УДК 316.722

Модели межкультурной коммуникации в теории Г. М. Маклюэна

Громова Ксения Григорьевна – студент бакалавриата кафедры сопоставительного изучения языков и культур Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья содержит результаты исследования моделей межкультурной коммуникации в теории Г. М. Маклюэна. В работе рассмотрены основные подходы современной коммуникативистики к теоретическому наследию Маклюэна, описаны предложенные Г. М. Маклюэном виды коммуникации и выделены основания предложенной им типологии культур, раскрыты особенности понимания Маклюэном коммуникативных функций медиа и их влияния на культурные изменения.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, типология культур, способы коммуникации, культурные изменения, коммуникативные функции медиа.

Расширение способов коммуникации в следствии технологического прогресса, увеличение скорости передачи информации за счет современных технологий, оказывает влияние на сферу межкультурного взаимодействия. Осмысление этого процесса, предпринятое Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911-1980) представляет одно из самых ярких и дискуссионных явлений в теории коммуникации, вызывающее интерес современных исследователей.

Культуры больше не изолированы территориальными границами государств, в которых они находятся, или кратким соприкосновением на любом уровне, но все чаще взаимопроникают друг в друга в повседневной жизни любого человека. Современное общение не определяется также границами языкознания и психологии, приобретая междисциплинарный характер. Происходит интенсификация использования всемирной информационной сети, сопровождаемое появлением новых моделей коммуникации. С развитием технологий передачи информации расширяются и возможности каналов коммуникации представителей разных культур, порождая новые способы восприятия информации (коммуникативные модели). Маклюэн одним из первых осознал значение средств передачи информации как модели, определяющей социальные, культурные и цивилизационные характеристики общества. Особое внимание он уделял проблеме влияния средств информации их роли, в передаче содержания сообщения и формировании восприятия окружающего мира человеком.

К проблеме модели межкультурной коммуникации в теории Герберта Маршалла Маклюэна обращались многие авторы. Среди них Архангельская И. Б. в работе «Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа» [2]анализировала творчество канадского культуролога с позиции критика его теории о предсказании будущего качественно сдвига в восприятии окружающего мира человека в связи с появлением и активным использованием радио и телевидения. Архангельская И. Б., однако, не отрицает правоту теории Г. М. Маклюэна в целом, акцентируя внимание в своих работах на излишней экспрессивности культуролога, нацеленной на массовую аудиторию и, как следствие, теряющей научной составляющей.

Антипов М. А. [1] рассматривает проблему становления экрана основой коммуникации в современном обществе. Автор статьи опирается на Маклюэна, как на культуролога, выдвинувшего теорию о коммуникационном развитии общества (смена способа коммуникации ведет к кардинальным изменениям в общественном сознании). Хотя Антипов М. А. опровергает теорию спирального возврата слуховой перцепции, как основного канала восприятия человека, он, несомненно, берет за основу выдвинутую концепцию канадского философа.

Канадский критик Артур Крокер [3] проводит сравнительный анализ мыслей Гранда и Маклюэна. Крокер затрагивает вопросы оппозиций взглядов двух данных авторов относительно популярной культуры, технологической и информационной зависимости, мира, переработанного в информационном потоке и многое другое. Появляются противопоставления авторских понятий Гранда и Маклюэна, что показывается различные взгляды авторов на переживающий перемены мир и человечество в нем.

Эрик Маклюэн и Франк Зингрон [4] разбирают основные положения теорий канадского философа и коммуникативиста, выдвинутые им в различных работах. В критическое произведение входят главы, посвященные также анализу «Понимание медиа: внешние расширения человека», в котором рассматривается человек технологической эпохи и «самоампутация», связанная с технологическим прогрессом.

Г. М. Маклюэн в своих работах «Галактика Гутенберга» [5] и «Понимание медиа: Внешние расширения человека» [6]впервые затрагивает историческое значение развития видов коммуникации и их влияние на способы передачи и хранения информации обществ различных периодов в существовавших цивилизациях. Канадский философ выводит несколько типов культур, формирование которых, зависят от способов коммуникации.

Анализ развития средств коммуникации следует начинать отслеживать с дописьменного периода в истории культуры, который также называется периодом устной (оральной) коммуникации.

Важно отметить, что речь, как основное средство коммуникации в дописменную эпоху, являлась единственным инструментом человека, применимым для хранения и передачи знаний с наибольшей эффективностью. Для человека племенной эпохи слово обладало магической силой, неся объемность и многогранность.

Характеризуя устные формы культуры, можно выделить особый диалоговый характер речи. Диалог в подобной культуре содержал не только концепты, переданные в словах, но и особые звуковые детали: темп речи, громкость, интонация, регистр, - а также всевозможные невербальные проявления общения. Именно поэтому канадский философ отмечает, что книга, как собеседник, была намного более нейтральной, предлагая только моновосприятие.

Представитель же подобной культуры, был лишен любой формы индивидуализма, подчиняясь всегда желаниям своего племени, не был способен отщеплять не только себя от окружающего мира, но и любые другие составляющие реальности от целостной картины.

Следующий выделенный этап эволюции средств коммуникации в культуре – эпоха «Галактики Гутенберга». Данна эпоха вывела распространение письменности и, соответственно, всеобщей грамотности, на новый уровень. Для того, чтобы дать характеристику печатной культуре, следует сначала отметить, что только фонетический алфавит и писменность его знаками может относиться к появлению человека визуальной эпохи.

Фонетический алфавит являет собой закодированную речь, символы, складывающиеся снова на бумаге в виде кода, воспринимающейся не аудиально, а визуально.

Именно поэтому, первая характеристика печатной культуры – развитый индивидуализм. В таком случае, человек способен получать информацию более широкого спектра не от племени или его представителя, а от книги, которая не только снижает эмоциональное содержание, но и исключает возможность диалога без посредников. Отсутствие необходимости постоянного контакта двух субъектов при общении дает осознание себя независимой от общества единицы. Более того, визуальный характер получения информации через строгий фонетический алфавит, приводит к расщеплению ощущаемого вокруг пространства.

С возрастающим индивидуализмом в таком обществе при этом преобладают националистические настроения, так как информация, распространяющаяся посредством книг и газет частно ограничивается пределами одного государства. Так появляются информационные коконы. Несмотря на то, что печатная технология позволила знаниям и информации распространяться быстрее, шире и во многом достовернее, языковые и территориальные ограничения все еще привязывали ее к единым центрам.

Наконец, в описании печатной культуры, Маклюэн использует такие слова, как линейность и нейтральность. Линейность характеризуется последовательно организованным языком книги, нейтральность (повышенная рациональность), - заменой место живого собеседника книгой.

Выводя следующий этап эволюции культуры, Маклюэн опирался на технологические новшества его времени, которые не предполагали знания об интернете и глобальной информационной сети. Так что прогнозируя, что человечество входит в эпоху «Глобальной деревни», канадский коммуникативист не ошибался. Маклюэн называет эпоху новых медиа переходом к племенному аудиальному способу восприятия.

Существенным отличием дописьменной эпохи и времени появления глобальной сети восходит к масштабу и скорости распространения информации. Сейчас, в сравнении с племенным обществом, знания передаются мгновенно в любые уголки Земли.

Современному человеку, по мнению Маклюэна, свойственно фрагментарное мышление, связанному со способом подачи информации. Оторванные или непоследовательные пазлы способны складываться человеком в полноценной содержание. Если представитель печатной культуры проходил этап детрайбализации, то с появлением массовых медиа, снова «трайбализируется».

Существует одно знаменитое высказывание Маклюэна — «medium is the message», которое заключает в себе смысл о том, что средство передачи сообщения само есть сообщение, а каждый медиум может быть содержанием другого медиума. Любой предмет окружающего мира содержит в себе историю развития или информацию о его обладателе, становясь средством коммуникации. Так, медиум теряет свое значение без наличия другого медиума.

Если происходит переход от одного средства коммуникации к другому, то коммуникационная функция интенсифицируется и ускоряется, что приводит к качественному сдвигу на социальном и культурном уровнях.

Современный мир, созданный из фрагменто образов и смыслов, предстает на данный момент последним этапом расширения человека или его «самоампутации»: с помощью медиа преодолеваются ограничения пространства и времени. Медиа становятся неотделимы от человека, так как принимают на себя функцию расширения не только тела, но и центральной нервной системы, приводя к выходу сознания за пределы тела и любых физических и временных границ.

Заключение

Итак, проведенный анализ основных теоретических концепций коммуникативных моделей Г. М. Маклюэна позволил нам выявить средства коммуникации их эволюционное развитие в историческом контексте и соотнести полученные знания с ситуацией в эпоху информационных технологий.

В статье были рассмотрены аудиальный, визуальный и аудиовизуальный способ апперцепции, характерные технологическому прогрессу определенных исторических эпох.

Были также раскрыты особенности понимания Маклюэном коммуникативных функций медиа и было выявлено, что медиа на каждом историческом этапе повторяется в спиралевидной последовательности, включая в свое содержание каждое предыдущего медиа.

Список литературы

  1. Антипов М. А. Экран как коммуникационная основа постсовременного общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8. С. 216-220.
  2. Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.10 – «Журналистика» / Архангельская, И. Б.; [Место защиты: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.]. - Москва, 2009. - 47 с. https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/2/294__.-2009.pdf
  3. Kroker A. Technology and the Canadian Mind Canadian. // Cataloguing in Publication Data. P. 147. URL: https://dspace.library.uvic.ca/bitstream/handle/1828/7129/Kroker_Arthur_TechnologyAndTheCanadianMind_1984.pdf?sequence=4
  4. McLuhan E., Zingrone F. Essential McLuhan // British Library Cataloguing in Publication Data. 1995. P. 405.
  5. Г. М. Маклюэн. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры//University of Toronto Press, 1962. А.Юдин, перевод, примечания, 2003 г. Оригинал-макет. Издательство "Ника-Центр", 2003 г. – 202с.
  6. Г. М. Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека// Пер. с англ. В. Николаева; Закл. Ст. М. Вавилова – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464с.