УДК 796

Содержание и направленность оздоровительной аэробики в системе физического воспитания студентов в вузе

Маркина Ирина Владимировна – кандидат социологических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Аннотация: Статья освещает важность оздоровительной аэробики в физкультурном воспитании студентов университетов, подчеркивая ее роль в укреплении физического и психоэмоционального здоровья, а также в улучшении учебных достижений. Аэробика, интегрирующая элементы спортивных игр, хореографии и упражнений, выделяется как средство повышения физической активности и борьбы с последствиями сидячего образа жизни среди молодежи. Акцентируется необходимость профессионального подхода к проведению занятий и учета индивидуальных особенностей для достижения высоких результатов в оздоровлении и образовательном процессе.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, физкультурное воспитание, студенты университетов, физическое здоровье, психоэмоциональное благополучие, учебные достижения, интеграция в учебные программы, профессиональная подготовка преподавателей, индивидуализация тренировочного процесса.

Оздоровительная аэробика в системе физкультурного воспитания и развития телесных способностей студенческой молодежи университетов занимает специфическую нишу, совмещая в себе элементы спортивных игр, хореографических движений и физических упражнений, направленных на повышение тонуса мышц и выносливости организма. Данное направление двигательной активности ориентировано на укрепление здоровья обучающейся молодежи, повышение ее общей работоспособности и совершенствование координации движений. В академической среде вузов оздоровительная аэробика предоставляет студентам доступный и увлекательный способ поддержания физической подготовленности, что является особенно важным в условиях современного образа жизни, связанного с повышенными умственными нагрузками в процессе обучения и недостатком разнообразных двигательных действий в повседневной жизни.

В современном обществе актуальность оздоровительной аэробики в системе физического воспитания студентов обусловлена рядом факторов. Прежде всего, это повышенная умственная нагрузка в процессе обучения и преимущественно стационарный характер деятельности, приводящие к снижению объема и интенсивности физической активности молодежи и последующему ухудшению показателей их здоровья. Оздоровительная аэробика предлагает комплексный подход к укреплению здоровья студентов, синтезируя в себе элементы аэробных и силовых нагрузок, что делает ее наиболее предпочтительным видом двигательной активности для молодежи, стремящейся поддерживать свою физическую работоспособность на должном уровне [2].

Цель внедрения оздоровительной аэробики в программы физкультурного воспитания студенческой молодёжи заключается в повышении уровня двигательной активности обучающихся, улучшении их функционального состояния как физического, так и психоэмоционального, а также формировании навыков здорового образа жизни. Данное направление двигательной деятельности способствует укреплению мышечного каркаса тела, развитию координации движений, улучшению функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, кроме того, позволяет сжигать избыточные калории и повышать общий уровень фитнеса организма.

Статистические данные демонстрируют, что студенты, регулярно практикующие аэробику, на 30-40% реже сталкиваются с проблемами избыточной массы тела и ожирения по сравнению с менее активными сверстниками. Кроме того, у студентов, включивших в режим дня аэробные упражнения, на 25% выше показатели кардиореспираторной выносливости, что свидетельствует о более эффективной работе сердечно-сосудистой системы. Это, в свою очередь, позволяет снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний уже на ранних этапах жизни [4].

Психологические аспекты также подтверждают значимость оздоровительной аэробики для студенческой молодёжи. Исследования демонстрируют, что студенты, активно занимающиеся физической культурой, на 20% чаще проявляют высокие показатели психоэмоционального благополучия, включая снижение уровней стресса, тревожности и депрессии. Это обусловлено выработкой эндорфинов – «гормонов счастья» в ходе физических нагрузок аэробного характера.

Образовательный аспект также заслуживает пристального внимания. Исследования свидетельствуют, что физически активные студенты в среднем на 15% успешнее справляются с учебной нагрузкой и демонстрируют более высокие образовательные достижения по сравнению со сверстниками, ведущими малоподвижный образ жизни. Это связано с улучшением таких когнитивных функций, как концентрация внимания, оперативная и долговременная память, в результате регулярных тренировок аэробного характера [5].

Таким образом, статистические данные не только доказывают актуальность и необходимость интеграции оздоровительной аэробики в систему физкультурного воспитания студенческой молодёжи, но и акцентируют её положительное влияние на физическое здоровье, психоэмоциональное благополучие и образовательные достижения молодых людей.

Занятия по оздоровительной аэробике ориентированы на комплексное развитие физических качеств студентов и способствуют повышению их двигательной активности и состояния здоровья в целом. Основное содержание данных занятий включает в себя гармоничные комплексы упражнений, направленные на совершенствование функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Подобные упражнения позволяют укрепить мышечный каркас тела, повысить общий уровень фитнеса и способствуют эффективному расходованию излишних калорий.

Программы оздоровительной аэробики для студентов предусматривают не только выполнение традиционных комплексов аэробных упражнений, но и включают элементы аэробной хореографии, различных танцевальных направлений и функциональных упражнений с использованием собственного веса тела. Такая гармоничная интеграция разнообразных подходов делает тренировочный процесс не только максимально эффективным с физиологической точки зрения, но и исключительно интересным и увлекательным для участников. Подобная структура занятий позволяет молодым людям не просто достичь оптимальных показателей физической подготовленности и улучшить параметры здоровья, но и получать истинное удовольствие от процесса, что, в свою очередь, способствует более высокой мотивации и регулярности занятий физической культурой [1].

Направленность оздоровительной аэробики в системе физического воспитания студентов университетов нацелена не только на всестороннее развитие их физических качеств, но и на формирование устойчивой потребности в регулярной двигательной активности как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Помимо улучшения функциональных параметров организма, систематические тренировки способствуют нормализации психоэмоционального состояния, снижению уровня стресса и улучшению качества сна, что имеет исключительную значимость для студенческой молодёжи в период активного обучения в вузе [3].

Внедрение оздоровительной аэробики в программы физкультурного воспитания студентов в вузах предъявляет к преподавателям не только повышенные требования в части профессиональных знаний и навыков, но и обуславливает необходимость учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося, оценки состояния его здоровья и уровня физической подготовленности. Именно комплексный подход с учётом индивидуализации тренировочного процесса обеспечивает безопасность занятий и способствует достижению высоких результатов в оздоровлении студенческой молодежи.

Кроме того, включение в содержание занятий элементов здорового питания, сбалансированного режима дня и общих принципов ведения здорового образа жизни усиливает оздоровительный эффект от занятий аэробикой и способствует формированию у молодых людей целостного подхода к собственному здоровью как интегральной ценности.

Таким образом, оздоровительная аэробика, реализуемая в рамках системы физического воспитания студентов в вузах, играет значительную роль в становлении и поддержании их физического и психоэмоционального благополучия, что, несомненно, является важным фактором достижения ими успехов в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов вузов / И.С. Барчуков, A.A. Нестеров; под общ. ред. H.H. Мошкова. – М.: Академия, 2019. – с. 95
  2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента. 2-е изд. // М.: ИНФРА-М. – 2022 – с. 22.
  3. Григорьев, В.И. Системный подход к анализу современных проблем студенческого спорта: практикум по физическому воспитанию для студентов общеэкономического факультета / В.И. Григорьев. – СПб.: СПБГУЭФ, 2020 – с. 118.
  4. Сиднева, Л.В. Оздоровительная аэробика и методы ее преподавания / Л.В. Сиднева, С.А. Голиянц, Т.С. Лисицкая. – Троицк: Тровантлтд, 2021. – с. 74
  5. Шутова, Т.Н. Технологии фитнеса в физическом воспитании студентов / Т. Н. Шутова [и др.] // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 1. с. 30-32.

Интересная статья? Поделись ей с другими: