управления получают информацию о гражданах, а также то, где хранится данная информация и для чего она используется. В современном информационном обществе предметом потребления является информация, которая может содержать знания и другие важные данные. С увеличением объёма данных появляется необходимость в их обработке и хранении. На данный момент термин Big Data всё больше появляется в различных сферах. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время изучение и анализ данных приобретает глобальный масштаб. Наука о данных позволяет принимать точные решения, благодаря которым муниципальное управление сможет совершенствоваться и адаптироваться к постоянным изменениям информационного общества. Предметом исследования выступает информация о гражданах. Автор приходит к выводу, что сбор и хранение информации о гражданах является необходимой составляющей цифровизации государственных процессов в условиях информационного общества.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, цифровизация, цифровые технологии, информационное общество, сбор данных, обработка данных.

В современном мире использование новых технологий является необходимой составляющей успешной работы всех взаимосвязанных процессов любой сферы. Одной из таких сфер является государственное и муниципальное управление, в котором важную роль играют большие данные.

Под большими данными ученые подразумевают совокупность подходов, методов обработки, различных инструментов неструктурированных и структурированных данных. Все это необходимо для получения понятных для человеческого восприятия результатов [1].

Государственное управление сталкивается с рядом проблем, решение которых может заключаться в эффективном использовании возможностей передовых технологий. К таким проблемам относится низкий уровень доверия граждан, снижение работы портала для предоставления государственных услуг, отсутствие вовлеченности граждан в процессы принятия решений и отсутствие адаптивности граждан к социальным изменениям.

Для решения данных проблем современные технологии предлагают большое количество инструментов для обработки данных о гражданах, а также другие подходы, основанные на методах аналитики. Для их эффективной работы необходимо собирать и обрабатывать внушительное количество информации о гражданах, их предпочтениях. Осуществить это можно через единый Интернет-ресурс – Портал государственных услуг.

Портал государственных услуг не только предоставляет доступ к более чем 360 услугам, но и является источником больших данных, которые далее будут проанализированы с целью выявления оценки удовлетворенности граждан качеством услуг. Собрав общую информацию об отзывах, жалобах, оценках и предложениях, появляется возможность выявить недостатки, которые в процессе будут исправлены. Также органы муниципального и государственного управления получают информацию о неуплате штрафов, доходах и других проверках налоговой задолженности. При этом согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных", персональные данные будут обработаны в соответствии с правовыми основами.

Также наглядным примером оптимизации процессов является учет налоговых поступлений, при осуществлении которого необходима высокая скорость передачи информации для последующей обработки данных [2].

Благодаря анализу статистики посещений, времени ожидания и количества заявок появилась возможность повышать производительность портала государственных услуг, распределяя нагрузку между более востребованными услугами и менее востребованными. Также возможно спрогнозировать на основе этих данных будущую загруженность, что позволит заранее выявить возможные проблемы.

Перспективы использования цифровой трансформации системы муниципального управления в России были исследованы многими авторами. Авторы статьи Волкова А.М. и Потапов А.Д. предложили свой взгляд на активацию гражданского участия и пришли к выводу, что существуют множество проблем, связанных с внедрением изменений государственными институтами [3]. Данная точка зрения позволяет подробнее рассмотреть аспекты внедрения систем обработки данных.

Солопова Н.А. и Селезнева Ж.В. на основе своего исследования рассмотрели преимущества обработки данных, такие как повышение качества вычислений за счет создания единой информационной базы и обеспечение высокой скорости обработки информации, что значительно сэкономит время [4].

В информационном обществе информация и данные играют большую роль, так как с увеличением информационных продуктов и услуг увеличивалась и потребность в хранении и обработки информации.

Подходы к работе с данными менялись на протяжении многих лет. Например, в 2020-2022 г.г. перешел переход всех услуг в цифровой вид. При внедрении цифровизации в обыденную жизнь появилась необходимость создания концепции системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) (рис.1).

Рисунок4

Рисунок 1. Национальная система управления данными.

Источник: Tadviser.

Озера данных, куда предоставляются только деперсонализированные данные, позволяют на основе полученных данных о ситуации в стране предпринять меры по устранению проблем. Хорошим примером является ситуация с короновирусом.

Система НСУД показала значимые результаты в области работы с данными. В Ленинградской области создали первую очередь региональной НСУД, а в Воронежской области проанализировали полномочия госслужащих.

Также необходимо рассмотреть то, какие данные собираются о человеке (рис. 2).

Рисунок5

Рисунок 2. Данные о гражданах, которые собирают и хранят крупнейшие госорганы.

Источник: Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДАННЫМИ. О. А. Виниченко, С. В. Коршунова, А. А. Малахов, О. Б. Саваровская

На рисунке 2 можно заметить, насколько большое количество информации собирается о гражданах. С позиции Data Science возможен ряд проблем с представлением таких данных [5], однако данная информация может быть необходима для верификации граждан по данным паспорта, а также определения социального статуса по данным о доходах и налогах. Всё это необходимо для общей статистики уровня жизни граждан. Также по паспортным данным государственные органы могут отслеживать перемещения граждан в целях повышения общего уровня безопасности. Данные о доходах позволяют выявить источники финансирования, что может содействовать противодействию мошенничеству в интернете.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что сбор данных является неотъемлемой частью анализа всех составляющих сфер жизни информационного общества. В условиях быстрых темпов развития необходимо адаптироваться к постоянным изменениям и новым тенденциям. Сбор данных используется не только в научных целях, но и для совершенствования взаимодействия органов государственного управления и граждан. За счёт открытой статистики об уровне жизни граждан степень их доверия к государственному и муниципальному управлению увеличивается. Также в условиях цифровизации государственных процессов необходимо оптимизировать и обновлять Интернет-ресурсы для взаимодействия с гражданами, например, портал государственных услуг [6]. За счёт обработки информации о просьбах и жалобах граждан перспектива улучшения их жизни в целях развития государства становится всё более реализуемой. Таким образом, обработка данных является неотъемлемой составляющей развития информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.

Список литературы

  1. Бойченко О.В., Исмайлов Э.И. Технологии Big Data в цифровой экономике России. Сборник трудов V Международной научно-практической конференции «Дистанционные образовательные технологии», 2020. – С. 306-309. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44060135_600 39651.pdf(дата обращения: 12.02.2024).
  2. Пилотное исследование Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Большие данные в государственном управлении: опыт внедрения». URL: https://ac.gov.ru/files/content/10087/sorokin-kruglyj-stolissledovanie-pdf.pdf (дата обращения: 12.02.2024)
  3. Волкова А.М., Потапов А.Д. Цифровая трансформация системы муниципального управления в России: выбор модели институционального дизайна политики // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 1. С. 254-271.
  4. Солопова Н.А., Селезнева Ж.В. Анализ применения цифровых технологий в государственном и муниципальном управлении // Вестник МГСУ. 2023. № 1. С. 8-17.
  5. Гржибовский А. М. Выбор статистического критерия для проверки гипотез // Экология человека. 2008. №11. 48-57
  6. Ватлина Л.В. Цифровая трансформация государственного управления с применением компетентностных моделей // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 3. С. 183–189.