УДК 82-31

Анализ отрывка из романа Ф. К. Сологуба «Мелкий бес»

Балантаева Мария Владимировна – студент бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается анализ отрывка из романа Ф. К. Сологуба «Мелкий бес». Проводится исследование выбранного отрывка, обращается внимание на его основные художественные характеристики, структуру и языковые особенности. Через детальный анализ текста, выявляются главные темы, мотивы и символы, которые присутствуют в данном отрывке и являются ключевыми для понимания общего контекста романа. В работе также рассматриваются исследовательские подходы и методы, используемые для анализа литературных текстов, и их применение к данному отрывку.

Ключевые слова: символ, символизм, Сологуб, символистский роман, Мелкий бес.

Фёдор Кузьмич Сологуб был одним из выдающихся писателей и драматургов прошлого века. Представитель символизма и декадентского направления в русской литературе. В творчестве Сологуба много пессимизма, так как он увлекался философией Шопенгауэра [3]. Федор Кузьмич отрицает идею Соловьева о том, что красота спасет мир. А главными темами произведений являются смерть, страдание, утрата идеалов, насилие. Еще одна особенность – фольклорно-сказочная семантика в произведениях. Также в его творчестве прослеживается философия экзистенциализма, которая была присуща и творчеству Андреева. Данные особенности хорошо прослеживались в символистском романе «Мелкий бес».

Название романа характеризует его главного героя – Передонова Ардальона Борисыча. Фразеологизм «Мелким бесом рассыпаться перед кем-то» означает угодливо льстить, лебезить. Именно это и делал Передонов, чтобы получить желаемую должность. В добавок название заключает в себе двойную отсылку на стихотворение Пушкаина «Бесы», а также роман Достоевского, который тоже называется «Бесы» [4].

В «Мелком бесе» 32 главы, у них нет названий, но есть римские номера. Первые три главы – завязка действия в романе. В следующих четырех главах автор раскрывает персонажей больше. Композиция романа – параллельная, так как с 14 главы Сологуб вводит еще одну сюжетную линию между гимназистом Сашей Пыльниковым и сестрой Рутилова Людмилой.

Сумасшествие в произведении проходит лейтмотивом на протяжении всего повествования. Главная идея безумия составляется с помощью использования особой лексики, упоминающей болезнь: "помешательство", "умоповреждение", "душевная болезнь" - и подкрепляется лексикой, связанной с болезнью напрямую и указывающей на действительные ситуации, которые сопутствуют умопомешательству Передонова. В работе идея безумия проявляется в таких смысловых планах, как размывание четких граней между реальным и выдуманным; нарушение логической цепочки; потеря смысла. Всё это хорошо описывается в 12 главе, первая часть которой рассматривается в данной статье.

В начале главы Передонов идет на церковную службу, где видит, что ученики гимназии ведут себя неподобающим образом: «Там он стал сзади учеников и внимательно смотрел за тем, как они себя вели. Некоторые, показалось ему, шалили, толкались, шептались, смеялись. Он заметил их и постарался запомнить. Их было много, и он сетовал на себя, как это он не догадался взять из дома бумажку и карандашик записывать. Ему стало грустно, что гимназисты так плохо себя ведут, и никто на это не обращает внимания, хотя тут же в церкви стояли директор да инспектор со своими женами и детьми» [5]. Он жалуется, что остальные взрослые не обращают такого же внимания на дурное поведение детей. Однако далее автор говорит нам, что видение ситуации Передонова совсем отличается от реальности: «Редко-редко кто шепнет что-нибудь соседу, – два-три слова, почти не поворачивая головы, – и тот отвечал так же коротко и тихо, или даже одним только быстрым движением, взглядом, пожиманием плеч, улыбкою. Но эти маленькие движения, не замечаемые дежурившим помощником классных наставников, давали встревоженным, но тупым чувствам Передонова иллюзию большого беспорядка» [5]. Для Передонова все люди кажутся подозрительными, а их действия раздражающими. «…мало-по-малу вся действительность заволакивалась перед ним дымкою противных и злых иллюзий» [5], в этом отрывке Сологуб прямо говорит о том, что воспаленное сознание Ардальона Борисыча рисует ему иллюзии, несвязанные с реальностью, все больше погружает в выдуманный мир.

Образ главного героя воплощает в себе все негативные черты людей, он демонизирован, поэтому ему невозможно сопереживать. «Передонов во всю свою учительскую деятельность совершенно искренно не понимал и не думал о том, что гимназисты – такие же люди, как и взрослые» [5], герой не считает детей людьми, хотя его профессия напрямую связана с ними. Здесь автор передает мрачный, но и одновременно реалистичный образ провинциальных учителей, разрушая канон о том, что учителя – наставники жизни для детей. «Передонов посматривал на него, и особенно приятно ему было смотреть, когда Саша стоял на коленях, как наказанный, и смотрел вперед, к сияющим дверям алтарным, с озабоченным и просительным выражением на лице, с мольбою и печалью…» [5], этот отрывок также показывает, что главный герой лишен всяких гуманистических чувств, ему нравится, когда страдают невинные люди.

«Передонов пошел по темным улицам, придумывая, где бы провести час. Было много домов, во многих окнах горели огни, иногда из отворенных окон слышались голоса. По улицам шли расходившиеся из церкви, и слышно было, как отворялись и затворялись калитки и двери. Везде люди жили, чужие, враждебные Передонову, и иные из них, может быть, и теперь злоумышляли против него» [5]. В этом отрывке можно увидеть переход из действительности в выдуманную реальность Передонова, которая буквально состоит из страха, вражды и паранойи. Такой перевод часто встречается на протяжении всего романа, автор реализует его, добавляя частицы со значением достоверности, а также при помощи сравнительных оборотов с союзами - словно, как будто, точно, как бы, как. Применяя подобный прием, автор подчеркивает нереальность мира персонажа. Главная особенность подобных сравнительных конструкций у Сологуба заключается в том, что они дают возможность интерпретировать сравнение как буквально, так и в метафизическом смысле. При помощи средств выражения неопределенности реальность в произведении лишается ясности и приближается к ирреальности.

Данная глава романа окончательно убеждает читателей, что Передонов сходит с ума, также в ней впервые появляется недотыкомка, на протяжении всего повествования Сологуб скрыто намекает читателям на безумие главного героя.

Символизм и символы – основополагающие элементы творчества Сологуба. Он является представителем символизма и декадентского направления в русской литературе. В своем творчестве Сологуб проявлял много пессимизма. Он написал выдающийся мрачный роман-миф, в котором отразил все пороки своих современников и показал жизнь настоящей провинции, где порой встречаются страшные люди. Представленный анализ отрывка из романа "Мелкий бес" Ф. К. Сологуба является исследованием, способствующим более глубокому пониманию художественного мира и стиля данного автора.

Список литературы

  1. Барковская Н.Б. Поэтика символистского романа: дис. … д-ра филол. наук // Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. - 463 с.
  2. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай // М.: Республика, 1994. 528 с.
  3. Бройтман С. Н. Федор Сологуб // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х гг.): в 2 кн. Кн. 1. М.: Наследие, 2000. С. 882-932.
  4. Полонский В.В. Поэтика Фёдора Сологуба: основные принципы, мифологические образы, литературные аллюзии. // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2016. Том 75. №2. С. 5-20. 
  5. Сологуб Ф.К. Мелкий бес // СПб., 2013. 376 с.