УДК 796

Некоторые социальные аспекты ранней спортивной специализации в лёгкой атлетике

Гальчинская Людмила Александровна – старший преподаватель Севастопольского  государственного университета

Аннотация: В статье анализируются физиологические и социальные аспекты ранней спортивной специализации в лёгкой атлетике. Рассматриваются различные подходы к пониманию ранней спортивной специализации. Выявляются положительные эффекты снижения возраста начала занятий лёгкой атлетикой. Приводятся негативные физические и социально-психологические тенденции ранней спортивной специализации в лёгкой атлетике, связанные с форсированной подготовкой юных спортсменов.

Ключевые слова: лёгкая атлетика, тренировочный процесс, ранняя спортивная специализация, форсированная подготовка, спортсмены.

Уровень спортивных результатов в современной лёгкой атлетике высок настолько, что для их достижения уже недостаточно эффективной методики тренировки – требуются уникальные физические и психические качества спортсменов [1]. Данное обстоятельство актуализирует ранний отбор спортивно одарённых детей и подростков, а также раннюю спортивную специализацию легкоатлетов, обусловленную благоприятными физиологическими, морфологическими и психологическими предпосылками для специализированных занятий в детском и подростковом возрасте. Тренировки с элементами специализации, при учёте полноценного отбора и квалифицированного врачебно-педагогического контроля, стимулируют разностороннее развитие и формирование организма юного спортсмена и приносят пользу как для спортивных результатов, так и для здоровья [2]. Однако положительные эффекты ранней спортивной специализации могут быть достигнуты только в случае соблюдения важного условия – чем меньше возраст легкоатлета, тем больший процент его тренировки должен приходиться на разнообразные соответствующие возрасту средства общефизической подготовки и меньший – на специальные упражнения. На практике же ранняя спортивная специализация легкоатлетов зачастую сопряжена с широким использованием объёмных и интенсивных тренировочных нагрузок, что актуализирует медицинские и социальные проблемы детского и юношеского спорта.

Целью работы является изучение физиологических и социальных аспектов ранней спортивной специализации в лёгкой атлетике. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Под спортивной специализацией понимается планомерная разносторонняя физическая подготовка начинающих легкоатлетов к достижению высоких спортивных результатов в наиболее благоприятном для этого возрасте [3]. Для каждого вида спорта установлены свои возрастные границы допуска детей и подростков к высшим тренировочным нагрузкам, однако на практике выбор тренировочных программ зависит от индивидуальных особенностей занимающихся.

Можно выделить несколько подходов к пониманию ранней спортивной специализации, ведущих к различиям в оценке её эффектов [4]. Так, ранняя спортивная специализация может рассматриваться как тенденция снижения возраста начала занятий лёгкой атлетикой по сравнению с утверждёнными нормативами. Согласно исследованиям, нормативно установленный возраст начала тренировок совпадает с фактическим возрастом в различных видах спорта только в 13 %, что свидетельствует о несовершенстве и искусственности нормативов.

В то же время ранняя спортивная специализация является одной из объективных тенденций развития современного спорта, обусловленных его общим «омоложением». Данная тенденция связана с эпохальной акселерацией, общим прогрессом спортивной деятельности и ростом «потолка» спортивных результатов. Эпохальная акселерация способствует увеличению объёмов и интенсификации тренировочных нагрузок (до 5-8 часов ежедневного труда) и снижению возраста начала занятий спортом. Рост «потолка» спортивных результатов, проявляющийся не только в обновлении спортивных достижений, но и в ускорении темпов их роста, приводит к увеличению времени, требуемого для их достижения, а также к уменьшению продолжительности выступлений легкоатлетов на уровне спорта высших достижений.

Можно выделить следующие положительные эффекты снижения возраста начала занятий лёгкой атлетикой до 5-8 лет [5]:

  1. Облегчение процесса овладения техникой двигательных действий. Детям свойственны высокая пластичность нервной системы, большая возбудимость и реактивность, способствующие ускоренному освоению двигательных умений и навыков и овладению основами техники выбранного вида спорта.
  2. Высокая эффективность целенаправленного развития ловкости, гибкости и скорости, позволяющая овладевать более сложными двигательными действиями в дальнейшем.
  3. Трансформация хорошо развитой потребности детей в движении под влиянием регулярных занятий спортом в потребность в повышенной двигательной активности во взрослом возрасте.
  4. Улучшение адаптации детей к школе, связанное со стремлением к лучшему спортивному результату, которое способствует проявлению таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность и дисциплинированность, благоприятно сказывающихся на формировании произвольной регуляции психических и поведенческих процессов.

С точки зрения общих эволюционных процессов и педагогики ранняя спортивная специализация должна быть направлена не на раннее освоение техники вида спорта, а на всестороннее гармоничное физическое развитие ребёнка, что в последующем будет являться основой для эффективного освоения и совершенствования технической оснащённости. Однако на практике ранняя спортивная специализация нередко сопровождается форсированной подготовкой юных спортсменов – резкой интенсификацией тренировочного процесса, нацеленной на быстрое достижение спортивных результатов без учёта специфики этапа спортивной карьеры, возрастно-половых и индивидуальных особенностей легкоатлетов [6]. Стремление тренеров к форсированию спортивных достижений на этапах начальной подготовки, тренировки и спортивной специализации способствует различным нарушениям в состоянии здоровья юных легкоатлетов и негативно сказывается на движении к следующим этапам спортивной подготовки.

Данные исследований и наблюдений показывают, что физические и психологические нагрузки, сопутствующие высоким спортивным результатам при ранней специализации, оказывают негативное влияние на организм юных легкоатлетов [7]. Высокие функциональные напряжения, связанные с активной соревновательной деятельностью спортсменов, объективно нарушают закономерности многолетнего спортивного совершенствования и приводят к преждевременному износу ресурсов занимающихся, лишая их возможности полностью раскрыть свой потенциал и достигнуть действительно высоких спортивных результатов в будущем.

Ориентация юных спортсменов на успех любой ценой негативно влияет на становление их личности и способствует формированию отрицательных черт характера, таких как эгоизм, тщеславие, недоброжелательность и высокомерие [8]. Форсированная подготовка связана с повышенными требованиями к физическому и психическому состоянию легкоатлетов, поэтому придаёт тренировочной деятельности стрессовый характер. Более того, неестественно высокие физические нагрузки угнетающим образом влияют на интеллектуальные процессы спортсменов, в особенности на память.

Тренера отмечают следующие негативные тенденции ранней спортивной специализации в лёгкой атлетике [9]:

  • ранний уход из спорта, приводящий к потере талантливых спортсменов для спорта высших достижений;
  • малая длительность спортивной карьеры в спорте высших достижений;
  • нерациональное использование резервов организма спортсменов и их психическое переутомление;
  • рост числа спортивных травм среди молодых легкоатлетов;
  • снижение интереса к лёгкой атлетике вследствие узости содержания тренировочного процесса и демотивация к занятиям спортом;
  • риск ошибочного выбора специализации и потеря возможности достижения успеха в другом виде лёгкой атлетики или виде спорта.

В социально-психологическом аспекте ранняя спортивная специализация, сопряжённая с форсированной подготовкой, зачастую приводит к отсутствию независимости юных спортсменов, их социальной изоляции, эмоциональному выгоранию и психологическим травмам [10]. Чтобы избежать подобных негативных последствий и реализовать спортивный потенциал занимающихся, важно давать спортсменам адекватную нагрузку, индивидуализированную с учётом не только начального уровня спортивных результатов, но и биологического возраста и уровня отзывчивости на нагрузки [11].

Таким образом, высокий уровень спортивных достижений современного спорта требует от молодых легкоатлетов феноменальных способностей, запредельной интенсификации подготовки и повышения специализированной адаптации, что оставляет мало возможностей для их общей закалки и всестороннего укрепления физического здоровья. Система тренировок, нацеленная на получение максимального результата, и ранняя специализация приводит к быстрому истощению организма спортсменов, в результате чего для юношеского спорта становятся актуальны проблемы взрослого спорта – спортивные болезни и травмы. В зрелом возрасте ранняя специализация становится причиной стагнации спортивных результатов и раннего завершения спортивной карьеры.

Список литературы

  1. Юшкевич Т., Баранаев Ю. Проблемы спортивного отбора юных бегунов на короткие дистанции // Наука в олимпийском спорте. – 2020. – № 4. – С. 24-34. – DOI: 10.32652/olympic2020.4_3
  2. Золичева С.Ю. Современный взгляд на некоторые проблемы детско-юношеского спорта / С.Ю. Золичева, А.В. Тарасов, О.И. Беличенко, А.В. Смоленский // Вестник новых медицинских технологий. – 2018. – Т. 25, № 3. – С. 76-82. – DOI: 10.24411/1609-2163-2018-16100
  3. Дьякова Л.И. Преимущества и недостатки ранней специализации борцов: методическая разработка. – Саров: Муниципальное бюджетное учреждение Спортивная школа «Икар», 2022. – 10 с.
  4. Хвацкая Е.Е., Латышева Н.Е. Проблема ранней спортивной специализации (профессионализации) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 1. – С. 194-201.
  5. Нагорная М.О., Котельникова С.В., Небратенко С.В. Преимущества ранней специализации у спортсменов рукопашников // Актуальные вопросы современной науки: сборник трудов по материалам VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 30 декабря 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021. – С. 6-13.
  6. Павлова А.Н. Проблемы системы детско-юношеского спорта в России и за рубежом // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2021. – № 4 (38). – С. 56-63.
  7. Варданян В.Т., Козин В.В. Проблемы интенсификации тренировочного процесса в подготовке хоккеистов начального этапа обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 61-70.
  8. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина, С.В. Медников, Е.Е. Хвацкая; под ред. А.Е. Ловягиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 609 с.
  9. Зотова Ф.Р. Состояние и проблемы подготовки легкоатлетического резерва (по данным социологического исследования) / Ф.Р. Зотова, А.Х. Алхусни, Р.М. Валиуллин, В.А. Мартынова, В.В. Чёмов, В.П. Черкашин, М.С. Шубин // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 89-99. – DOI: 10.14529/hsm200111
  10. Кириллова Т.Г. Проблемы ранней спортивной специализации / Т.Г. Кириллова, З.М. Гусенов, Н.А. Перчиклий, Р.В. Рясной, А.Д. Сапрыкина, В.К. Сахненко, Н.О. Шевченко // Олимпийская идея сегодня: материалы Шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. – 2016. – С. 224-228.
  11. Гильфанов Р.Г. Проблемы ранней специализации в лёгкой атлетике [Электронный ресурс] // Uzathletics.uz. – 2021. – URL: https://uzathletics.uz/stati/article_post/problemy-rannej-specializacii-v-legkoj-atletike (дата обращения: 27.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: