УДК 378:796.011

Особенности мотивации к физкультурно-спортивной деятельности

Алешин Вадим Александрович – аспирант кафедры физической культуры факультета физической культуры и реабилитации Ульяновского государственного университета.

Александров Даниил Игоревич – аспирант кафедры физической культуры факультета физической культуры и реабилитации Ульяновского государственного университета.

Аннотация: Статья освещает значимость фитнеса и спорта как средства для достижения гармоничного образа жизни, подчеркивая их вклад в гормональный баланс и снижение уровня стресса. Авторы исследуют важность самосознания, мотивации и индивидуального подхода в спортивной подготовке, а также роль тренера в процессе тренировок. Рассматривается динамика мотивации на психофизиологическом уровне и её влияние на спортивные достижения. Статья акцентирует внимание на многоуровневой структуре мотивации, связывая её с удовлетворением как физиологических, так и социальных потребностей через занятия спортом. Представлены результаты исследований, иллюстрирующие разнообразие мотивационных факторов среди начинающих спортсменов, и обсуждаются стратегии для формирования устойчивой мотивации к регулярным физическим упражнениям.

Ключевые слова: спорт, мотивация, потребности, фитнес, физические и психическое здоровье, образ жизни.

Фитнес и спорт могут быть идеальным средством для достижения сбалансированного, образа жизни, с гормональным балансом и низким уровнем стресса. Подготовка к спорту требует высокого самосознания и понимания собственных способностей, потребностей и запросов своего тела, а главное – мотивации к регулярным и интенсивным тренировкам. Кроме того, для эффективных результатов спортивной деятельности необходимо учитывать как общие, так и индивидуальные параметры физической активности. Важно, чтобы тренер был компетентным и заботился о здоровье своего подопечного, понимая, когда нужно использовать давление, чем замотивировать спортсмена, а когда, наоборот.

Человек в спорте действует под влиянием внутренних побуждений, которые направляют его к конкретным целям и удовлетворению потребностей. Динамический процесс мотивации на психофизиологическом уровне определяет его поведение, активность и способность достижения поставленных задач. Факторы и процессы, стимулирующие или тормозящие спортсменов, являются ключевыми в формировании мотивации. Важно понимать, что мотивация способствует не только достижению социальных, но и биологических целей человека.

И на основе этого факта представлен список потребностей, способом удовлетворения которых и могут служить занятия физической культурой и спортом: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) социальные потребности; 4) потребность в уважении; 5) потребность в эстетике; 6) потребность в самоактуализации.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом играет важную роль в совершенствовании и повышении функционального состояния организма человека. Осознание и понимание мотивации необходимы для достижения результативности и эффективности в деятельности. Человеку важно понимать, что движет его к действиям и влияет на его общее состояние. Неверное направление мотивации может привести к неудовлетворенным потребностям и ухудшению психического и физического благополучия. Именно в этом кроется основная проблема формирования мотивации к занятиям спортом и фитнесом.

Из результатов проведенного Я. А. Скворцовой опроса среди новичков в спорте стало известно, что молодых атлетов мотивируют чаще всего, следующие факторы [5]:

- желание совершенствовать себя, развиваться и воспитывать самого себя, повышая не только физические показатели, но и внутренние качества, такие как воля, дисциплина, сила духа.

- стремление к самореализации, к победе, через признание со стороны общества, защиту чести своего коллектива, города, или даже страны, а также желание быть подражанием любимого спортсмена.

- удовлетворение социальных потребностей, включая популяризацию спорта и сохранение семейных традиций, когда спорт являются частью образа жизни семейной группы.

- жажда общения и принадлежности к крупной сплоченной команде, то есть социальные потребности.

- получение материальных благ, в данном случае, речь идёт о профессиональном спортсмене.

Причины не являются константными и могут меняться с течением времени под давлением различных обстоятельств, влиянием внутренних и внешних факторов.

С. В. Ильинский провёл исследование, в котором было опрошено около 900 спортсменов [2].

В начальные этапы спортивной деятельности основным мотивом является общение и совместное время провождение со сверстниками, что значительно укрепляет внутригрупповую симпатию. В этот период спорт становится не только увлекательной игрой, но и общей средой для общения и взаимодействия. То есть, интерес к тому или иному виду спорта обогащается социальными мотивами и становится важным фактором нахожднеия детей в спортивных секциях. Спортсмены любители находят в посещении спортивных сооружений возможность общения и взаимодействия с единомышленниками. Групповые занятия и участие в спортивных клубах (бег, туризм, велоспорт, игры и другие) способствуют формированию новых связей и укреплению дружеских отношений. Помимо самого процесса занятий, групповые занятия спортом также способствуют формированию командного духа и развитию навыков сотрудничества. Ведь чтобы добиться успешных результатов, участники должны научиться слушать и понимать друг друга, распределять роли в команде и поддерживать партнеров в деле достижения общей цели. Более того, через совместные усилия в спорте люди учатся преодолевать трудности вместе, разделять радость от успехов и поддерживать в сложные моменты. Это создает основу для крепких и долгосрочных взаимоотношений, которые могут преодолеть любые преграды и преобразиться в настоящую дружбу.

Исследования Ю.Ю. Палайма, поддерживают данную гипотезу, связанную с градацией на группы по доминантному мотиву. "Индивидуалисты" в спорте склонны к самовыражению и личным достижениям, чего обычно достигают в индивидуальных соревнованиях. В то время как "коллективисты" действуют на общественные и моральные побуждения, их сильные стороны проявляются в командных соревнованиях. Такой вид классификации позволяет определить те виды спорта, где потенциально возможно наибольшее превосходство индивида. Эти данные крайне важны для разработки и планирования мероприятий по физическому развитию. Учет предпочтений поможет привлечь интерес к физическому развитию еще на самом начальном этапе процесса [3].

Создаваемая культурная среда и социум оказывают непосредственное воздействие на формирование индивидуальности и мотивации личности. Таким образом, принятые нормы социальной структуры и влияние социальных групп несут значительную ответственность за формирование мотивации личности в современном мире.

Культурологические мотивы играют значительную роль в формировании личности, особенно в современном обществе. Молодое поколение все больше подвержено воздействию средств массовой информации, социальным институтам и общественным структурам. Эти факторы способствуют не только формированию потребности в развитии и познании, но и созданию спроса на физическую активность.

Физические упражнения играют ключевую роль в поддержании здоровья и профилактике заболеваний среди молодежи. Неоспоримым фактом является то, что они оказывают благотворное воздействие на организм и способствуют не только формированию здорового образа жизни, но и снижают вероятность развития различных болезней, включая профессиональные риски. Кроме того, физические упражнения имеют лечебное значение при многих заболеваниях, что делает их важным компонентом комплексного подхода к оздоровлению организма молодых людей. Возможность укрепления здоровья — это один из главных мотиваторов, побуждающих молодежь заниматься спортом [1, c. 28].

В современном информационном обществе все больше людей сталкиваются с проблемой понижения производительности труда из-за монотонности и однообразия физических задач. Непоследовательное выполнение умственных задач также может привести к снижению восприятия информации и увеличению числа ошибок. Поэтому двигательно-деятельностные мотивы, связанные с физической и умственной деятельностью, становятся ключевыми факторами эффективного функционирования в современном мире, позволяя организму вовремя переключаться между различными видами деятельности и функционировать более гармонично. Поэтому регулярные занятия спортом становятся основой достижения высоких результатов в профессиональной деятельности, даже если она преимущественно связана с умственным трудом.

Например, проведенные исследования показали, что регулярные перерывы в умственной работе, а также разнообразие видов деятельности могут существенно повлиять на поддержание высокой производительности и качества работы. Это подчеркивает важность внимания к двигательно-деятельностным мотивам и поиску способов их оптимизации.

Важно помнить, что сбалансированное сочетание физической и умственной нагрузок, регулярные перерывы, а также возможность смены видов деятельности помогут сохранить производительность и эффективность труда на высоком уровне. Развитие двигательно-деятельностных мотивов становится неотъемлемой частью обеспечения здоровья и успешной профессиональной деятельности.

Соревновательно-конкурентные мотивы играют ключевую роль в поддержании мотивации к физическим упражнениям. Вся история человечества свидетельствует о стремлении к превосходству и победе, и соревновательный дух является двигателем социального прогресса. Выполнение специальных физических упражнений не только способствует релаксации и улучшению физической формы, но и приносит удовольствие от самого процесса тренировок. Многие исследования показывают, что активные физические упражнения, направленные на всестороннее развитие мышц и зрительного аппарата, могут эффективно мотивировать человека к достижению спортивных целей. Регулярные тренировки помогают не только улучшить физическую форму, но и развить соревновательный дух, что в свою очередь повышает активность и эффективность тренировок [1, c. 30].

Стремление к самосовершенствованию через изучение своего тела, раскрытие потенциала и его улучшение при помощи тренировок и спорта – это ключевой момент познавательной мотивации. Этот вид мотивации имеет множество общих черт со соревновательной, но отличается тем, что целью является преодоление лени и самосовершенствование, а не превосходство над соперником на соревнованиях. Суть данной мотивации заключается в стремлении максимально раскрыть свои физические способности, улучшить свое физическое состояние и повысить уровень своей физической подготовки [1, c. 34].

Познание огромных ресурсов собственного организма раскрывает перед обучающимися бесконечные возможности для развития творческой личности. Занятия физической культурой и спортом вдохновляют личность на поиск новых путей в своем духовном росте, наполняя ее творческими инициативами.

Для поддержания здорового образа жизни и увеличения количества здорового населения необходимо активно пропагандировать спорт как часть образа жизни. Теоретические знания о здоровье формируют наше представление о здоровом образе жизни, а практические занятия помогают развивать физические навыки и умения для личного самосовершенствования. Таким образом, заинтересованность людей в занятиях физической культурой и спортом предоставляет возможность создания условий полноценного образа жизни.

Список литературы

  1. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. Г.Д. Бабушкина, B.Н. Смоленцевой. Омск: СибГУФК, 2007. - 270 с.
  2. Ильинский С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 2013, № 1(13). С. 75-85.
  3. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры, 1966. № 8. С. 126-136.
  4. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (На материале педвузов): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. В. Пятков. Сургут.
  5. Скворцова Я.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Вестник науки, 2019, №5(14). С. 208-211.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // Просвещение, 2000. С. 160.