УДК 82, 316.3

Высокие комедии Мольера

Балантаева Мария Владимировна – студент бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье исследуются высокие комедии Мольера, их основные характеристики и особенности, а также значимость в контексте европейской литературы и театрального искусства. Через анализ текстов пьес, выявляются основные темы, сюжетные линии и образы, которые делают его комедии исключительно проницательными и актуальными до сих пор. Эта статья представляет собой комплексное исследование, позволяющее углубить понимание творчества Мольера и его вклада в развитие комедийного жанра.

Ключевые слова: высокая комедия, Мольер, трагедия, Жан Батист Поклен.

Во времена классицизма на сцене преобладали не только трагедии, но и комедии. В классицизме существуют высокие и низкие жанры. К первым относятся: ода, трагедия, героическая поэма, дифирамб. К низким в свою очередь относят: комедию, басню, эпиграмму, сатиру, авантюрный роман [2]. Смешение данных жанров, например, трагикомедия, запрещались и считались чем-то недопустимым, однако Жан Батист Поклен, известный больше под псевдонимом Мольер, создал новый жанр.

После окончания колледжа, Мольер возглавил небольшой театр, который назывался «Блистательный». Но конкурировать с другими труппами «Блистательный» не мог, так как актеров было немного, а репертуар был совсем небольшой и неинтересный, поэтому они выступали в провинциях [1]. Мольер понимает, что трагедия не приносит ему успеха, однако затрагивает важные моральные проблемы. Комедия наоборот, больше близка зрителям, однако содержания в ней нет. Для того, чтобы получить большую аудиторию и популярность, необходимо придать комедии черты трагедии, смешать два жанра и поучить нечто новое. Перенести моральную проблематику из трагедии с ее условными античными персонажами в комедию, изображающую современную жизнь обычных людей. Так Мольер создаёт высокие комедии. Перечислим несколько отличительных черт высокой комедии. Главное отличие от обычной комедии классицизма - наличие серьёзных нравственных, социальных и философских проблем в произведение. Главным героем высокой комедии был не простой крестьянин, а человек из высшего общества. Также в данных комедиях действует правило трёх единств. Высокая комедия, как и трагедия делится на пять актов и пишется не прозой, а стихом [2].

На 1664-1670 гг. приходится высший расцвет творчества драматурга. Именно в эти годы он создает свои лучшие комедии: "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скупой", "Мещанин во дворянстве" [1].

Комедия "Тартюф, или Обманщик" была написана в 1664 году. И в этом же году впервые представлена на празднике, который Людовик XIV устроил для своей жены и матери. В пьесе разоблачалось тайное религиозное общество, «Общество святых даров». Король оценил пьесу, так как боялся, что церковь может усилить свою власть. А вот Анна Австрийская пришла в негодование, потому что поддерживала данное общество. Из-за скандала комедия была запрещена, а Мольера требовали сжечь на костре и подвергнуть пыткам. Однако он совершенствует пьесу, добавляя два новых действия. Через два года Анна Австрийская умирает, и Мольеру предоставляется шанс снова поставить комедию на сцене. Но из-за опасений повторения ситуации, он конечно же меняет имя героя и название самой пьесы на "Обманщик". Это приносит пьесе успех, но ее снова запрещают. В 1669 Жан Батист вновь представляет обновлённую комедию и на этот раз она остаётся в веках, до сих пор третий вариант "Тартюфа" ставят на многих театральных сценах мира.

Основное внимание Мольер сконцентрировал на продумывание характера Тартюфа и разоблачении его гнусной деятельности. Тартюф, имя которого Мольер придумал сам, происходит от слова "обман", страшный лицемер. Он прикрывается религией, изображает из себя святого, а сам ни во что не верит. Высокую оценку этому произведению давали Гюго и Бальзак, Пушкин и Белинский, а имя Тартюф стало нарицательным для обозначения лицемера. Это говорит о гениальности Мольера, как драматурга.

Из-за того, что «Татюрф» запрещают в 1664 году, Мольеру срочно приходится писать новую пьесу, так как эта должна была стать премьерой года. Так рождается не менее знаменитая пьеса «Дон Жуан».

Главный герой пьесы не был придуман самим Мольером, он взял его и сам сюжет из пьесы испанского писателя XVII в. Тирсо де Молина "Севильский озорник, или Каменный гость", написанной в 1630 году [1]. Имя Дон Жуана также, как и имя Тартюфа, становится нарицательным. В пьесе зритель не может вставать на сторону кого-то одного, потому что и Дон Жуан, и Сганарель персонажи неоднозначные. Дон Жуан вольно мыслит, и это привлекает, однако он лицемер. А Сганарель, неустанно защищающий мораль и религию, оказывается любителем денег и трусливым лицемером. В финале пьесы это очень хорошо показано, Дон Жуан отправляется в ад, Сганарель печётся только о жалование. Из-за образа Сганареля, пьеса также была запрещена и издана уже после смерти драматурга.

Ещё одна прекрасная комедия Мольера - «Мизантроп», написана в 1666 году. В ней главной проблематикой становится человеконенавистничество. Главный герой - Альцест, видит чужие недостатки, но упорно не замечает свои. Он критикует практически все действия других персонажей. Например, сплетни, которые распускают маркизы Акаст и Клитандр и Селимена; дружбу, которую заводят с первым встречным титулованным человеком; неумение некоторых персонажей говорить и принимать правду и многое другое. Альцест перфекционист и хочет идеального поведения от других людей. Но человека и его природу не исправить, не существует идеальных людей, честных, справедливых и благородных. Каждый преследует свои цели и у каждого своя судьба. Другой герой пьесы - Филинт, противоположность Альцеста. Он понимает, что нельзя исправить людей, и его главная цель - гармония с собой и душевный покой. Есть также возлюбленная Альцеста, Селимена. Она использует высшее общество и своих ухажеров в личных целях. От каждого из них она получает что-то своё.

Данная пьеса была и остаётся не менее великой, чем другие. Это доказывает похвала Вольтера и Буало. А другой драматург, Фабр д’Эглантин, даже создал продолжение под названием «Филинт Мольера, или Продолжение Мизантропа» [1].

После «Мизантропа» Мольер пишет ещё одну комедию - «Скупой». Название пьесы полностью отражено в главном герое Гарпагоне. Скупость овладела им и его сознанием, словно физическая болезнь. Желание иметь больше денег заставляет Гарпагона выдать дочь замуж за противного ей человека, психологически довести сына, даже когда он влюбляется в Марианну, он не перестаёт думать о деньгах. Имя Гарпагон выбрано неслучайно, от латинского harpago — «гарпун» (название специальных якорей, которыми в ходе морских сражений подтягивались вражеские корабли перед абордажным боем, переносное значение — «хапуга»). Герой Мольера получился однобоким и обобщенным, однако это не означает что-то плохое, благодаря такому подходу, и это имя становится нарицательным.

Мольер создал новый жанр, отличающийся от остальных, но одновременно вобравший в себя черты комедии и трагедии. И сейчас мы можем наслаждаться просмотром его пьес в самых разных уголках мира, на разных языках. Только во Франции его пьесы показывались более тридцати тысяч раз, а многие имена его персонажей стали нарицательными и по сей день используются в обычной речи, что не раз доказывает его величие.

Список литературы

  1. Бордонов Ж. Мольер. М.: Искусство, 1983. С. 214.
  2. Бояджиев Г. Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии [Электронный ресурс] / М.: Искусство, 1967. 556 с. Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv. ru/17v-euro-lit/boyadzhiev-moler/moler.htm - Литература Западной Европы 17 века. (дата обращения 09.05.2021)
  3. Венгеров С. А. От редакции // Мольер. Соч. Т. I [Электронный ресурс] / Под ред. С.А. Венгерова. СПб, 1912. - Режим доступа: http://elibrary.petrsu.ru/book.shtml?id=13358. Электронная библиотека Республики Карелия. (дата обращения 09.05.2021)
  4. Веселовский А. Н. Этюды о Мольере. Тартюф. История типа и пьесы. [Электронный ресурс] / М., 1879. 216 с. - Режим доступа: http://lib2.pushkinskijdom.ru/этюды-о-мольере-тартюф-история-типа-и-пьесы - Электронные публикации Института русской литературы (дата обращения 09.05.2021)