УДК 796

Применение гиревого спорта в процессе физического воспитания студентов

Костромина Ольга Владимировна – доцент кафедры физического воспитания и спорта Самарского государственного технического университета

Расейкина Алина Александровна – студент Самарского государственного технического университета

Аннотация: В настоящей статье рассматривается вопрос применения гиревого спорта в качестве средства физического воспитания студентов. Изучен исторический аспект становления национальных видов спорта в России и в мире. В рамках данной статьи дана краткая характеристика гиревого спорта. Кроме того, отмечены основные достоинства, а также особенности применения данного вида спорта в процессе физического воспитания студентов.

Ключевые слова: гиревой спорт, национальные виды спорта, студенты, физическое воспитание.

Особое значение, а также актуальность теме настоящего исследования придает тот факт, что роль физического воспитания заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса, и особенно после недавних ограничений подвижности людей в связи с пандемией и по причине общей гиподинамии. Растущая тенденция к все меньшей физической активности вступает в противоречие с биологической природой и человеческой физиологией, отрицательно сказываясь на функционировании различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья в целом. В свою очередь, студенты считаются наиболее активной частью социума, которой присущ большой эмоциональный заряд и огромный воспитательный потенциал, способный влиять на будущие перемены в обществе.

Становление культуры спортивного образа жизни и физического развития в студенческой среде напрямую зависит от уровня и методики преподавания соответствующих предметных дисциплин в области физкультуры и спорта. Актуальным вектором движения к физическому совершенствованию и воспитанию на современном этапе становится усложнение и расширение спектра применяемых практических средств. Поэтому существует необходимость поиска новых способов и форм для повышения эффективности данного направления, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи.

На данный момент ведущими методами и средствами формирования культуры спортивного и здорового образа жизни являются следующие: разнообразные специализированные комплексы упражнений; физические упражнения для общего развития; особые упражнения, которые применяются в ходе профессиональной спортивной подготовки. Кроме того, физическая активность студентов подразумевает их занятия различными видами любительского спорта и участие в соревнованиях [1]. Однако, мы придерживаемся мнения, что национальные русские виды спорта в этом ключе используются совершенно недостаточно, поэтому их популярность в молодежной среде не растет.

Национальными считаются такие спортивные виды, которые имеют социально-культурный контекст и сложились исторически, пройдя определенный путь изменения и развития внутри однородной национальной группы [2]. Стоит отметить, что в разных странах специфически-национальные спортивные состязания появлялись в разное время, сотни лет назад, будучи тесно связанными с уникальными этническими, климатическими, географическими, культурно-бытовыми особенностями и условиями. Например, северные народности издревле практиковали охоту на крупную дичь и оленеводство, поэтому навыки быстрого бега и точного метания топора либо копья у них ценили выше всего. Соответственно, и в программу национального северного многоборья сегодня включены такие спортивные состязания, как метание топора, бег со снарядом по пересеченной местности, прыжок через нарты.

Помимо того, национальные спортивные дисциплины составляют заметный культурный компонент народной жизни, глубоко пустивший корни в историческую почву. Русские национальные спортивные состязания и игры с самого начала совмещали в себе и тренировочные, и развлекательные, и соревновательные аспекты [2]. Историки настоящими народными видами спорта, известными издавна в России, считают гиревой спорт, лапту, килу, рукопашный и кулачный бои, бузу, хоккей с мячом, клюшкование, городки, бабки, русские шашки и другие. Мы считаем нужным рассмотреть более подробно некоторые из вышеперечисленных национальных спортивных игр, широко распространенных и в наше время.

Сегодня состязания по гиревому спорту в России могут собрать до нескольких сотен спортсменов, выступающих в разных весовых категориях. Гири для соревнований весят 16, 24 или 32 килограмма, а сами состязания происходят в двух видах: двоеборье – включает в программу толчок и рывок гири одной рукой и двумя руками; так называемый длинный цикл – включает толчок двумя руками плюс рывок гири к груди.

По мнению специалистов-физиологов, студенческий возраст является особенно благоприятным для формирования силовых способностей и выносливости. Учитывая данное обстоятельство, применение гиревого спорта и его элементов особенно полезно в рамках процесса физического воспитания студентов. Стоит отметить, что при выполнении упражнения в рывке задействованы практически все группы мышц.

Говоря о национальном гиревом спорте, в качестве яркого примера его внедрения и развития в ВУЗе мы хотели бы отметить работу по популяризации данного вида спорта, проделанную в Воронежском ГАУ профессором В. И. Воропаевым, начиная еще с 1974 года и вплоть до сегодняшних дней. За этот период в стенах университета В. И. Воропаевым было подготовлено более 20 мастеров спорта. Команда Воронежского ГАУ 34 раза становилась победителем городской универсиады, а также неоднократно входила в тройку призеров всероссийской студенческой универсиады.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что возрождение национальных видов спорта и их использование в целях физического воспитания в высших учебных заведениях имеет свои трудности, связанные с недостаточностью материальной базы и отсутствием специалистов по отдельным национальным видам спорта. Кроме того, в настоящее время имеется заметный недостаток методического обеспечения по данным видам спорта. По вышеназванным причинам, к сожалению, далеко не во всех вузах нашей страны представлены хотя бы отдельные национальные виды спортивных игр, развивающиеся как в форме внеурочных занятий, так и в форме элективных дисциплин по физической культуре и спорту.

По результатам настоящего исследования можно заключить, что представленный аналитический материал свидетельствует о необходимости поиска более эффективных путей возрождения национальных спортивных состязаний и внедрения соответствующих дисциплин в высших учебных заведениях, в частности, гиревого спорта. Такие шаги помогут сохранить национальные виды спорта в России не только как элемент историко-культурного наследия, но и как действенную методику физического воспитания современных студентов.

Список литературы

  1. Гуща Р. А. Национальные виды спорта как средство подготовки будущих офицеров / Р. А. Гуща // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2019. № 3-4. С. 56-57.
  2. Злобина Е. В. Национальные виды спорта в России / Е. В. Злобина, М. Э. Иманаева, Д. С. Кардаш // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 44. С.144-148.

Интересная статья? Поделись ей с другими: