УДК 796

Программа оздоровительной тренировки для студентов специальных медицинских групп

Гальчинская Людмила Александровна – старший преподаватель Севастопольского  государственного университета

Аннотация: В статье анализируются особенности программы оздоровительной тренировки для студентов специальных медицинских групп. Приводятся задачи программы физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Рассматривается структура занятий с обучающимися специальных медицинских групп. Отмечается важность обучения студентов правильному дыхания, приводятся наиболее распространённые дыхательные гимнастики. Выявляются значимость и специфика элективных учебных дисциплин по физической культуре.

Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, оздоровительная тренировка, программа занятий, студенты.

Приоритетным задачами физического развития и воспитания учащейся молодёжи являются сохранение и укрепление здоровья, увеличение уровня функциональной и двигательной подготовленности и формирование культуры здорового образа жизни [1]. Их актуальность возрастает в связи с неоптимальными социальными и экологическими условиями, интенсификацией производства, демографическими проблемами и затруднениями в организации медицинского обслуживания, способствующими росту заболеваемости, сокращению продолжительности жизни и снижению здоровья населения России, в том числе студентов.

Средства физической культуры способны улучшить состояние здоровья обучающихся, однако в группе студентов специальных медицинских групп (далее – СМГ) отмечается пониженный интерес к физической активности [2]. Для исправления данной ситуации требуется разработка индивидуализированных тренировочных программ, учитывающих не только проблемы со здоровьем и разницу в уровне физической подготовленности, но и интересы и предпочтения самих студентов.

Целью работы является изучение особенностей программы оздоровительной тренировки для студентов СМГ. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

К СМГ относятся студенты, состояние здоровья которых требует занятий физическими упражнениями по программам, учитывающих специфику их заболеваний [3]. В эту группу входят обучающиеся с хроническими заболеваниями и врождёнными пороками развития различной степени компенсации, активности и сохранения функциональных возможностей. Состояние их здоровья требует ограничения объёма и интенсивности физических нагрузок по сравнению с основной и подготовительной группами. Динамика двигательных режимов студентов СМГ зависит от динамики их функциональных и адаптационных возможностей.

Основными задачами программы физического развития и воспитания студентов СМГ являются [4]:

  • укрепление здоровья, устранение или стойкая компенсация появившихся вследствие заболевания нарушений;
  • плавная адаптация организма к влиянию физических нагрузок;
  • совершенствование показателей физического развития, увеличение диапазона функциональных возможностей всех систем организма;
  • увеличение выносливости, физической и умственной работоспособности;
  • формирование осознанного и активного отношения к здоровому образу жизни;
  • формирование стойкого интереса к регулярной физической активности;
  • овладение комплексами упражнений, которые оказывают благоприятное воздействие на организм с учётом специфики и течения заболевания;
  • обучение правилам самостоятельного выбора и выполнения комплекса физических упражнений.

Занятия со студентами СМГ целесообразно разделять на четыре части [5]:

  1. Вводная часть. Включает подсчёт частоты сердечных сокращений студентов, построение и выполнение упражнений дыхательной гимнастики. При этом построение занимающихся оптимально выполнять не по росту, а по уровню физической работоспособности или показателям частоты сердечных сокращений [6]. Данный организационный приём способствует более оптимальному дифференцированию нагрузки.
  2. Подготовительная часть. Отводится для общеразвивающих упражнений, которые выполняются сперва в медленном, а затем в среднем темпе. Разминка позволяет размять и разогреть мышцы конечностей и спины и участить темп сердечных сокращений, что требуется для плавного повышения пульса до значений аэробной фазы. Все упражнения повторяются вначале по 4-6 раз, в дальнейшем – по 7-8 раз. В качестве общеразвивающих упражнений следует выбирать упражнения для крупных мышц конечностей и туловища, которые вовлекают в движение не менее половины мускулатуры.
  3. Основная часть. Отводится для обучения и тренировки, включает развитие различных двигательных качеств, освоение новых физических упражнений и соответствующих двигательных навыков. Чтобы физиологическая кривая занятия имела наибольший подъём во второй половине основной части, начальный период основной части должен быть заполнен более лёгкими физическими упражнениями, которые были усвоены на предыдущих занятиях. Для недопущения утомления от повторения однообразных движений необходимо чередовать нагрузку на разные мышечные группы.
  4. Заключительная часть. Включает упражнения на расслабление и дыхание, способствующие восстановлению функционального состояния организма студентов. В заключительную часть тренировки рекомендуется включать упражнения с низкой интенсивностью для мышечных групп, которые не участвовали в основной нагрузке.

Студентов с отклонениями в состоянии здоровья особенно важно научить самостоятельно использовать различные средства физической культуры для поддержания и укрепления психического и физического здоровья, поскольку это обеспечит их психологическую и физическую подготовку не только к обучению, но и к будущей трудовой жизни [7]. Отдельное внимание преподавателю необходимо уделить обучению студентов правильному дыханию, применяя любую из существующих методик дыхательных упражнений [8]. Дыхательные упражнения следует выполнять на каждом занятии СМГ, а также предлагать для домашнего выполнения. На занятиях можно использовать следующие дыхательные гимнастики, получившие наибольшее распространение:

  • пранаяма, включающая медленные вдохи, выдохи и задержки дыхания;
  • цигун, в котором используются резкий, короткий, активный вдох через нос и задержка дыхания на вдохе и выдохе;
  • система трёхфазного дыхания;
  • оздоровительная система И. Мюллера, для которой характерно глубокое ритмичное дыхание без пауз и задержек, сочетающееся с физическими упражнениями;
  • «парадоксальная» гимнастика А.Н. Стрельниковой, суть которой заключается в активном, напряжённом, шумном и коротком вдохе через нос, сочетающимся с физическими упражнениями;
  • «способ волевой ликвидации глубокого дыхания» К.П. Бутейко, основанный на уменьшении глубины дыхания.

Преподавателю необходимо научить студентов СМГ локально напрягать и расслаблять разные группы мышц, для чего требуется отточить технику выполнения корригирующих упражнений оздоровительной гимнастики [9]. Гимнастические упражнения в сочетании с оздоровительной ходьбой и бегом способствуют формированию правильной осанки, умению принимать и поддерживать заданное положение тела. Также в программу занятий рекомендуется включать скандинавскую ходьбу, способствующую повышению уровня общей физической подготовленности, развитию гибкости, силы и выносливости рук и плечевого пояса [10].

Для формирования стойкой мотивации к занятиям физической активностью студентам СМГ следует предлагать элективные учебные дисциплины по физической культуре, разрабатываемые с учётом их интересов и потребностей [11]. Обучающимся оптимально предлагать курс по выбору, в рамках которого будут комбинироваться различные модули физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Это позволит сформировать гибкую систему практических занятий по различным видам спорта. При этом на занятиях по каждому из модулей необходимо обеспечить не только овладение элементарными движениями определённого вида спорта, но и формирование различных двигательных качеств и способностей. К примеру, занятия по лёгкой атлетике должны помочь освоить не только различные виды ходьбы и бега, технику метаний и прыжков, но и развитие выносливости, быстроты и силы. Для удобства усвоения материала упражнения из отдельных разделов учебной программы можно включать как в основную, так и в подготовительную части занятий.

Таким образом, определяющее значение в процессе физической подготовки студентов СМГ имеют принципы оздоровительной направленности и дифференцированного подхода, реализация которых обеспечивает приоритетность сохранения и повышения здоровья обучающихся и максимальный учёт их индивидуальных особенностей. Программы оздоровительной тренировки для студентов СМГ должны составляться с учётом физического состояния и морфофункциональных нарушений организма студентов, основываться на оптимальном подборе методов, средств и технологий физического воспитания и рациональном распределении нагрузки. Индивидуальный подход к обучающимся позволит сформировать их устойчивую мотивацию к занятиям физической активностью, которую они смогут поддерживать самостоятельно.

Список литературы

  1. Максимова О.А. Разработка модели реализации содержания дисциплины физическая культура студентов специальной медицинской группы // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 12 (202). – С. 219-221. – DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p219-222.
  2. Тинькова З.С., Журавская Н.В., Учасов Д.С. Программа организации занятий физической культурой в специальных медицинских группах вуза // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2022. – № 4. – С. 48-54. – DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-48-54.
  3. Занятия физической культурой в специальных медицинских группах: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – 35 с.
  4. Сагдеев С.Я. Физическая культура в специальной медицинской группе: рабочая программа. – Похвистнево, 2020. – 17 с.
  5. Практическая физическая культура для специальной группы: элективные дисциплины по физической культуре и спорту / сост. В.Н. Верютин. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – 74 с.
  6. Савицкая О.В. Организационно-методические аспекты повышения эффективности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12 (190). – С. 211-216. – DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p211-216
  7. Яцюнь Чжан, Шилько Т.А. Педагогическая модель гимнастики Цигун для студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2020. – Т. 5, № 1. – С. 138-142. – DOI: 10.24411/2500-0365-2020-15120.
  8. Физкультурно-оздоровительные технологии: учеб. пособие для вузов / В.Л. Кондаков, А.А. Горелов, О.Г. Румба, Е.Н. Копейкина. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 334 с.
  9. Шувалов А.М. Использование оздоровительно-коррекционных занятий студентами специальной медицинской группы в структуре дисциплины «Физическая культура» высших учебных заведений / А.М. Шувалов, О.В. Евдокимов, О.В. Шиманский, И.В. Архипкин, Ю.О. Солнышкина // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – – № 3. – С. 41-45.
  10. Солонович В.А. Реализация дополнительной образовательной программы оздоровительных занятий скандинавской ходьбой для студентов специальной медицинской группы / В.А. Солонович, В.И. Шарагин, Н.Н. Маринина, Е.Н. Амелина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 1 (203). – С. 405-411. – DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p405-411.
  11. Рязанова Е.А., Гиренко Л.А. Элективные учебные дисциплины по физической культуре и спорту для студентов специальных медицинских групп // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 4 (56). – С. 62-70.

Интересная статья? Поделись ей с другими: