УДК 796
Функции физической культуры и их роль в сохранении здоровья студентов
Костромина Ольга Владимировна – доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» Самарского государственного технического университета
Расейкина Алина Александровна – студент Самарского государственного технического университета
Аннотация: Представленное исследование, посвящено изучению функций физической культуры и их значение в укреплении и сохранении здоровья студенческой молодежи. По результатам проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы: дано определение здоровья и физической культуры; всесторонне рассмотрены функции физической культуры и их значение в укреплении и сохранении здоровья студентов. В рамках проведенного исследования был проанализирован положительный эффект систематических занятий физической культурой для студентов.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, студенческая молодежь, физическое воспитание, физическая рекреация.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время интенсивные нагрузки для мозга, достаточно низкий уровень подвижной деятельности, несбалансированное питание, несоблюдение труда и отдыха, различные бытовые неудобства, частые стрессы, желание студентов совмещать учебный процесс с работой – все это крайне отрицательно сказывается на здоровье современной молодежи. Кроме того, на данный момент времени, вопросы здоровья и физической подготовки студентов имеют особую актуальность в свете программ физической подготовки в России. Студенты должны осознавать важнейшую роль физической культуры для поддержания и укрепления здоровья организма, что подчёркивает особый интерес и актуальность настоящей темы исследования.
Цель исследования – всесторонне исследовать функции физической культуры, и их роль и значение в укреплении и сохранении здоровья студентов.
Для начала, стоит рассмотреть, что же представляет собой «здоровье человека». Согласно актуальному определению, здоровье - это «…состояние полного физического, духовного, а также социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [3, c. 71]. Таким образом, здоровье представляет собой целую систему, в которой все её компоненты находятся в тесной взаимосвязи между собой и функционируют все вместе. Следовательно, физическое здоровье определяет психическое здоровье, а психическое, влияет на социальное самочувствие человека и наоборот.
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности [1, с. 113].
Понять важность физической культуры и их роль в укреплении и сохранении здоровья студенческой молодежи представляется также возможным, по нашему мнению, через её многофункциональность. Для начала, в целях изучения роли физической культуры и спорт в целях поддержания и укрепления здоровья, стоит отметить, что принято различать основные и косвенные функции физической культуры.
Среди основных функций на данный момент специалистами выделяются те, которые характерны только для физической культуры:
- В целом:
- удовлетворенность различных привычных потребностей человека двигательного характера, для поддержки общего состояния здоровья;
- предоставлениенаибольшей оптимальность физиологического капиталом и формирования, единой физиологической подготовки лица.
- Единичным типам физиологической культуры:
- специфически-просветительная (развитие и формирование моторных умений и умений);
- специфически-прикладная (профессионально-прикладная);
- спорт;
- специфически-рекреативная;
- оздоровительно-реабилитационная [2, с. 95].
Представляется важным в свете нашей темы исследования более подробно рассмотреть специфически-рекреативную и оздоровительно-реабилитационную функции физической культуры. Как мы говорили ранее в нашем исследовании, в основе нормального функционирования человеческого организма полагается его двигательная деятельность, которая, в первую очередь, обеспечивает обязательный расход мышечной энергии человека. Стоит отметить, по утверждениям специалистов, для организма человека нет особой разницы, в какой именно форме реализуется двигательная деятельность, будь то в виде физического труда, либо же в форме каких-либо физических упражнений [3, c. 72].
Однако, к примеру, учитывая принципиальное несовпадение целей труда и физических упражнений роль именно физкультурной физической работы, в качестве значительного оздоровительного фактора, неизмеримо более высока, поскольку в подобном случае представляется возможным достаточно просто определять и дозировать нагрузку для любого человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями, психическим и физически состоянием организма. Таким образом, грамотно реализуя определенные физкультурные методики, которых в настоящее время крайне много, представляется возможным решение множества даже достаточно непростых лечебных задач, а также восстановления работоспособности, поддержания должной физической кондиции, увеличения, что немаловажно физической работоспособности и т.д.
Кроме того, для удовлетворения многообразных потребностей современных студентов, а также в быту могут использоваться самые различные формы физической культуры, которые сформировались в науке как отрасли физической культуры. Основным из них выступает физическое воспитание. Как известно, данная форма представлена в сфере обучения и воспитания. Нельзя не отметить и оздоровительную физическую культуру, активно используемую в сфере досуга, быта и медицины.
Физическое воспитание в настоящее время является одной из самых значимых форм физической культуры. Физическое воспитание, на данный момент, как известно, включено в систему всех уровней образования и воспитания в качестве обязательного предмета. Основное назначение физического воспитания в обществе состоит в обеспечении и поддержании общей физической подготовки и общего физического образования учащейся молодежи. Иными словами, оно предназначено для создания некой базы физической подготовленности современных студентов (отсюда термин «базовая физическая культура). В высшем учебном заведении «Физиче культура» представлена в качестве обязательной учебной дисциплины целого гуманитарного образовательного цикла и важнейшей составляющей целостного развития личности студента, направленной на достижение должной психофизической готовности специалиста, завершившего образование, к конкретной профессиональной деятельности.
Таким образом, результатом обучения в области физической культуры должно выступать достижение оптимального для каждого студента уровня физической подготовленности, создание и поддержание должной мотивации у молодежи к ведению здорового образа жизни, приобретение необходимых знаний и умений для осуществления собственной физкультурно-спортивной деятельности. Соответственно, свои разнообразные образовательные и развивающие функции «Физическая культура» реализует в целенаправленном процессе физического воспитания студенческой молодежи.
В оздоровительной физической культуре, в свою очередь, можно выделить следующие направления: рекреационное; общеподготовительное; гигиеническое; лечебное. Рекреация – это отдых, восстановление сил после работы. Физическая рекреация – восстановление сил с помощью средств физической культуры. В последнее время все большую популярность приобретает использование средств физической культуры в упрощенных формах только для активного отдыха, получения удовольствия, развлечения, общения.
Таким образом, на основе вышеизложенного становится очевидно, что цель занятий физической культурой – укрепление здоровья студентов, физическое совершенствование и приобретение различных жизненно необходимых двигательных умений, а также навыков. Исходя из цели, можно сделать вывод о важнейшей роли физической культуры в укреплении и сохранении здоровья современной студенческой молодежи.
Достигнув цели работы, представляется возможным, отметить, что физическая культура, благодаря своим многочисленным функциям, позволяет современному студенту самосовершенствоваться, использовать разнообразные средства физической культуры в целях реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках, в профессиональной деятельности и после перенесенных заболеваний, а также овладеть необходимыми важнейшими навыками в организации и ведении здорового образа жизни. Студенты, обладающие творческой инициативой используют современные формы занятий физическими упражнениями для активного отдыха, проведения досуга и развлечений в семейной жизни, что положительно сказывается на укреплении и сохранении их здоровья.
В заключение стоит отметить, что систематические занятия физической культурой, даже невысокие по интенсивности и небольшие по объему, способны повысить умственную, психическую и эмоциональную деятельность, кроме того организм становиться более устойчив к различным психоэмоциональным нагрузкам, что в современном мире крайне важно.
Список литературы
- Степичева Н.В., Иванова А.А., Тумасян Т.И. Физическая культура в жизни студента / Н.В. Степичева, А.А. Иванова, Т.И. Тумасян // Наука-2020. – 2020. – № 2 (38). – С. 111-117.
- Терёшина Ю.А., Стричко А.В. Влияние физической культуры на здоровье студентов / Ю.А. Терёшина, А.В. Стричко // Достижения науки и образования. – 2021. – № 5 (77). – С. 93-100.
- Хайруллина А.Ю., Абдулов А.Р. Физическая культура и спорт в жизни студентов / А.Ю. Хайруллина, А.Р. Абдулов // International scientific review. – 2020. – С. 71-73.