УДК 82

Референтное пространство религии в романе Э. Троллопа «Барчестерские башни»

Орлова Елена Леонидовна – кандидат филологических наук, Бурятский государственный университет.

Дармаев Арсалан Алдарович – магистрант кафедры немецкого и французского языков Бурятского государственного университета.

Аннотация. В статье рассматривается референтное пространство как основа исторического романа. Анализируется понятие референтного пространства, определяются его компоненты и роль в художественном произведении. Авторы рассматривают референтные ситуации, связанные с религией в романе Энтони Троллопа «Барчестерские башни» как совокупность референтов – реалий. Выделяются основные направления развития сюжетной линии, фоном для которых выступает религия.

Ключевые слова: исторический роман, эпоха викторианства, референтная ситуация, референтное пространство, религия, художественный стиль.

Материалом для нашего исследования послужил исторический роман Энтони Троллопа «Барчестерские башни». Исторический роман – это жанр литературы, который погружает читателя в прошлое, представляя исторические события и персонажей в художественной форме. При этом исторический роман является не только развлекательным жанром, но и способом отражения и осмысления изменений в обществе, политике и культуре. Именно поэтому важным аспектом любого исторического романа является референтная ситуация – использование реальных исторических событий и фактов в художественном произведении.

Актуальность данной темы подтверждается также тем, что в историческом романе референтное пространство играет роль не только фонового элемента, но и активного участника в сюжете. Оно становится своеобразным героем, который влияет на ход событий и на самых главных героев. Описание архитектуры, природы, повседневной жизни, исторических деталей и многого другого помогает нам вжиться в мир прошлого и проникнуться его атмосферой.

Е.И. Диброва рассматривает референтное пространство как совокупность персонажных, объектных (собственно предметных), локальных (собственно пространственных) и временных пространств, каждое из которых характеризуется своими номинативными сферами [1].

По мнению К.А. Долинина, референтная ситуация (а следовательно, и референтное пространство) необязательно представляет собой некий конкретный, локализованный во времени и пространстве участок предметной действительности; референтная ситуация может быть и абстрактной, идеальной, обобщающей более или менее обширный класс конкретных ситуаций [2].

Таким образом, к референтному пространству исторического романа относится вся экстралингвистическая ситуация, предметно-событийный фон, конкретные референты-реалии [3], предложенные автором читателю и, опираясь на которые, читатель создает собственное пространство, свой воображаемый мир.

Творчество Энтони Троллопа приходится на эпоху правления королевы Виктории в Великобритании (1837 – 1901). У британцев эта эпоха ассоциируется с определенными идеями, которые могут быть не так очевидны для представителей других культур. В это же время наблюдается расцвет классической литературы, которая становится фундаментом для критического реализма, заменяющего романтизм. Философский позитивизм вытесняет спекулятивные философские концепции, а длинная проза приходит на смену поэзии в качестве основной формы литературного самовыражения в Британии и по всей Европе. В 1840-х и особенно в 1850-х годах наиболее популярным жанром становится социальный роман с морализаторским уклоном.

Авторы таких романов вели исследования исторических событий, чтобы передать атмосферу и детали того времени. Описание референтного пространства в историческом романе требовало глубоких знаний исследуемой эпохи. Необходимо уметь передать детали и особенности времени, чтобы сделать произведение максимально достоверным. При этом важно не только описывать физическое пространство, но и передавать атмосферу и настроение той эпохи [4].

К наиболее известным авторам исторического романа эпохи викторианства относят Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса, Джорджа Элиот и Энтони Троллопа. Их произведения, такие как «Айвенго» Скотта, «Барнаби Радж» Диккенса, «Миддлмарч» Элиота и «Барчестерские башни» Троллопа, стали классикой английской художественной литературы.

В данной статье мы рассмотрим, как религия представлена в романе Троллопа и как она влияет на развитие сюжета.

Роман «Барчестерские башни» английского писателя Энтони Троллопа является одним из его самых известных произведений, написан в традициях критического реализма с комическими изображениями персонажей и философским рассуждением автора о смысле жизни. Роман рассказывает о жизни духовенства и продолжает литературную галерею, созданную Голдстоуном, Стерном и другими писателями. Однако, в отличие от других авторов, Троллоп изображает англиканское духовенство довольно реалистично, как профессиональную корпорацию, члены которой руководствуются точно такими же практическими расчетами, как любые другие дельцы. Именно поэтому религиозная составляющая романа особенно тщательно проработана и содержит множество референтов-реалий, создающих обширное, изобилующее деталями и смыслами референтное пространство.

В то же время, референтное пространство религии в романе Троллопа не является конечным. Читатель создает его сам, бесконечно расширяя и детализируя, либо сужая и игнорируя некоторые референтные ситуации.

В центре сюжета находится вымышленный городок Барчестер и его кафедральный собор, где разворачиваются различные события и конфликты. Главные персонажи фильма – священники из Англии, являющиеся одним из наиболее привилегированных слоев викторианской Англии.

Религия в романе предстает как важная социальная институция, определяющая повседневную жизнь городского сообщества. Центром религиозной жизни выступает кафедральный собор, где люди собираются на службы и вступают в общение друг с другом. Духовенство играет важную роль в жизни общины, определяя векторы ее настроения и регулируя процессы, происходящие внутри нее. Религия является неотъемлемой частью жизни героев и влияет на их поступки и решения.

В романе Троллопа с религией также связаны моральные и этические вопросы, которые затрагивают героев и вносят непредсказуемые изменения в сюжет. Например, главный герой романа, молодой священник Арчи Джексон, сталкивается с дилеммой между своими обязанностями перед Богом и своими человеческими слабостями. Его решение влияет на его дальнейшую судьбу и судьбу других героев. Таким образом, религия является решающим фактором, определяющим нравственные ценности и моральные принципы героев.

Религия также выступает основой конфликтов. Например, один из центральных персонажей романа, Гарри Слоуп, новый капеллан города, оказывается втянутым в различные религиозные противоречия. Противостояние между молодым, амбициозным Слоупом и его старым и влиятельным коллегой Блигитаилом становится главным конфликтом в романе. Первый стоит на стороне либерализма и реформ церкви, в то время как второй придерживается консервативных взглядов и традиций.

Эта борьба за преодоление конфликтов и разрешение противоречий становится основной силой, двигающей сюжетом романа. Троллоп акцентирует внимание на том, как религия может быть использована для достижения личных целей. Именно такими дельцами от религии выглядят в «Барчестерских башнях» и вновь назначенный епископ, и его супруга, миссис Прауди, и капеллан Слоуп, и архидьякон Грантли.

Таким образом, религия в романе Э. Троллопа может быть рассмотрена с нескольких сторон: как исторический и культурный фон, как социальный институт, задающий общий тон и правила поведения в сообществе, как основа для морально-этических поисков героев и как основа для религиозных конфликтов.

В то же время, описание референтной ситуации в романе не является простым отражением действительности, не представляет собой автоматическую фиксацию с помощью слов того, что знает или воображает автор. Собственно создание референтной ситуации религии не является самоцелью автора. Однако создаваемое референтное пространство служит фоном, подчеркивающим многомерность повествования, делающим его более выпуклым и контрастным, оно создает опоры, позволяющее читателю домыслить реальность автора и почувствовать себя участниками событий.

Список литературы

  1. Диброва Е.И. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII Международной конференции. М., 1999. С. 105-106.
  2. Заика В. И., Гиржева Г. Н. Трансгрессия в эстетическом дискурсе // Studia Wschodniosłowiańskie, Белосток 2015. Т. 15. С.497-508.
  3. Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: КомКнига, 2010. 304 с.
  4. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1997. № 3. С.22-31.

Интересная статья? Поделись ей с другими: