УДК 811.161.1

Универсальные и этнические культурные концепты в сознании языковой личности

Сланова Марина Алихановна – старший преподаватель кафедры русского языка Юго-Осетинского государственного университета имени А.А.Тибилова (Южная Осетия - Государство Алания, город Цхинвал).

Аннотация: Каждая языковая личность как носитель вербального сознания имеет свой набор лингвистических концептов, часть из которых имеет этническую этимологию, а часть является универсальной для значительной части мирового общества. В статье рассматривается классификация культурных (в частности, лингвистических) концептов по этническому признаку.

Ключевые слова: социолингвистика, концепт мышления, культурный концепт, вербальное мышление, языковая личность.

Цель исследования. Определить структуру этнических и этнонезависимых культурных концептов в вербальном мышлении россиян.

Проблема исследования. Лингвоперсонология как довольно молодая отрасль лингвистики недостаточно полно изучила на сегодняшний день соотношение универсальных и этнических культурных концептов в структуре личности. Углубление их понимания может помочь оказывать более осознанное влияние на общество с целью его гармонизации и создания безопасной межличностной среды.

Метод исследования. Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Языковая личность как носитель вербального мышления оперирует понятиями, относящимися к культурным концептам разной этимологии. Часть таких концептов является универсальной для значительных социальных групп (например, населения города, деревни, страны), а часть – характеризуется обособленностью и уникальностью для конкретной этнической группы. [1]

В связи с тем, что Россия является многонациональной и многоязычной страной, вопрос определения лингвопсихологических характеристик отдельных этнических групп, являющихся частью её населения, стоит довольно остро. Очевидно, что культурные концепты якутов, русских и дагестанцев, осетин, будут существенно отличаться. [2] Понимание сущности их отличий поможет снизить социальную напряжённость в тех регионах, где имеет место сочетание нескольких этнических групп. Также оно будет полезным в частных случаях, например, при адаптации ребёнка, подростка или взрослого с конкретными этническими культурными концептами в новом коллективе.

  1. Культурные концепты как фактор формирования и функционирования языковой личности.

Культурный концепт представляет собою совокупность вербальных представлений человека (языковой личности) относительно какого-то явления, конкретного понятия или абстрактной нравственной категории. Совокупность культурных концептов формирует мировоззрение, морально-нравственные принципы личности и оказывает непосредственное влияние на оценку бытовых, профессиональных и иных ситуаций, в которые она попадает, а опосредованно через эту оценку влияет на реальное поведение человека.

К базовым культурным концептам человека относятся нравственные категории (совесть, честь, благородство, порядочность, свобода, дружба, любовь), социальные понятия (семья, друзья, родственники, коллектив), государственные понятия (Родина, патриотизм, интеллигенция, культура, общество) и т.д.

Как правило, формирование культурных концептов осуществляется в раннем возрасте, претерпевая изменения на протяжении всей жизни. Некоторые из концептов являются константами – это, в первую очередь, архетипичные понятия. [3] Некоторые – напротив, являются крайне динамичными, находятся под влиянием восприятия языковой персоной жизненных обстоятельств, в которых она действует или которые наблюдает со стороны.

В итоге сформировавшееся из сочетания различных культурных концептов, взаимодействующих между собой и дискретных, мировоззрение человека является базисом для его осмысленных и импульсивных действий, эмоциональных реакций, формирования отношения к конкретным событиям, людям, их поступкам и т.д.

Отдельно следует рассматривать культурные концепты, связанные с восприятием искусства – от них зависит восприятие творческих категорий, определённых образов и персонажей, созданных художниками, писателями, режиссёрами, музыкантами и т.д. Роль концептов с бэкграундом из области искусства тем выше, чем выше общий уровень развития культуры общества, осознаваемой её членами значимости творчества и творцов.

  1. Классификация концептов по этническому признаку.

Не ставится под сомнение то, что на формирование культурных концептов в каждом конкретном случае оказывают влияние самые различные факторы. Можно предположить, что этническая принадлежность языковой личности является одним из наиболее значимых факторов, формирующих мировоззрение человека в целом и его концепты, относящиеся к отдельным категориям, явлениям и понятиям, в частности. Этому есть ряд причин:

  • глобальность этнического информационного пространства, окружающего ребёнка с детства, как правило, он полностью погружён в него и считывает вербальные и невербальные сведения в постоянном режиме;
  • архетипичность нравственных, моральных, этических категорий в каждом этносе, устоявшаяся веками их система и иерархия;
  • двойное влияние на человека в любом возрасте – ближайшее окружение и официальное / неформальное общество и СМИ оказывают влияние на формирование концептов одновременно и параллельно.

Последнее явление может стать как фактором, усиливающим и углубляющим восприятие транслируемого извне культурного концепта, так и причиной возникновения глубинного когнитивного диссонанса. Такая ситуация, травмирующая психику, характерна для языковой личности, живущей в билингвальном пространстве, например, когда дома говорят на родном языке, а вокруг – на официально государственном. Это характерно для семей мигрантов, переселенцев, беженцев и требует особого контроля со стороны как государства, так и общества.

Можно выделить ряд культурных концептов, которые особенно подвержены этническому влиянию. К ним относятся, в первую очередь, религиозные понятия и категории, фольклорные и литературные явления (это особенно важно при анализе языковой личности), бытовые и семейные понятия. В целом, по степени влияния принадлежности к тому или иному этносу / нации можно выделить три группы культурных концептов:

  • не связанные с этническим фактором – универсальные концепты;
  • частично, косвенно или слабо связанные с этническим фактором – пограничные концепты;
  • тесно, напрямую или неразрывно связанные с этническим фактором – этнические концепты.

Универсальные концепты относятся к категориям так называемых общечеловеческих ценностей: жизнь и смерть, здоровье и болезни, горе и радость и т.д. Условно можно считать универсальными концепты, характерные для современных цивилизованных обществ, например, законопослушность, честь и достоинство, уважение к личности и т.д. Объединяет культурные концепты, входящие в данную категорию, то, что они имеют эквивалентные по значению термины, понятия, слова, определяющие понятия. Более того, в некоторых языках они даже фонетически созвучны. Такие концепты являются наиболее устойчивыми, поскольку не подвержены существенным изменением даже при глобальных личных переменах, например, переезде в другую страну.

Пограничные концепты формируются одновременно этническими и общечеловеческими факторами. Например, семья, отношение к родителям, супругам, детям могут зависеть и от традиций, характерных для конкретного этноса, и от веками сложившихся общечеловеческих ценностей, связанных с межличностными, родственными отношениями. Это - наиболее динамичная и подверженная изменениям группа концептов.

Этнические концепты характерны, в первую очередь, для понятий и категорий, связанных с национальной культурой, религией и историей, то есть с составляющими так называемого культурного кода представителя определённого этноса. В качестве примера могут быть приведены концепты религиозного поведения, обрядовости, культурного минимума читающего человека и т.д. Как и универсальные концепты, малодинамичны.

  1. Практическое использование информации о культурных концептах языковой личности.

Анализ личности в контексте особенностей её вербального мышления не может носить абстрактный теоретический характер, поскольку напрямую связан с изучением особенностей мировоззрения, влияющих на поведенческие паттерны человека в отдельности и как представителя определённой социальной группы. Следовательно, необходимо понимать, какое практическое значение несёт в себе изучение универсальных и этнических концептов в сознании и мировоззрении языковой личности.

Главным нам видится возможность анализа степени социализации конкретного человека в обществе в целом и конкретном коллективе, в частности. Проведение тестирования на сформированность социально значимых культурных концептов может проводиться среди детей и подростков в школе с целью своевременной коррекции процесса формирования морально-нравственных ценностей, а также понимания и соблюдения норм социально одобряемого поведения. Тестирование взрослых может проводится в ряде ситуаций, связанных с принятием решений о совершении процессуальных действий по отношению к ним (оценка психологического состояния подозреваемого в совершении правонарушения или преступления), кадровых решений (приём на работу или назначение на новую, отличную от прежней, должность), оценкой возможностей социализации в новом обществе (адаптация мигрантов, беженцев, переселенцев). [4]

Кроме того, разработка методик тестирования языковой личности в контексте осознания универсальных и этнических культурных концептов может быть полезна для профессиональной деятельности психологов и психотерапевтов, помогающих пациентам при проблемах как с межличностными коммуникациями, так и с самоидентификацией. Следует отметить, что кроме собственно замеров степени сформированности культурных концептов и фиксации их качественных характеристик, необходимо проводить сравнительный анализ с базовыми показателями по данным концептам, характерными (или желаемыми) для общества в целом.

Заключение

В последние годы наметилась тенденция к активному развитию антропоцентричной парадигмы в языкознании в целом и лингвистике в частности. [5] Это обусловлено и смещением акцентов в гуманитарных науках в целом, и открытием нового подхода к изучению языка, который привёл к внедрению в научную практику понятия языковой личности. Очевидно, что изучение универсальных и этнических культурных концептов является перспективным не только с теоретической, но и с практической точки зрения и способно дать социологам и психологам новые инструменты для диагностики и коррекции поведенческих аспектов отдельных персон и социальных групп.

Список литературы

  1. Алиференко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. – URL: http://library.lgaki.info:404/2021/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 13.02.2024).
  2. Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Ключевые концепты национального культурного мира. – URL: https://pandia.ru/text/81/173/32047.php (дата обращения: 14.02.2024).
  3. Башиева С. К., Геляева А. И., Шогенова М. Ч. Универсальные и этнические культурные концепты в архетипическом сознании современной языковой личности. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-i-etnicheskie-kulturnye-kontsepty-v-arhetipicheskom-soznanii-sovremennoy-yazykovoy-lichnosti/viewer (дата обращения: 13.02.2024).
  4. Степенова Ю. В. Языковая личность и аспекты её изучения. – URL: https://vestnik.utmn.ru/upload/iblock/6a0/28.%20%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B%20%D0%B5%D0%B5%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 13.02.2024).
  5. Евдошина Т. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании. – URL: https://pandia.ru/text/77/286/47937.php (дата обращения: 13.02.2024).