УДК 61(09)

Основные виды заговоров в литературе древней Месопотамии

Балантаева Мария Владимировна – студент бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные виды заговоров в литературе древней Месопотамии. На основе анализа текстов, представляет обзор различных видов заговоров, использовавшихся в древней Месопотамии, и их роль в жизни того времени. В работе исследуется значимость ритуалов для месопотамского общества и культуры. Через анализ различных источников, выявляется специфические особенности каждого вида заговора и его влияние на древнюю месопотамскую жизнь.

Ключевые слова: заговор, литература древней Месопотамии, наступательные заговоры, искупительные заговоры.

Заговоры – важная часть культуры Древнего мира, а также литературы Древней Месопотамии. Заговоры – неотъемлемая составляющая ритуалов, поэтому для более глубокого понимания заговоров, для начала стоит разобраться что такое сам ритуал.

Есть множество определений термина ритуал. Ритуал - вид обряда; историческая форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий. Выражает социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений. Он играет довольно важную роль в истории общества. В современном же обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.). Можно сказать, что ритуал присутствует не только в религиозной, но и в других сферах деятельности. Однако большинство определений ритуала всё же говорят о том, что для верующего ритуал означает циклическое превращение существования в то, чем оно должно быть.

Заговор возник из языческих молитв и заклинаний, изначально основывался на силе человеческого слова, затем на авторитете призываемого божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и убеждении простолюдина; вся сила заговора в точном произнесении нужных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Язычник силою заповедного слова заговора надеялся принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что ему угодно.

Структура заговора

В эпическом зачине упоминаются имена первых богов и их первые деяния, или же рассказывается о предмете, который считается носителем чистоты, и к которому заклинатель прибегает при магическом акте.

В инциденте рассказывается уже о непосредственной причине заговора: на человеке порча, страшная болезнь и поэтому ему стало плохо (в шумеро-аккадской религии это означает, что боги-хранители данного человека Шеду и Ламассу отходят от него из-за злодеяний демонов, и демоны встают на их место).

Формула передачи знания в шумеро-аккадских заговорах называется «Эа-Мардук» (Эа – старший бог, божество пресных подземных вод, покровитель магии и искусств, создатель и покровитель человечества, Мардук – младший бог).

Младший - Мардук приходит к старшему - Эа, затем Эа ему говорит: «Сын мой, чем тебе помочь? То, что я знаю, знаешь и ты» [3].
Затем старший бог дает младшему рецепт, как избавиться от порчи или страшной болезни.

Результатом должно быть изгнание злых духов и приближение Шеду и Ламассу.

Закрепкой завершается любой заговор. Действительно важная часть заговора, когда слово заклинателя подтверждается авторитетом божества.

Закончив разбор структуры заговора, можно рассмотреть его виды [3].

Наступательные заговоры

В Древней Месопотамии, как и во всем мире были колдуны. Они не ассоциировались с хорошими людьми, проводящими полезные ритуалы. Это были злые отшельники, которые наводили порчу на людей по просьбам их недоброжелателей или же по собственной инициативе. Они работали по заказам ради собственной выгоды, поэтому были изгоями в обществе.

Данные заговоры относились к типу «Маклу», то есть «сожжение». Такое название очень символично, ведь проводились они перед восходом Солнца-Шамаша, который являлся судьей всего живого.

Жрец, называемый «машмашшу», делал сам глиняные фигуры колдуна, наведшего порчу (современная ассоциация куклы Вуду). Затем связывал их и поднимал к Шамашу, чтобы он, как бог справедливости, рассудил всё правильно. После бросал фигурки в огонь, к богу Гирре, взывая к истреблению врагов [5].

Далее, чтобы благополучно завершить ритуал и у обратившегося человека всё было хорошо, обращались к стражу ночи и спокойного сна – Нуску, чтобы тот послал человеку счастье и спокойствие. В конце зажигали факел, чтобы фигуры охватились пламенем огня.

Вместе с этим следовали благодарственные молитвы Шамашу, за оказанную помощь, одновременно с которыми проводился обряд связывания и развязывания мотков шерсти, которые бросали в огонь. Таким образом, происходила резня с самим колдовством: узел был символом колдовства, его развязывание – победа над этим самым колдовством, а сжигание мотка - окончательным устранением возможности нового колдовства.

Чтобы лучше понять структуру, рассмотрим пример наступательного заговора:

Заклинание. Расторгни узы моей колдуньи,
Уничтожь слова моего врага,
Пошли буре ее чары, ветру — ее слова;
Все ее порчи и ее чары пусть унесет ветер;
Пусть ее дни унесут ее к бедствию и тоске;
Пусть она окончит свои годы в страдании и размалывании сердца;
Пусть она умрет, а я живу.
Ее колдовство, ее чары, ее порчи, пусть они будут развеяны
По приказу Эа, Шамаша, Мардука,
И царственной владычицы богов. Заклятье. Заклятье [3].

Искупительные заговоры

Данные заговоры проводились, чтобы искупить вину за плохие поступки, совершенные в прошлом. В основном это были нарушения табу, традиционных запретов, которые существуют в каждой вере и, в том числе, в современных религиях.

Нарушив табу, человек отдаляется от богов-покровителей и приближается к злым демонам. Чтобы избежать подобной участи и сохранить покровительство богов, прибегают к искупительным ритуалам. Маг начинает перечислять все грехи человека, умоляя богов его простить. Также распространено поверье, что поступки наших предков влияют на нашу жизнь, так было и в Месопотамии. Маг просит простить не только человека, совершившего зло, но и всех его предков, которые могли повлиять на это своими поступками в прошлом.

Такие ритуалы являются частью, составляющей целительные ритуалы [4]. В подобных случаях могут использоваться не только заговоры, но и молитвы.

Произнося молитву в храме, человек обращается к божеству с мольбой о помощи. В знак своей признательности, он приносит с собой подношение.

В заключении, стоит отметить, что люди придумали молитвы, заговоры и ритуалы для взаимодействия с божествами. Поэтому для них подобные ритуалы были неотъемлемой частью жизни, решающей судьбу каждого человека. Это служило началом сегодняшней медицины. Люди находили лекарства от болезней, но при этом не забывали обращаться к божествам, чтобы усилить эффект исцеления.

Изучая данную тему, можно проследить как традиции, знания и верования древних людей передавались сквозь века. А литература способствует большему пониманию нашей истории.

Список литературы

  1. Емельянов В. В. Древний шумер. Очерки культуры // СПб: «Петербургское Востоковедение». 2001. – 368 с.
  2. Емельянов В. В. Шумерские заклинания консекрации в связи с пониманием святости у шумеров // Православный Палестинский сборник. Выпуск 35 (98): Сборник памяти Н. В. Пигулевской. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 39-60.
  3. Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии // СПб.: Азбука-классика, 2003. - 317 с.
  4. Заблоцкая, К. В. Искусство исцеляющих формул (по литературным источникам Месопотамии) // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. – № 4(16). – С. 56-59.
  5. История Древнего Востока: учебник / Под ред. В.И. Кузищина // М.: Высшая школа, 1979. - 456 с.