УДК 796

Акробатика как средство развития физических способностей у детей младшего школьного возраста

Калинина Елена Александровна – профессор кафедры теории и методики физического воспитания Петрозаводского государственного университета.

Харитонова Дарья Вадимовна – студент Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена изучению влияния занятий акробатикой на уровень физических способностей детей младшего школьного возраста. Авторы выявляют теоретико-методологические предпосылки и особенности развития физических качеств у детей средствами акробатических упражнений. В практической части исследования, в педагогическом эксперименте, показан уровень развития физических способностей и сравниваются эти показатели у младших школьников, занимающихся акробатикой, а также занимающихся ОФП. В качестве гипотезы предполагается, что занятия акробатикой способствуют повышению уровня физических способностей у детей младшего школьного возраста. Для проведения исследования использовались методы: анализ, наблюдение, тестирование, статистическая обработка результатов.

Ключевые слова: физическая культура, акробатика, физические способности, младшие школьники.

Физические способности детей младшего школьного возраста представляют собой одно из направлений, определяющих уровень физической подготовленности ребенка. Уровень развития физических способностей младшего школьника оценивается его общим состоянием, уровнем технико-тактической подготовки и функциональными возможностями детского организма, а также во многом определяет успех соревновательной деятельности школьника. Основу физических способностей составляют такие качества, как быстрота, координация, сила, гибкость и выносливость[1].

Младший школьный возраст является наиболее оптимальным и подходящим периодом для совершенствования физических способностей, что обусловлено морфологическими и функциональными изменениями в организме, позволяющими быстро адаптироваться к новым условиям. Несмотря на, казалось бы, одинаковые периоды сенситивных изменений, естественный прирост показателей физических способностей между школьниками резко отличается. Тем не менее, формирование целенаправленного и дозированного повышения уровня физических способностей одинаковой интенсивности достигается в процессе тренировочной деятельности. Особенно актуальным это является в период младшего школьного возраста, когда на процесс сенситивного развития накладываются систематические и специальные упражнения для развития физических способностей.

Акробатика как средство развития физических способностей у детей младшего школьного возраста является неотъемлемой частью раздела учебной программы по физической культуре. Занятия этим видом спорта находят свое отражение в рамках процесса обучения младших школьников, обеспечивают достижение поставленных целей на уроках физической культуры, а также способствуют всестороннему и гармоничному развитию личности[2].

На уроках физической культуры для детей младшего школьного возраста программа предусматривает преимущественное использование общеразвивающих упражнений. Однако для формирования двигательных действий их применение не является достаточным. Формируется необходимость внедрения дополнительных средств и методов, позволяющих сформировать полноценную двигательную культуру школьников. Одним из наиболее эффективных инструментов является использование гимнастических упражнений и элементов из спортивного направления акробатики[3].

Педагогический эксперимент проводился на базе Карельской региональной физкультурно-спортивной организации «Федерация трикинга Республики Карелия» с целью сравнительного анализа уровня развития физических способностей учеников, занимающихся акробатикой на этапе первичного и итогового тестирования.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов:

Первый этап проводился в первой половине марта 2023 года и заключался в отборе тестов для определения первоначального уровня развития физических способностей у детей 7-9 лет, занимающихся акробатикой. На данном этапе тестирование детей было организовано по методике оценки физических способностей В. И. Ляха[4]:

  1. Для оценки скоростно-силовых способностей в качестве теста использовалось метание теннисного мяча на дальность. Школьнику предлагалось сесть на пол, ноги ставились врозь, угол определялся по ощущениям испытуемого, в одной из рук, удерживался мяч. По сигналу испытуемому необходимо было выполнить бросок мяча вперед сначала одной, затем другой рукой. 
  2. Для оценки скоростно-силовых способностей в качестве теста использовался прыжок в длину с места с двух ног. Школьник занимал положение основной стойки, находясь у контрольной линии. После выполнения отталкивания с двух ног, сопровождающимся взмахом рук вперед – вверх, испытуемый выполнял прыжок в длину. Испытуемому предлагалось выполнить три попытки, в протокол заносился лучший из результатов, записанный с точностью до одного см, определяемый по месту приземления пяток школьника.
  3. Для оценки координационных способностей в качестве теста использовалась проба Ромберга — испытуемому, находящемуся в положении стоя, предлагали плотно сдвинуть стопы и опустить руки вдоль туловища, глаза закрыты. Фиксировалось время стояния в секундах до момента потери равновесия.
  4. Для оценки координационных способностей в качестве теста использовалось ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения. Испытуемому предлагалось выполнить ведение мяча одной рукой, при этом основная задача заключалась в преодолении дистанции с тремя стойками за минимальное время после подачи звукового сигнала. После этого, испытуемому предлагалось выполнить тоже самое, но другой рукой.

На втором этапе исследования (вторая половина марта 2023 г. по октябрь 2023 г.) в группе проводились тренировочные занятия. Контрольная группа включала в себя 10 детей в возрасте 7-9 лет, которые занимались по направлению «Общая физическая подготовка». Экспериментальная группа включала в себя 10 детей в возрасте 7-9 лет, которые занимались по направлению «Акробатика».

Третий этап исследования (октябрь 2023 года) заключался в итоговом тестировании, а именно в анализе и сравнении данных тестирования в начале и в конце эксперимента. На основании проведенного анализа данных определяется достоверность гипотезы.

Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики, использовался метод определения средней величины.

Таким образом, результаты сравнительного анализа в развитии физических способностей у детей 7-9 лет, занимающихся аэробикой и ОФП, показали следующие результаты:

По результатам, полученным в ходе тестирования на оценку скоростно-силовых способностей в тесте «Метание теннисного мяча на дальность» правой рукой наблюдается прирост показателей на 0,63м в контрольной группе, где показатель исходного тестирования составил 6,652±0,84м, а результат итогового тестирования улучшился до 7,28±0,79 м. По результатам, полученным в ходе тестирования на оценку скоростно-силовых способностей в тесте «Метание теннисного мяча на дальность» левой рукой наблюдается прирост показателей на 0,57м в контрольной группе, где показатель исходного тестирования составил 5,653±0,57, а результат итогового тестирования улучшился до 6,223±0,56 м.

По результатам, полученным в ходе тестирования на оценку скоростно-силовых способностей в тесте «Метание теннисного мяча на дальность» правой рукой наблюдается прирост показателей на 1,8м в экспериментальной группе, где показатель исходного тестирования составил 6,351±0,43 м, а результат итогового тестирования улучшился до 8,21±0,83 м. По результатам, полученным в ходе тестирования на оценку скоростно-силовых способностей в тесте «Метание теннисного мяча на дальность» левой рукой наблюдается прирост показателей на 0,96м в экспериментальной группе, где показатель исходного тестирования составил 5,854±0,43, а результат итогового тестирования улучшился до 6,821±0,83 м.

В тесте №2 «Прыжки в длину с места» были получены следующие результаты: средний результат в контрольной группе на начале эксперимента (март 2023) был 141,4±0,61см, а в конце эксперимента (октябрь 2023), после проведения повторного тестирования, результат улучшился до 147,6±0,75.

В экспериментальной группе средний результат на начале эксперимента (март 2023) был 139,6±0,58см, а в конце эксперимента (октябрь 2023), после проведения повторного тестирования, результат улучшился до 152,4±0,69.

Соответственно, оценивая полученные данные, можно сделать вывод, что наблюдается тенденция к росту показателей в данном тесте на 6,2 см или на 4,2% в группе ОФП, и на 12,8см или на 8,3%. Следовательно, можно говорить о том, что акробатика является более эффективным направлением для развития силовых и координационных качеств детей. Данный показатель увеличился в связи с тем, что был подобран правильный комплекс упражнений на развитие физических способностей для детей данной группы.

В тесте №3 «Проба Ромберга. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» были получены следующие результаты: средний результат контрольной группы (группа ОФП) на начало эксперимента (март 2023) был 4,66±0,58см, а в конце эксперимента (октябрь 2023), после проведения повторного тестирования, результат улучшился до 7,036±0,81.

В тесте №3 «Проба Ромберга. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» были получены следующие результаты: средний результат экспериментальной группы (группа Акробатика) на начало эксперимента (март 2023) был 8,43±0,37см, а в конце эксперимента (октябрь 2023), после проведения повторного тестирования, результат улучшился до 11,69±0,29см.

Соответственно, оценивая полученные данные, можно сделать вывод, что наблюдается тенденция к росту показателей в данном тесте на 2,37 сек или на 50,85% в контрольной группе и на 3,26 сек или на 63,41% в экспериментальной группе. Следовательно, можно говорить о том, что акробатика является более эффективным направлением для развития физических качеств детей. Данный показатель увеличился в связи с тем, что был подобран правильный комплекс упражнений на развитие физических способностей для детей данной группы.

В тесте №4 «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» - средний результат контрольной группы в начале эксперимента правой рукой (март 2023) составлял 26,22±0,37сек, а в конце эксперимента (октябрь 2023), после проведения повторного тестирования, результат улучшился до 24,72±0,63 сек,

В экспериментальной группе в тесте №4 «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» - средний результат в начале эксперимента правой рукой (март 2023) составлял 28,27±0,23сек, а в конце эксперимента (октябрь 2023), после проведения повторного тестирования, результат улучшился до 25,12±0,53 сек.

Согласно полученным результатам, наблюдается тенденция к уменьшению времени прохождения дистанции с ведением мяча правой рукой 1,8 сек в контрольной группе и на 3,15 сек в экспериментальной группе. Следовательно, можно говорить о том, что акробатика является более эффективным направлением для развития силовых и координационных качеств детей. Данный показатель увеличился в связи с тем, что был подобран правильный комплекс упражнений на развитие физических способностей для детей данной группы.

В тесте №4 «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» - средний результат контрольной группы левой рукой в начале эксперимента составил 26,22±0,64, а в конце эксперимента (октябрь 2023), после проведения повторного тестирования, результат улучшился до 25,71±0,36 см.

В экспериментальной группе в тесте №4 «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» - средний результат в начале эксперимента левой рукой (март 2023) составлял 27,41±0,85сек, а в конце эксперимента (октябрь 2023), после проведения повторного тестирования, результат улучшился до 25,18±0,47 сек.

Согласно полученным результатам, наблюдается тенденция к уменьшению времени прохождения дистанции с ведением мяча правой рукой 0,51 сек в контрольной группе и на 2,23 сек в экспериментальной группе. Следовательно, можно говорить о том, что акробатика является более эффективным направлением для развития силовых и координационных качеств детей. Улучшению результатов поспособствовала правильная дозировка упражнений из комплексов на развитие физических способностей, в течение всего эксперимента.

Подводя итоги, необходимо отметить, что по всем показателям тестирования наибольший прирост отмечается в экспериментальной группе. Следовательно, акробатика по сравнению с ОФП является наиболее эффективным средством развития физических способностей детей. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что занятия акробатикой способствуют повышению физических способностей у детей младшего школьного возраста вполне оправдана.

Список литературы

  1. Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике: учеб. пособие для вузов / Т.С. Лисицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – М. :Юрайт, 2019. – 240 с.
  2. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2006 – 290 с.
  3. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – М. : Спорт, 2019. – 656 с.
  4. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2011. – 202 с.

[1] Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов : монография / В. Н. Платонов. – М. : Спорт, 2019. – 656 с.

[2] Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике : учеб. пособие для вузов / Т. С. Лисицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – М. :Юрайт, 2019. – 240 с.

[3]Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов : монография / В. Н. Платонов. – М. : Спорт, 2019. – 656 с.

[4]Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006 – 290 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: