УДК 007.51

Подходы к кластеризации профессиональных областей при создании приложения по поиску мастера

Посконная Юлия Дмитриевна – студент факультета инженерной академии Российского Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Никулин Даниил Павлович – студент Института кибербезопасности и цифровых технологий МИРЭА — Российского технологического университета.

Аннотация: Актуальность создания информационных систем и мобильных приложений для решения различных бытовых проблем крайне возросла за последние несколько лет, однако вопрос создания грамотного и технически правильного сервиса остается открытым. Как правило, во время создания такого результата интеллектуальной деятельности имеется необходимость не только в квалифицированном разработчике, но и аналитик, который сможет выявить потребности общества и внести на основании этого коррективы в исходный продукт. В данной статье рассматриваются методы кластеризации профессиональных областей и предлагается примерная визуализация пирамиды поиска для сервиса, направленного на подбор необходимого мастера, выполняющего услуги в необходимой заказчику области.

Ключевые слова: профессия, классификация профессиональных областей, разработка мобильного приложения, пирамида поиска, фильтры поиска, анализ алгоритма поиска.

Культура хранения и бережного пользования предметами быта порой отходит на второй план: современные тренды диктуют нам выходить из зоны комфорта [1], начинать жизнь с чистого листа и очищать окружающее нас пространство не только от слоя пыли, но и от сломанных вещей. Однако обычный житель нашей страны все же часто прибегает к ремонтным работам: это относится как к починке старых вещей, так и техническому обслуживанию и ремонту устаревших, но все еще исправно выполняющих свою функцию агрегатов, а также доустановке необходимого оборудования для комфортного существования. Если мы зададимся вопросом поиска необходимого нам мастера (исполнителя), то первым на ум придет поиск в Интернете. Однако в таком случае алгоритм поиска фильтрует страницы не толко по частоте переходов на ссылку, но и по количеству ключевых слов, присутствующих на страницах лендинга или сайта [2]; SEO-продвижение в таком случае является бесплатной рекламой. Нам часто встречались ситуации, когда на первых ссылках по поиску предлагались такие сервисы или онлайн-магазины, в которых могла присутствовать повышенная стоимость услуг, ведь сервис в таком случае четко занял свою нишу и обеспечил себе достаточную заинтересованность пользователя. В таком случае взамен поиска интересующего нас сервиса в интернете, мы обратимся к знакомым (так называемое, “сарафанное радио”) [3]. Однако ситуации, в которых знакомые никого не могут нам посоветовать, а первые ссылки в интернете не вызывают доверия и предлагают слишком завышенные ценники, случаются крайне часто. Тогда идеальным вариантом станет создание специализированного приложения, в котором пользователю будет предложено множество мастеров, предлагающих идентичные услуги.

На данный момент нам известен один онлайн-сервис, одной из услуг которого является поиск мастера, - Авито [4]. Сложность пользования Авито в такой ситуации состоит в том, что данный сервис изначально предлагал никак не услуги. Он стал первой успешной в России системой реализации товара “из рук в руки”, однако сейчас можно наблюдать динамику увеличения кластера оказания услуг и роста спроса и предложения по данной категории. Сейчас Авито может предложить пользователю практически любую услугу: от шитья платья до производства и установки кухни, однако для рядового пользователя Авито до сих пор остается сервисом, с помощью которого можно сбыть застарелые предметы быта. Мы же предлагаем создать приложение, специализирующееся на данном вопросе и объединяющее мастеров, предлагающих свои услуги.

Для начала стоит разобрать термин профессия на составляющие его факторы. Профессия - это не только занятие, от которого человек получает прибыль. В широком смысле слова профессией называют комплекс знаний и глубину квалификации, отвечающие интересам человека. Методологически профессию, труд или любое занятие можно анализировать по многим факторам, одними из которых являются (рис. 1):

  • Физические навыки или умственные способности. Важный фактор, не только способный повлиять на выбор профессии на этапах профориентации, но и являющийся надежным фильтром кадров на конкурентном поле.
  • Важность знаний или опыта. Безусловно, опыт необходим в любом деле: среди конкурентов нас выделяет не только знания полученные из книг и Интернета, но и опыт, полученный в процессе совершенствования навыков [5]. Однако есть ситуации, когда опыт может быть важнее теоретических знаний. Например, в сфере услуг снизить временные затраты многих обязанностей можно, поработав на одной должности несколько лет (так, менеджер службы поддержки будет на до автоматизма доведенной технике отвечать по заученным шаблонам намного быстрее новичка), однако в сфере аналитики важны знания, и чем их больше усвоено человеком, тем он является более ценным кадром.
  • Индивидуальный или групповой подход. Есть занятия, которые возможно сделать в одиночку (например, перепаять проводку или поменять лампочку), а есть такие, в которых без лишних рук не справиться никак. Так, для банальной сборки шкафа или другой крупногабаритной мебели может потребоваться человек, который поможет поднять детали или подержать их в нужном положении.
  • Узконаправленность выбранного дела. Данный фактор влияет на сужение клиентской базы, а также ценность мастеров, которые решили посвятить свое время на изучение столь непопулярной узкопрофильной отрасли. Одновременно с этим данный вопрос может также влиять на формирование итогового ценника.
  • Необходимость сопутствующих инструментов. В данном вопросе затрагивается аспект затрат, которые могут быть критическими, а могут быть незначимыми или даже отсутствующими. В современном мире вырос спрос на аутсорсинговые услуги [6]. Так как аутсорсинговые компании обладают необходимыми знаниями и или оборудованием, что позволяет им выполнять свое дело качественно и оперативно.
  • Частота повышения квалификации. Есть отрасли, которые развиваются быстро и кардинально, есть же более стабильные ниши. Так, работа электрика в больших масштабах не сильно изменилась за последние десятки лет, а вот сфера графического дизайна на данный момент активно расширяется и меняется практически каждый год.
  • Скорость развития отрасли. Напрямую влияет на предыдущий пункт, однако и зависит от многих факторов. Различия между уровнем жизни населениям, вызванный, например, региональной подосновой или разницей в заработных платах, накладывают неравномерность на развитие спроса на инновационные технологии.

Рисунок 1. Разложение понятия “профессия” по основополагающим направлениям.

Рисунок1

Рассмотрев суть понимания термина со стороны самой профессии, можно приступить рассматривать данный вопрос со стороны заказчика. Нет смысла утверждать, что при поиске мастера (или любого другого исполнителя) заказчика будет сильно интересовать хотя бы один из перечисленных выше факторов. Безусловно, если хоть один аспект будет негативно влиять на финансовые или временные издержки, тогда заказчик пересмотрит свой выбор и сделает его в пользу более выгодного предложения. В нашей ситуации, когда пользователи мобильного приложения представляются как обычные физические лица, кластеризация будет строиться, конечно, по совершенно другому принципу. Ниже будет предложено визуальное представление ядра каталога, по которому потенциально может производиться отбор интересующей анкеты мастера в приложении (рис.2). На нижней ступени пирамиды (самый большой квадрат) представлен первоначальный запрос клиента; по мере приближения к центру (к маленькому квадрату) происходит фильтрация требований в сторону абсолютного удовлетворения выбранным предложением.

Рисунок 2. Визуальное представление пирамиды поиска в каталоге приложения по поиску мастера.

Рисунок2

Стоит учитывать, что поиск и заказ той или иной услуги начинается с выбора радиуса поиска, назовем это нулевой ступенью пирамиды. Например, когда пользователь пользуется сервисом доставки еды, первым делом он указывает свой адрес. Это делается с целью понимания ценника доставки и ее возможности. В нашей же ситуации местоположение важно тем, что оно заранее задает фильтр для относительно большого количества предложений: человек заранее обдумывает, что он готов сделать для ремонта той или иной техники и сможет ли он ее в принципе куда-либо перенести, или ему необходим мастер, который обслуживает данный район. На первой ступени выбора стоит область бытовой жизни: человек понимает, что именно ему надо сделать и на основании этого он выбирает первую классификацию. Данная классификация должна обширно разделять области, так как человек зачастую не знает точной причины поломки и может только описать исходную проблему. На второй ступени расположена глубина работы: при поиске исполнителя, мы обозначаем наш бюджет на ту или иную работу и отвечаем на вопрос на вопрос: “Рационально ли чинить старую вещь или проще купить новую?”. Этот выбор влияет на время работы, и итоговый чек, а может и повлиять на выбор исполнителя в зависимости от его возможностей. Третья ступень отвечает за выбор ценового сегмента. Актуальный вопрос в последнее время, когда цены на жизнь растут, а зарплата - нет [7]. Данная категория скорее является не путеводителем вглубь ядра поиска, сколько именно фильтром: мы часто встречаем в онлайн сервисах фильтр “сначала дешевле\дороже”. И последним шагом является выбор исполнителя, причем в данной итерации встает вопрос не только просмотра анкеты мастера и выявления лояльности к тому или иному человеку на основании предыдущих ступеней, но и по опыту других пользователей при взаимодействии с тем или иным исполнителем, а также выбор в пользу частного мастера или компании.

На основании вышесказанного можно подвести итог. Создание каталога или выявление алгоритма поиска со стороны пользователя является обязательной, но не такой простой задачей любого разработчика приложений или информационных систем. Рациональную кластеризацию можно провести в том случае, если рассматривать исследуемую область не только со стороны исполнителя задачи, но и со стороны конечного потребителя.

Список литературы

  1. Кайгородов Б.В., Еремицкая И.А. Зона комфорта, развитие и понимание себя // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4. С. 329-331.
  2. Пестерев П.В. Влияние поведенческих факторов ранжирования на позиции сайтов в результатах поисковой выдачи // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2017. №2. С. 219-221.
  3. Лебедев, Ю. В. «Сарафанное радио» как прием маркетинга и его значение для малого бизнеса // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 443-445.
  4. Доска объявлений за $2,7 млрд: как Avito пришла к успеху: РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/14/12/2015/5669bbdc9a79472e718fd6df (дата обращения: 5.02.2024).
  5. Чем отличаются знания от опыта:ru. [Электронный ресурс]. URL: https://thedifference.ru/chem-otlichayutsya-znaniya-ot-opyta/ (дата обращения: 6.02.2024)
  6. Плотникова И.В., Шевелева Е.А., Гросс А. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА И АУТСТАФФИНГА В РОССИИ // Компетентность. 2021. №3. С. 50-53.
  7. Гришина Е., Кириллова М. Доходы падают, бедность растет // Экономическое развитие России. 2015. №9. С.81-83