УДК 378.172

Сравнительный анализ общей и специальной выносливости, координационных способностей студентов 1 курса разных специальностей техникума

Хвиюзов Николай Валентинович – преподаватель физической культуры Архангельского техникума строительства и экономики

Аннотация: Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется в течение всего периода обучения. Занятия на 1-2-м курсах колледжа (техникума) носят оздоровительно-развивающую направленность. Средства и методы направлены на оптимизацию физического здоровья. Одновременно решаются образовательные задачи и задачи по совершенствованию умений и навыков, необходимых в будущей профессии. Физическая культура и спорт являются наиболее эффективными средствами, которые обеспечивают человеку подготовку физического, психического и функционального состоя­ния организма, отвечающего современным требованиям к профессиональному здоровью специалистов. В результате проведённого исследования выявили, что юноши разных специальностей имеют отличную общую выносливость, но не достаточный уровень развития координационных способностей.

Ключевые слова: обучающиеся, общая выносливость, специальная выносливость, координационные способности, юноши.

Профессионально-техническое образование является комплексной системой подготовки будущих квалифицированных рабочих. В современных условиях важным становится задача сохранения здоровья молодёжи, в том числе и через занятия физической культурой и спортом. Хорошо развитые физические качества помогают быстрее овладеть специальными умениями и навыками будущей профессии. Общая и специальная выносливость, координация движений имеют решающее значение для многих видов трудовой деятельности, в том числе в строительной и газовой отраслях.

Методика и организация исследования

Для определения общей и специальной выносливости и координационных способностей обучающихся Архангельского техникума строительства и экономики, мною были протестированы студенты 1 курса отделения капитальное строительство зданий и сооружений – 14 человек и отделения монтаж и эксплуатация газового хозяйства – 14 человек. В исследовании принимали участие только юноши.

Были проведены следующие тесты.

На общую выносливость: тест Купера - шестиминутный бег.

На специальную выносливость:

  • силовую – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (максимальное количество раз);
  • скоростно-силовую выносливость - прыжок в длину с места.

Тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям:

  • метание теннисного мяча на точность попадания. Результат – точность метания (попадания в цель);
  • челночный бег 3х10 м, из исходного положения – стоя лицом вперёд.

Полученные результаты сравнили с оценочной балльно-рейтинговой системой, принятой в СГМУ г. Архангельска [5] (таблица 1).

Таблица 1. Оценка общей и специальной выносливости и координационных способностей юношей 1 курса техникума.

Тест

Студенты 1 курса отделения капитальное строительство зданий и сооружений

n=14 

Студенты 1курса отделения монтаж и эксплуатация газового хозяйства

n=14   

Баллы

 

Общая выносливость: 6 мин. бег (м)

1850

 

1840

1 – 950 м 

2 – 951-1050 

3- 1051-1200

 4-1201-1300

 5-1301-1400 и более

Специальная силовая выносливость: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз)

 

33

32

1 – 7

2 – 15

3 – 25

4 – 35

5 – 45

Специальная скоростно-силовая выносливость: прыжок в длину с места (см)

 

223

207

1 – 190

2 – 210

3 – 220

4 – 240

5 - 250

Координация:

метание теннисного мяча на точность попадания правой рукой (количество попаданий, раз)

 

 

3

2

0 – 0

1 – 1

2 – 2

3 – 3

4 – 4

5 – 5

Координация:

метание теннисного мяча на точность попадания левой рукой (количество попаданий, раз)

 

 

2

1

0 – 0

1 – 1

2 – 2

3 – 3

4 – 4

5 – 5

Челночный бег 3х10 м (сек.)

 

7,6

7,7

1 – 9,0

2 – 8,8

3 – 8,6

4 – 7,9

5 – 7,4

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ показал, что юноши обоих отделений имеют отличную общую выносливость. За шесть минут они преодолели более 1400 м (результат на 5 баллов), пробежав 1850 и 1840 метров соответственно. В тесте на специальную (силовую) выносливость они показали одинаковые результаты. Обучающиеся отделения капитальное строительство зданий и сооружений отжались от пола в среднем 33 раза, а обучающиеся отделения монтаж и эксплуатация газового хозяйства – 32 раза. Данные результаты соответствуют оценке 3 балла. Тест на скоростно-силовую выносливость (прыжок в длину с места) юноши отделения капитального строительства зданий и сооружений выполнили на 3 балла (223 см), а юноши отделения монтаж и эксплуатация газового хозяйства на 1 балл (207 см). В результате исследования координационных способностей выяснили, что точность попадания мяча в цель у юношей отделения капитального строительства зданий и сооружений в среднем составляет 3 попадания правой рукой и 2 попадания левой рукой, а у юношей отделения монтаж и эксплуатация газового хозяйства – 2 раза и 1 раз соответственно. В челночном беге обучающиеся показали одинаковые результаты – на 4 балла (7,6 и 7,7 сек.).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне скоростно-силовой выносливости и развитии координационных способностей на точность попадания в цель у обучающихся отделения капитального строительства зданий и сооружений, чем у обучающихся отделения монтаж и эксплуатация газового хозяйства. Надо отметить, что общий уровень этих показателей недостаточно высокий у юношей обоих отделений. Следовательно, на занятиях физической культурой, надо больше уделить внимания развитию данных качеств. Физическая подготовка обеспечивает развитие специ­альных качеств работников технических специальностей, которые используются для эффективной адаптации к производственным условиям и повышению степени профессиональной надежности.

Список литературы

  1. Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2;
    https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15686&ysclid=lt05hjltpy121252877
  2. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов / Н.В. Васенков // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 5. – С. 91–92.
  3. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2008. – № 1. – С. 35-38.
  4. Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Дубровин Н.А., Гордеев К.С., Жидков А.А. Физическое воспитание студентов колледжа // Современные научные исследования и инновации. 2021. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95241.
  5. Пушкина В.Н., Гернет И.Н., Колодий Н.Г., Калгин В.В., Джгаркава О.В. Балльно-рейтинговая технология системы оценки знаний студентов по дисциплине «физическая культура» в медицинских вузах // Методические рекомендации. – Архангельск. – 2013. – СГМУ. – 62 с.
  6. Хламов В.Н., Драничкин А.С. Особенности развития выносливости у учащейся молодёжи с разной профессиональной направленностью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – №3. – С. 20-23.

Интересная статья? Поделись ей с другими: