УДК 004

Цифровая логистика: «умные» контейнеры и склады, дроны, беспилотные грузовые самолеты и автомобили

Даниленко Виктор Сергеевич – студент Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича.

Аннотация: Цифровизация логистики – процесс, необходимый для снижения доли логистических издержек в конечной стоимости продукта. Он включает в себя интеллектуальные системы управления грузооборотом на всех этапах перевозок, автоматизацию документооборота как во внутреннем сегменте, так и в международном, снижение кадровой необходимости и в целом участия людей. Развитие этой области идет в нескольких направлениях: использование интернет вещей на транспорте, цифровой транспорт, уберизация грузоперевозок, создание общей сети электронных транспортных накладных, автоматизация складов, создание цифровых коридоров. Я рассмотрю каждое из направлений подробнее в ходе своего эссе, потому что считаю их ключевыми в понимании темы и отслеживании динамики ее развития.

Ключевые слова: цифровая логистика, цифровой транспорт, беспилотное оборудование, информационное пространство.

  • Использование интернет вещей.

Данное направление в цифровой логистике работает на:

- упрощение отслеживания и поиска грузов (умные паллеты и контейнеры с маячками для отслеживания передвижения и датчиками для контроля температуры, влажности, попыток вскрытия или повреждения груза, умная инвентаризация складов)

- минимизацию человеческого фактора, как умышленного, так и случайного (кражу, подмену, повреждение, задержку груза и тп.)

- «уберизацию» перевозок, что позволяет отказаться от посредников-экспедиторов и управлять процессом грузооборота самостоятельно и дистанционно

- повышение эффективности работы складского оборудования (с помощью датчиков для измерения пропускной способности и скорости транспортеров)

Рассмотрим несколько конкретных примеров внедрения и использования IoT в логистике.

- Компания DHL оснащает контейнеры сверхвысокочастотными RFID-метками и встроенными температурными датчиками Smart Sensor, для отслеживания температурных режимов перевозок и получения предупредительных сигналов клиенту в случае их нарушения.

- Городская транспортная система Сеула. Система в реальном времени обрабатывает данные, получаемые с GPS, камер наружного наблюдения, и управляет транспортом. Системе удалось снизить трафик и повысить удовлетворенность граждан.

- Система SmartPort (умный порт) - мониторинг на основе IoT-датчиков и управление трафиком транспорта в порту Гамбурга. Система в том числе управляет закрытием мостов для движения судов, железнодорожным и мобильным автодвижением в районе порта.

PwC подсчитал, что в России экономический эффект от внедрения IoT в логистике до 2025 года оценивается в 542 млрд рублей.[1]

  • Цифровой транспорт, урбанизация грузоперевозок и автоматизация складов

Я объединил эти пункты, так как, по сути, в каждом из них идет речь об использовании транспортных беспилотников.

Дроны на данном этапе своего развития имеют малую грузоподъемность и очень дороги в изготовлении. Они используются на данный момент в основном для локальной доставки малых грузов напрямую к клиенту. Поэтому я делаю акцент на роботизации складов и использовании беспилотных грузовиков.

Внедрение беспилотного оборудования имеет ряд преимуществ, таких как:

- увеличение производительности труда (беспилотникам не нужен отдых, сон, они быстрее и эффективнее принимают решения)

- сокращение финансовых издержек (сокращение трат на материалах и обслуживании складов, оплате труда сотрудников)

- уменьшение временных затрат

- повышение качества и эффективности операций

Беспилотный грузовой автомобиль наряду с легковым оснащен всем необходимым для автопилотирования в превалирующем большинстве ситуаций и условий. Они разрабатываются и совершенствуются многими крупными автомобильными концернами (Mercedes-Benz, BMW, «КАМАЗ» совместно с компанией Cognitive Technologies), что дает возможность конкуренции и как следствие возможности выбора.

На роботизированных складах полностью автоматизированы процессы складирования, инвентаризации, хранения, поиска, комплектования, упаковки грузов.

К недостаткам автоматизированных систем можно отнести дороговизну (для крупных компаний это не является минусом, так как снижение издержек в ходе их использования полностью покрывает стоимость оборудования, однако в небольших масштабах они не будут столь широко применимы), отсутствие правовой и законодательной базы ответственности для беспилотных устройств, недоверие людей.

Говоря отдельно о беспилотных грузовиках, многие из них все еще требуют временного вмешательства человека в определенных ситуациях (при неблагоприятных природных условиях, внештатных ситуациях на дороге, отсутствии разметки на дороге), но доработки постоянно ведутся, поэтому я думаю, что в течении 5-10 лет они смогут быть полностью автономными (ученые прогнозируют это на 2027 год)

  • Создание общей сети электронных транспортных накладных и цифровых коридоров

Я также объединил эти два пункта, так как они взаимосвязаны.

Создание единого информационного пространства электронных документов, содержащих сведения о перевозимых грузах, их получателях и отправителях, помогает перейти к сотрудничеству стран и компаний, использованию технологий Big Data для ежедневного анализа транспортных операций, дальнейшей оптимизации маршрутов, значительного сокращения времени на оформление документации, создания технологии автоматического управления транспортно-логистическими процессами.

Возможность повсеместного использования данной системы ограничивается различиями в правовой базе разных стран, разнообразием используемых сертификаций, разрешений, терминологий и тп.

В теории могло бы быть очень действенной системой, однако я думаю вряд ли когда-нибудь будет использоваться, максимум внутри некоторых государственных объединений, у которых уже есть общие электронные базы по грузоперевозкам и налажено взаимодействие, такие зоны как раз и называются цифровыми коридорами.

Таким образом, в связи с высоким уровнем требований к эффективности управления перевозками цифровые технологии перемещаются из разряда вспомогательных средств в класс основных. Это позволяет существенно снизить затраты на организацию и осуществление перевозок, повысить качество транспортно-логистических услуг, производительность труда работников транспортных предприятий, повысить конкурентоспособность компании.

Список литературы

  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Волкогонов В.Н., Гапоненко В.А., Катасонов А.И. В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2022). XI Международная научно-техническая и научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 2022. С. 294-298.
  1. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА В СИСТЕМАХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Катасонов А.И., Цветков А.Ю. В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2020). IX Международная научно-техническая и научно-методическая конференция : сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2020. С. 563-568.
  1. ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ПО ОЦЕНКЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ УЗЛОВ СЕТИ ОБЪЕКТОВ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Гельфанд А.М. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2022684460, 14.12.2022. Заявка № 2022684050 от 07.12.2022.
  1. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЙ ВТОРЖЕНИЙ И АНОМАЛИЙ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Красов А.В., Гельфанд А.М., Фадеев И.И., Казанцев А.А. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2020617705, 10.07.2020. Заявка № 2020616731 от 29.06.2020.
  1. ОЦЕНКА РИСКОВ И УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ В СРЕДЕ "УМНЫЙ ДОМ" Гельфанд А.М., Казанцев А.А., Красов А.В., Орлов Г.А. В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2020). IX Международная научно-техническая и научно-методическая конференция : сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2020. С. 316-321.

[1] Исследование PwC (PricewaterhouseCoopers) ««Интернет вещей» (IoT) в России: технология будущего, доступная уже сейчас» 2017г.